ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Возвращение «Мадонны»
19.01.2011 / Газета: Родной причал / № 3(1169) / Тираж: 8000

В собрание Николаевского областного художественного музея им. В. В. Верещагина входит около десяти тысяч произведений отечественного и мирового культурного достояния. Часть из них представлена для обозрения в выставочных залах, часть хранится в запасниках из-за неэкспозиционного состояния.

Программа «Возрождение шедевров», разработанная совместно с Николаевским глиноземным заводом, позволила отреставрировать исторически и художественно значимые картины выдающихся мастеров — Ивана Айвазовского, Василия Перова, Федора Чудакова, Руфина Судковского, Василия Верещагина, Алексея Боголюбова, Мартироса Сарьяна. Недавно вернулась к зрителю работа неизвестного автора «Мадонна с младенцем и ангелами», которую относят к первой половине XVII века. Живописное полотно со значительными повреждениями поступило к верещагинцам в 1948 году из Киевского музея западного и восточного искусства. В наши дни его переименовали в Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко — в честь основателей, которые к началу XX столетия собрали и передали Киеву свою уникальную коллекцию. Среди картин и древностей прошлых эпох было немало работ из Италии, где Ханенко часто приобретал шедевры на аукционах, распродажах, у частных лиц и в монастырях.

В итальянском происхождении николаевской мадонны сомневаться не приходится. Отрешенно-неземной взгляд, преувеличенная длина пальцев рук и шеи, а также колорит и фактура указывают на стиль представителей Болонской школы живописи. Болонцы чтили своих ренессансных предшественников, особенно Рафаэля, что гениально сочетал возвышенное и земное, однако следовали великим мастерам на свой лад. Религиозные сюжеты Аннибале Карраччи, Гвидо Рени и других талантливых и оригинальных художников отличает холодная идеализация образов. Возможно, что у преданных поклонников «Сикстинской мадонны», «Мадонны Конестабиле» и им подобным «Мадонна с младенцем и ангелами» не вызовет глубокого душевного трепета, но солидный возраст позволяет причислить картину к памятникам западноевропейской живописи, который мог быть безвозвратно потерян. Магистранты Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины Николай Плехов и Дмитрий Савелюк успешно справились со сложными реставрационными задачами, устранив повреждения полотна и живописного слоя. Процесс художественного восстановления завершен, и музейная коллекция обогатилась еще одним шедевром, который будут экспонировать и проводить научные исследования. Узнать обо всех испытаниях, выпавших на долю картины, невозможно, а вот ответить на вопрос, «кистью какого мастера написана картина?», искусствоведы и реставраторы попытаются. Чтобы окончательно убедиться в авторстве, предстоит тщательное изучение дивной «Мадонны» и других творений болонского письма.

Презентация отреставрированной картины — важное событие в культурной жизни Украины, поскольку уникальный проект «Возрождение шедевров», не имеющий аналогов в нашей стране, продолжается и служит приумножению отечественной культуры.

Автор: Наталия СМИРНОВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту