ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Что готовит нам Жилищный кодекс?
19.01.2011 / Газета: Николаевский бизнес / № 2(358) / Тираж: 5100

Продолжается обсуждение и подготовка к принятию нового Жилищного кодекса Украины. Как известно, документ был принят народными депутатами в первом чтении. Доработанная его версия сейчас готовится к очередному обсуждению. Свое мнение по поводу нового закона, который коснется каждого жителя страны, корреспонденту НБ высказал депутат Николаевского городского совета Олег Мудрак.

- Проект нового Жилищного кодекса размещен на сайте Верховной Рады Украины. Там же есть и заключения двух управлений Верховной Рады — научно-экспертного и юридического.

Выводы обоих подразделений говорят о том, что в такой редакции закон нельзя принимать ни в коем случае. Его принятие внесет множество противоречий в ныне действующее законодательство — в Гражданский и Земельный кодексы, а также в законы, регулирующие жилищно-коммунальную сферу. Но главное — он сильно ударит по социально незащищенным слоям населения.

В первой статье кодекса придомовая территория определяется как «территория вокруг многоквартирного дома, определенная актом на право собственности или пользования земельным участком и предназначена для обслуживания многоквартирного дома».

В Николаеве на сегодняшний день зарегистрировано и действует более 160 объединений совладельцев многоквартирных домов. Чтобы предотвратить размещение на своей территории различных ларьков и забегаловок, некоторые ОСМД оформили договоры аренды земельного участка под обслуживание дома.

В кодексе вообще нет понятия «передачи в аренду земли, земельного участка». Сказано лишь о праве собственности или пользования. Все, что выстрадали ОСМД в виде полученных землеотводов и договоров аренды, им придется переделывать, причем за счет самих жителей. Но ведь уже было потрачено время, огромные деньги, утверждены проекты. Теперь всю процедуру отвода земли придется проводить заново.

- Олег Иванович, в кодексе есть понятие так называемого Фонда социального жилья. Что это будет за фонд?

- Я отнес бы это положение к довольно сомнительным.

По закону жилищный фонд социального назначения формируется органами местного самоуправления с целью обеспечения жильем социально необеспеченных граждан.

Могу заранее сказать, что такой фонд вряд ли будет создан у нас, потому что выделенные деньги вряд ли дойдут даже до областных городов, а будут направлены в более приоритетные регионы — Донецк, Харьков, Киев.

С другой стороны, непонятно, каким образом будут определяться граждане, имеющие право получить социальное жилье. Так, статья 17 говорит о полномочиях местных органов исполнительной власти проводить мониторинг совокупного дохода граждан, которые находятся на социальном квартирном учете или уже получили социальное жилье. Что это значит?

Претендовать на социальное жилье будут те люди, доход которых позволяет им приобрести либо взять в поднаем другое приватное жилье.

Возникает вопрос: как органы местного самоуправления будут проводить этот мониторинг?

Цель мониторинга — четко определить, сколько ежемесячно получает семья. В случае двухмесячного превышения установленного лимита такая семья будет лишаться социального жилья, подлежит выселению из него без предоставления другой альтернативы. И если ее материальное положение ухудшится в очередной раз, то в течение последующих трех лет такая семья снова может стать на очередь и рассчитывать через какое-то время получить социальное жилье.

- Что бы Вы назвали слабой стороной нового документа?

- Новый проект кодекса содержит много декларативных положений. К примеру, сказано, что государство создает условия для предоставления кредита на строительство и приобретение жилья. Но совершенно ничего не сказано о том, как этот механизм будет приводиться в действие, за счет каких средств, возможностей, и какой орган уполномочен будет выдавать кредиты. Подобные размытые формулировки в основном отдаются на откуп Кабинету мини-» стров, а ожидать от него какого-либо вдумчивого подхода, как известно, не приходится.

- Какие положения Жилищного кодекса, на Ваш взгляд, будут наиболее актуальными для жителей многоэтажных домов?

- Думаю, что это введение так называемого института управляющих компаний или управителя.

В течение года с момента принятия ЖК жители всех многоквартирных домов обязаны будут создать объединение совладельцев многоквартирных домов, либо избрать свои домовые комитеты, полномочия которых вообще не прописаны в этом кодексе. Это означает, что люди должны будут выбрать какой-то внутридомовой управляющий орган.

Если на протяжении одного года после принятия кодекса такого не произойдет, то вводится система управляющих компаний, функции и полномочия которых в кодексе опять-таки крайне размыты; Определять требования к ним будет все тот же Кабмин.

Жильцы всех домов должны будут заключать договоры на обслуживание своего жилого фонда не с ЖЭКами, а с такими управляющими компаниями. Причем, на оплату всех жилищно-коммунальных услуг. Мы возвращаемся в недалекое прошлое, когда мы платили все платежи на счета ЖЭКа, а эти платежи не разбивали вовремя поставщикам услуг, что приводило к отключениям света, газа, воды. То есть управитель будет получать эти деньги в полном объеме на свои счета.

Введение управителя будет происходить довольно просто: орган местного самоуправления публикует в газете договор с такой управляющей компанией, где жители 15-20 домов считаются публично уведомленными о том, что их договорные отношения путем публикации этого договора теперь начинаются с такой управляющей компанией, и они обязаны направлять свои платежи на счета этой компании.

Появится 3-4 управляющих компании на город Николаев, ЖЭКи как были, так и останутся. В квартплату, естественно, будут включены средства на содержание управленческих компаний, а также их прибыли, что приведет к значительному росту квартирной платы.

Законом предусмотрено, что управитель имеет право страховать имущество, снимая с себя всю ответственность в случае какого-либо повреждения здания. Страховые платежи также будут включены в квартплату.

Ее существенное увеличение вызовут и отчисления на капитальный ремонт здания многоквартирного дома, что также будет нововведением. С учетом того, что 95% наших зданий требуют капремонта, это огромные суммы. Вся тяжесть капитальных ремонтов многоэтажных домов теперь полностью ляжет на их жителей.

Ныне действующая норма об обязательстве сделать капремонт перед созданием в доме ОСМД в новом законе «обновляется» тем, что это будет делаться с привлечением средств совладельцев квартир.

Есть' такой нюанс: чтобы выполнить ремонт здания, нужна проектная документация, которая стоит миллионы гривен, это объемный труд, разрабатывается лицензионными проектировщиками и о том кто ее будет финансировать — в ЖК ни слова. По всей видимости, это опять возлагается на плечи собственников квартир. Причем, не выполнив проекта, нельзя претендовать на получение денег из бюджета на ремонт. Похоже, что и город, и государство в целом, сделают это главным аргументом, находя поводы отказать в предоставлении финансирования.

Кроме того, для капремонта нужна не только документация, но и решение жильцов о проведении ремонта, принятое на общем собрании, а также уплата, по всей видимости, наперед — их части финансирования.

Честно говоря, я не вижу реальной возможности большей части наших жителей оплатить своими средствами дорогостоящую документацию на дом. А если такое чудо и произойдет, нет никаких гарантий, что они получат деньги из бюджета. Как депутат, знаю, что третий год подряд бюджет города только ухудшается, поэтому говорить о том, что какие-то средства появятся на ремонты, не приходится!

- Что говорит новый кодекс о приватизации?

- Здесь авторы нового закона приготовили еще один неприятный «сюрприз» украинцам. Будет введено ограничение сроков приватизации. Если бы кодекс приняли в декабре, то после публикации, у людей фактически не было времени приватизировать свое жилье, такой срок был определен до 1 января 2011 года.

Судя по тому, что разработчиками Жилищного кодекса являются яркие представители Партии регионов, у меня не возникает сомнений, что документ будет принят, даже «назло всем недовольным», как принимался и Налоговый кодекс. В лучшем случае срок приватизации перенесут на месяц-два. Но то, что ограничение обязательно вступит в силу, и на оформление отведут максимально короткий срок, это однозначно. Так что рядовые граждане должны знать об этой «неожиданности», предложенной законотворцами от партии власти.

- Олег Иванович, спасибо за содержательное интервью. Ваше мнение наверняка заинтересует многих наших читателей!

Автор: -


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту