В 2010-м исполнилось 200 лет со дня рождения Фридерика Шопена — выдающегося польского пианиста и композитора, чье творческое наследие вошло в золотой фонд мирового музыкального искусства.
Предложение Сейма Республики Польша по проведению Года Шопена поддержал Европарламен т, и культурный проект приобрел международный масштаб. В течение года в разных странах и городах состоялись мероприятия, посвященные великому музыканту. В Николаеве «шопеновский» год открывали концерты фортепианной музыки преподавателей НГВМУ Светланы Антоновой и Наталии Папушенко. Выступление Яцека Цьолчика в музыкальной гостиной областного художественного музея им. В. В. Верещагина стало заключительным аккордом юбилейного года. В концерте, инициированным начальником управления по вопросам внешнеэкономической деятельности облгосадминистрации Татьяной Чичкалюк, вместе с польским пианистом выступила вокалистка Виктория Плахотнюк. Юные чтецы Анастасия Любицкая и Павел Марковский из областного общества поляков декламировали на польском языке стихи Марии Конопницкой. Почетный гость, консул Республики Польша в Одессе Богуслав Боянович отметил, что «совместная культурная акция — яркий пример дружеских связей между двумя странами» и пригласил посетить Польшу туристическим маршрутом «По следам Шопена». Его музыка сближает народы, и в современную нам эпоху он остается одним из самых любимых композиторов человечества. На вопросы о событиях года, современных интерпретациях и исполнителях произведений Шопена ответил Яцек Цьолчик.
- Подводя итоги, поляки с большой теплотой говорят: «Это был твой год, Фридерик!». Как страна чествовала своего гениального соотечественника?
- Шопен — наша гордость. Обо всем, что происходило в каждом воеводстве, невозможно рассказать. Проводились всевозможные выставки, спектакли, концерты. Для школ были разработаны специальные эдукационные проекты, что очень важно. В эру компьютеров у молодого поколения нет того большого интереса, который должен быть к классике. Такой опыт по популяризации знаний и воспитанию настоящих меломанов стоит взять на заметку. Шопен звучал повсеместно, но главные музыкальные события связаны с международным фестивалем «Шопен и его Европа» и XVI международным конкурсом пианистов им. Фридерика Шопена, которые служат промоции Польши, как страны высокой культуры.
- Конкурс дал миру целую плеяду выдающихся исполнителей. Чья игра импонирует вам, музыканту новой генерации?
- Фридерик Шопен многим открыл путь к всемирной славе. Среди победителей пианисты разных стран, начиная от бывшего СССР, известного традициями пианистической школы и талантами. Лауреатом I конкурса в 1927 году был Лев Оборин. Никто не одержал такой блестящей победы, как поляк Кристиан Цимерман, завоевав в 1975-м золотую медаль и две главные премии. Лучшей на конкурсе этого года признана Юлиана Авдеева из России. С большим уважением отношусь к Марте Аргерич и Татьяне Шебановой, у которой мне посчастливилось брать уроки мастер-класса. Они — концертирующие пианистки самого высокого класса и успешно занимаются педагогической деятельностью.
- В списке лауреатов и дипломантов фигурируют не только имена европейцев. В Китае тоже обожают Шопена. Недавно в его честь возвели 6-метровый монумент в Шанхае, самый высокий в мире. Пианисты Юнди Ли и Данг Тхаи Сон открывали гала-концерт в Варшавском большом театре — Национальной опере в день рождения композитора, прославившего Польшу и польскую культуру...
- Я не могу отнести себя к поклонникам пианистов из Азии. У них другой Шопен, с безупречной пианистической техникой, преобладающей над богатейшей гаммой настроений. Многие сочинения композитора связаны с личной судьбой и историческими событиями, которые переживала страна, из которой он уехал в молодом возрасте и уже никогда не вернулся. В мазурках, полонезах, прелюдиях, балладах помимо национальных черт есть героизм, пылкость, ностальгия. Все это нужно глубоко прочувствовать, чтобы приблизиться к идеалу.
- Дебаты между представителями различных концепций о том, как играть его бессмертные творения, не утихают. И наш разговор будет не полным без упоминания о выступлениях польских джазменов в рамках Года. Ваше отношение к теме «Шопен в ритме джаза и рока»?
- У польского джаза богатые традиции, популярность в Европе и за океаном. Шопен «на джазово» часто звучит на концертной эстраде. Если интерпретации выполнены высокопрофессионально, сочетают виртуозную технику, импровизаторскую фантазию, шопеновскую эмоциональность, они заслуживают внимания. Но я отдаю предпочтение Шопену-классику и придерживаюсь мнения, что не нужно изменять придуманное гениально.
- Какова предыстория концертов в Одессе, Измаиле, Николаеве? В ваших сольных программах тон задает шопеновский репертуар?
- Несколько лет назад на мастер-классах во Фрейбурге я познакомился с профессором Анатолием Кардашовым, замечательным педагогом. С радостью принял его приглашение и приехал в Украину. Теперь являюсь выпускником Одесской государственной музыкальной академии им. Неждановой и концертирующим пианистом. Целью нынешнего приезда было выступление с концертом ми минор Фридерика Шопена в сопровождении струнного квартета «Гармония мира» одесской филармонии. С Одессой меня связывают культурные и дружеские связи. За годы учебы я полюбил этот город, музыку русских классиков — Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, которую включил в свой репертуар, научился понимать одесский юмор. Более того, я скучаю...
- Будем ждать новых встреч и концертов в полном формате. Что в ближайших планах и перспективах?
- Еду в Варшаву. Побываю в новом музее Шопена — уникальном, самом современном в Европе, где можно получить всестороннюю информацию о творчестве и жизни музыканта, наслаждаться музыкой и даже ароматом фиалок, которые так любил Фридерик. Буду в костеле Святого Креста, в котором его сердце, завещанное Польше. Там квинтэссенция печали, и в моем воображении всегда звучит знаменитая «Прелюдия дождя». Музыка Шопена мне очень близка, я играю ее с особым удовольствием. Возможно, через пять лет испытаю себя в следующем международном конкурсе пианистов.
- Желаю удачи. Спасибо за беседу.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |