Концерт камерного оркестра «Аrs nova» Николаевской областной филармонии — это всегда праздник. В любую погоду любители музыки готовы идти и ехать в любой конец города, чтобы услышать волшебные звуки. Когда играет «Аrs nova», в зале яблоку негде упасть, так было и на недавнем концерте в лютеранской кирхе на Адмиральской; не хватило и приставных стульев, люди не смогли войти, остались на улице. Вот и думайте теперь, нужна нам филармония, или нет!
СУДЬБА УЧИТЕЛЬНИЦЫ
Есть в мире два великих счастья: встретить Учителя и воспитать ученика. Заслуженному артисту Украины, художественному руководителю, дирижеру и солисту оркестра «Аrs nova», замечательному композитору Александру Гоноболину повезло и в том и в другом. Его первой учительницей музыки была прекрасная скрипачка и педагог Анна Дмитриевна Бубнова-Оно, женщина необыкновенной судьбы.
По материнской линии ее род восходит к именитым русским фамилиям Головкиных, Муравьевых-Апостолов, Пушкиных... Родилась Анна в Сухуми, в семье потомственного моряка Дмитрия Бубнова. Их было три дочери: Анна — скрипачка, Мария — пианистка, Варвара — художница.
В юности Анна Бубнова училась в Петербургской консерватории, там познакомилась с японским юношей Сюнъити Оно, который тоже приехал в Петербург, чтобы получить образование. Молодые люди полюбили друг друга и решили пожениться. События 1917 года внесли свои коррективы. После февральской и октябрьской революций японское правительство настоятельно рекомендовало своим подданым вернуться на родину. Обвенчавшись, Анна и Сюнъити уехали в Японию. С ними уехала и сестра Анны Варвара.
Поначалу все складывалось прекрасно: у Анны и Сюнъити родился сын, мальчика назвали Шюнтаро. Но Анна Дмитриевна звала его на русский лад Дмитрием, в честь своего отца. Крошечный полуторагодовалый ребенок тянулся к скрипке, и мама стала учить его музыке. В шесть лет Шюнтаро начал выступать с сольными концертами, играл Моцарта и Бетховена, в двенадцать — стал первой скрипкой в симфоническом оркестре. Это было музыкальное чудо. Но когда мальчику исполнилось четырнадцать, случилось ужасное: он погиб от нелепой случайности.
Семья Анны распалась. Сюнъити Оно женился на другой женщине из знатного японского рода. Но он всегда чувствовал свою вину перед первой женой; отношения между ним и Анной не прерывались — они так и продолжали жить в одном доме: Анна — на первом этаже, а Сюнъити с новой супругой — на втором.
Анна Бубнова-Оно оказалась очень сильной женщиной, она открыла свою скрипичную школу, и все тепло своей прекрасной души стала отдавать ученикам. Проект оказался успешным: желающих учиться у русской скрипачки оказалось достаточно; школа приносила доход. В ней учились и дети мужа от второго брака, и его племянники.
Анна Дмитриевна не только обучала родственников мужа, но и поддерживала их материально. Она с трех лет учила игре на фортепьяно маленькую племянницу мужа Йоко и очень ее любила. Девочка выросла и вышла замуж за Джона Леннона, сегодня ее знает весь мир. Однажды Йоко Оно призналась, что она вполне осознала трагедию своей учительницы только тогда, когда нелепая смерть унесла ее мужа Джона Леннона.
Анна Дмитриевна Бубнова-Оно воспитала два поколения известных скрипачей. Она изобрела собственную, революционную, методику обучения: до нее малолетних детей игре на скрипке не учили. Сегодня эта традиция раннего музыкального образования в Японии очень развита. В Интернете на музыкальных сайтах можно послушать скрипичную игру маленьких японских трех-четырехлетних вундеркиндов.
Правительство Японии высоко ценило русскую преподавательницу, ее наградили орденом «Благознаменательного сокровища». Никогда ранее женщина не удостаивалась такой чести.
Однако, прожив в Стране Восходящего Солнца около сорока лет, Анна решила вернуться на родину. Будучи озабочено судьбой женщины, японское правительство просило ее не уезжать, но Анна Дмитриевна вместе с сестрой Варварой вернулась в Сухуми. Там она стала преподавать в детской музыкальной школе. Одним из учеников Анны Бубновой стал Александр Гоноболин.
СУДЬБА МАЭСТРО
Потом Александр Гоноболин учился в Киеве в специальной школе у профессора Макаренко, затем — в скрипичном классе профессора Ольги Пархоменко в Киевской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.
Александр Гоноболин выступал с сольными концертами в городах Украины, России, Грузии, Абхазии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Испании, Израиля, Болгарии. Как солист принимал участие в концертах симфонических и камерных оркестров Украины, Франции, Абхазии, Грузии. Композитор написал свыше двухсот произведений для различных инструментов, музыку к спектаклям театров Украины, Латвии, Венгрии. Три пьесы маэстро для скрипки и фортепьяно закуплены Музыкальной федерацией Франции и рекомендованы к исполнению во всех музыкальных учреждениях страны. Французские студенты воспринимают Александра Гоноболина как классика, однажды один из них даже воскликнул: «Приедет Гоноболин? Разве он еще живой?». Такой вот курьез. Долгих Вам лет, маэстро!
К хорошему привыкаешь быстро, кажется, Александр Гоноболин в Николаеве был всегда. На самом деле в Николаевской областной филармонии он работает с января 2010 года. Но это уже второй приезд маэстро в Николаев. С 1986 по 1991 год Александр Гоноболин руководил оркестром Николаевской областной филармонии, которому дал имя «Каприччио», есть у маэстро такое произведение.
В 1990 году Александр Гоноболин организовал поездку оркестра «Каприччио» в Сухуми на празднование 120-летия со дня рождения Анны Бубновой. Тогда в Сухумской филармонии впервые прозвучала изумительная «Романтическая симфония» Александра Гоноболина, которую он посвятил своей первой учительнице музыки. Тогда же камерный оркестр «Каприччио» в полном составе посетил сухумский некрополь. На могиле трех сестер — Анны, Варвары и Марии Бубновых растут три кипариса...
Музыковед филармонии Тамара Пивень вспоминает, что это была незабываемая поездка. Александр Гоноболин играл на скрипке Анны Бубновой Баха, Генделя, Моцарта, Брамса, Франка...
На одном из недавних концертов оркестр под руководством Александра Гоноболина исполнил камерную симфонию Дмитрия Шостаковича «Памяти жертв фашизма и войны». Незабываемое впечатление — образы скорбной благородной музыки с предельной выразительностью рассказали об ужасе войны, спустя десятилетия он вдруг стал зримым. Никакие знания не могут стать сутью человека, пока он не усвоит их сердцем. Музыка — это само чувство, воплощенное в звуках.
И как это мы раньше жили без «Романтической симфонии» Александра Гоноболина, без его «Адажио и Аллегро», без озорных музыкальных шуток, которые так любит маэстро? В условиях удушающего тотального засилья эстрады они нам так необходимы!
Сегодня маэстро Александр Гоноболин живет в Херсоне. А к нам он приезжает только на работу. А вдруг однажды возьмет и не приедет? И что тогда мы будем делать? Вот, если бы наши замечательные власти дали маэстро квартиру! Мы — николаевцы, и у нас все должно быть самое лучшее!
КОНЦЕРТ В КИРХЕ
27 ноября в кирхе состоялся необыкновенный концерт — в этот день оркестр играл с особенным воодушевлением, он исполнял только сочинения своего художественного руководителя заслуженного артиста Украины Александра Гоноболина — так музыканты решили отметить его день рождения.
Светло, радостно и приподнято прозвучала «Романтическая симфония» в трех частях, посвященная памяти Анны Бубновой. Три части симфонии — это музыкальное повествование о трех периодах жизни выдающегося педагога; первая часть повествует о жизни Анны в России, вторая — о ее трагической судьбе в Японии, третья — о возвращении на Родину.
Романтизм, по своей сути, — это стремление к идеалу. Таким идеалом стала для Александра Гоноболина его первая учительница музыки.
В этот день звучали «Эскиз к портрету художника», «Largo», «Tango», «Каприччио», рекомендованные Музыкальной федерацией Франции к исполнению во всех музыкальных учреждениях страны, «АлГоРитмы» (в названии произведения маэстро зашифровал свое имя).
Концерт был украшен дебютом: «Танец» Александра Гоноболина впервые исполнил с оркестром юный скрипач Даниил Гоноболин. А затем он вместе с папой и оркестром сыграл пьесу Александра Гоноболина «Прилежный ученик», которая прозвучала впервые...
Маэстро любит музыкальные шутки — и прозвучали его «Озорные синкопы».
В концерте был сюрприз и для самого Александра Гоноболина. Втайне от маэстро музыканты приготовили музыкальную пародию на его произведения. К пульту стал «знаменитый итальянский дирижер Алессандро Бунобеллини» в невообразимом парике. Под его руководством оркестр сыграл пародию на композитора Гоноболина, все смеялись. Кажется, шутка маэстро понравилась, во всяком случае, он сказал, что учтет «замечания».
А еще звучали и радовали слушателей «Томление», «Еврейский танец», «Зимний вальс», «Колыбельная и регтайм».
Музыка Александра Гоноболина романтичная, широкая, светлая, нежная и мелодичная; ей свойственны и элегическая грусть, и искрометная радость с зажигательными ритмами, и веселый юмор.
Но даже самые лучшие в мире концерты имеют печальное свойство заканчиваться. Перед прощанием прозвучали пьесы «Пора, маэстро!» и «Верхом на необъезженной секунде».
Овации, море цветов. Спасибо, маэстро! Будьте! Радуйте нас своей прекрасной музыкой!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |