В украинском государстве законодательно введено регулирование цен на продукты питания, что дает возможность сдерживать их рост. Но сдерживать не всегда получается. Почему так происходит, мы попытались разобраться вместе с начальником госинспекции по контролю за ценами в Николаевской области Людмилой Коваль.
Начнем с цифр. На протяжении 2010 года сотрудники госинспекции организовали 240 проверок субъектов хозяйствования и установили нарушения в 94,2% случаев. Лидирующим среди разного рода нарушений стало завышение граничного уровня торговой надбавки. Напомним читателям, что в 2008 году было принято распоряжение №253 Николаевской облгосадминистрации, которое устанавливало граничные проценты надбавок к оптовым ценам производителя на ряд «социальных продуктов»: муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, мясо, основные молочные продукты, растительное масло, яйца. Граничный уровень устанавливался в размере 15% без учета транспортных расходов на перевозки.
Какие же результаты показали проверки госинспекции? Завышение граничного уровня торговой надбавки в разных предприятиях торговли в минувшем году составило: на молоко — от 15,1% до 44%; масло сливочное — от 15,2% до 54%; масло растительное — от 15,6% до 68%; крупы — от 18% до 42%; хлебобулочные изделия — от 15,4% до почти 89%; сметану — от 15,4% до 73%; яйца — от 17,6% до 40%; муку — от 16% до 45,5%.
- Необоснованное завышение цен является прямым нарушением законодательства, — прокомментировала Людмила Коваль. — Если производитель и оптовик работают в рамках закона, то цена, увеличенная больше чем на 1%, должна быть задекларирована в госинспекции. Субъект хозяйственной деятельности обязан прийти к нам, получить заключение, которым подтверждается обоснованность поднятия цены, а затем подать это заключение в облгосадминистрацию для согласования...
Однако субъекты предпринимательской деятельности ищут разные «лазейки», чтобы закон обойти. И, к сожалению, несовершенство законодательства позволяет им это сделать. Например, закон разрешает без декларирования поднять цену в пределах одного процента в месяц. Не трудно подсчитать, что за год уже «набежит» 12%.
Другой способ повышения цены без декларирования — это увеличение жирности продукта. Так в свое время поступили некоторые производители молочной продукции. В начале минувшего года многие горожане были удивлены, увидев на прилавках сметану жирностью 21% (вместо общепринятых 20%), молоко жирностью 2,6% (вместо 2,5%) и масло жирностью 73% (вместо 72,5%). Появление нового продукта в новой упаковке предоставило производителю право установить новую цену — и немаленькую. Стоимость 500-граммового пакетика сметаны возросла почти на 2 грн., а 73%-ное сливочное масло (задекларированная прежде цена — 46 грн.) стало стоить 70 грн. за килограмм.
- Мы решили проверить законность действий таких предприятий. Проверили: 73%-ное масло полностью соответствовало техусловиям, соблюдались необходимые технологии при его производстве — то есть всё было выдержано в рамках закона, который позволяет производителю выпускать масло жирностью от 72 до 80% и устанавливать на него рыночные цены. Сегодня украинский рынок насыщается стихийно, и конкуренция на нем присутствует не такая цивилизованная, какую бы хотелось видеть, — пояснила Людмила Коваль. — А наша инспекция, к сожалению, контролирует только «окончательный результат» — цены, сложившиеся при продаже... мы не можем влиять на производителей, на поставщиков — а это немаловажные «этапы» на пути продвижения продукции, где можно добиться значительного скачка цены.
«Цифровой» комментарий к этим словам Людмилы Ивановны присутствует в одном из сообщений Государственной налоговой администрации: цены на продовольственные товары в Украине сильно завышены, их можно уменьшить более чем на треть, если из цепочки ценообразования убрать посредников. Там, где посредники участвуют в поставках сырья на предприятие, считают налоговики, цена продукции увеличивается на 30-40%, а при их участии в продвижении готовой продукции на рынке (от производителя до торговой сети) вырастает еще на 10-20%. В результате мы с вами на протяжении последних лет являемся свидетелями негативной тенденции: постоянное снижение закупочных цен у непосредственных производителей сырья сопровождается аномальным ростом розничных цен на продукты питания.
- При проверках правильности соблюдения торговых наценок на все регулируемые группы товаров больше всего нарушений дает частный бизнес — под 100%. Его проверить вообще сложно — особенно когда нет кассовых аппаратов, не ведется бухгалтерский учет, — продолжила комментарий Людмила Коваль. — Нарушения свидетельствуют о том, что распоряжение облгосадминистрации большинством субъектов хозяйственной деятельности не выполняется, в результате нам приходится применять штрафные санкции. В 2010 году они составили более 1 млн. 233 тысяч гривен...
Благополучнее обстоят дела в николаевских супермаркетах: все-таки это юридические лица, у них ведется документация, которую можно проверить. Хотя с «чужеродными» супермаркетами возникают проблемы: если магазин является филиалом киевской, днепропетровской, одесской или другой иногородней компании, в нем существует электронный учет, а значит, в стометровых бобинах с чеками практически невозможно проследить правильность той или иной наценки.
Благодаря «чужеродным» супермаркетам, увы, кошельки николаевцев опустошаются быстрее. Потому как каждый товар получает наценку в виде транспортных расходов — поскольку его везут к нам из краев, «родных» для супермаркетовского филиала: в АТБ — из Днепропетровской области, в «Сильпо» — из Одесской, в «ЭКО-маркет» — из Киевской. Николаевская продукция стоила бы в этих супермаркетах дешевле, но... филиалы для того и созданы, чтобы дать заработать «своим».
И еще раз вернемся к законодательству, которое позволяет находчивому предпринимателю придумать массу вариантов для того, чтобы взвинтить цены на продукты. К примеру, гречневая крупа. Ежели продавать развесную гречку, то за килограмм покупатель заплатит 11 грн. Но где вы сегодня видели развесную? Всё расфасовано, запаковано и стоит в пределах 15 грн. То есть купленную у фермера, допустим, по 6 грн. крупу можно промыть, прожарить, пропарить, высыпать в яркий пакет... и за счет этих «манипуляций» поднять цену в два с половиной раза. Посредник свой куш на этом заработал, а каково украинскому покупателю, живущему у черты бедности?
- С вопросами, о которых мы сегодня говорили, наша госинспекция не раз обращалась в Кабмин, предлагая предпринять шаги по совершенствованию торгового законодательства, — завершает нашу встречу Людмила Коваль. — Если предприятие работает в данном государстве, оно фактически вступило в правовые отношения с этим государством, значит, должно думать не только о себе, но и о своих соотечественниках, о том, какую политику проводит государство, и поддерживать его.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |