ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Долги по зарплате продолжают расти
22.01.2011 / Газета: Вечерний Николаев / № 7(3023) / Тираж: 7500

В малом зале горисполкома состоялось очередное заседание временной городской комиссии по выплате заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат. Проводил заседание первый заместитель Николаевского городского головы Юрий Андриенко.

Как сообщила присутствующим заместитель мэра Маргарита Сапожникова, положение остается сложным. Если, по состоянию на 1 декабря, долг по зарплате накопили 39 предприятий и организаций Николаева на общую сумму почти в 38,5 млн. грн., то к 1 января эта сумма выросла до 40,3 млн. грн. Правда, при этом количество юрлиц-должников сократилось до 32. Среди них — 4 предприятия-банкрота с общей суммой задолженности в более чем 22,6 млн. грн. По невыплатам зарплаты возбуждено более 30 уголовных дел.

По данным комиссии, растет долг по зарплате на судостроительном заводе им. 61 коммунара, Николаевском ремонтно-механическом заводе, «Вадан Ярдс Океане», «Николаевэлектротрансе», «Черноморсудопроекте». В то же время полностью рассчитались с коллективами НИИпроектреконструкция, ЮПТП и некоторые другие предприятия.

Сложным остается положение на «Вадан Ярдс Океане». Сегодня завод должен своим рабочим и ИТР 5,8 млн. грн. Недавно здесь сменилось руководство. Нынешняя администрация обещает своевременно выплачивать зарплату коллективу с января нового года, а долг за ноябрь и декабрь предыдущего погашать постепенно — по мере наличия средств.

Еще одна настораживающая тенденция — несмотря на то, что Верховная Рада приняла постановление, обязывающее погасить все долги по зарплате до 1 апреля, в Николаеве около 70% долгов перед персоналом накопились именно на государственных и коммунальных предприятиях. И, как показало заседание, во многом виновато в этом само государство. Ситуация с ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» давно известна горожанам: это предприятие находится в тяжелейшем финансово-экономическом положении и продолжает накапливать долги. С одной стороны, собственник в лице государства не помогает ничем: не решает судьбу ракетного крейсера (который был «Адмиралом Лобовым», «Украиной», а теперь вообще остался без названия), не обеспечивает завод заказами, не меняет менеджмент, который многие считают неэффективным. А с другой, — и приватизировать предприятие не хочет. В итоге — тупик.

Николаевский мостоотряд №73 также оказался в сложном положении: долг по зарплате — около 1 млн. грн, перед Пенсионным фондом — 358 тыс. Но все эти долги были бы мигом погашены, если бы государство в лице «Укравтодора» погасило долг перед николаевскими мостостроителями в сумме около 5 млн. грн. за участие в строительстве моста в Киеве.

ООО «Ай-Си-Эл Украина» также неожиданным образом оказалось в числе должников и тоже «благодаря» государству. Это предприятие создано благодаря итальянским инвесторам и занимается производством древесной щепы на экспорт. Прежде долгов здесь не было, но теперь фирма должна рабочим около 500 тыс. грн. плюс 172 тыс. Пенсионному фонду. Причина в том, что государство не возместило предприятию около 10 млн. грн. НДС за 2010 год. А это подрывает экономику предприятия, ориентированного на экспорт. Общая же дебиторская задолженность составляет 5 млн. грн.

Проблемы «Николаевэлектротранса» также общеизвестны. Государство гарантирует бесплатный проезд множеству льготных категорий, самая массовая из которых — пенсионеры, но регулярно «забывает» за него рассчитаться. Да еще и госпрограмма по совместному с мэрией финансированию обновления парка электротранспорта фактически провалена вовсе не по вине горсовета. Общий долг по зарплате здесь приблизился к 3,7 млн. грн., а перед ПФ — вообще 8 млн. грн. Впрочем, у городского руководства есть серьезные претензии и к менеджменту самого электротранса, деятельность которого в мэрии считают неэффективной.

Еще более сложное положение у ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». Это предприятие имеет огромную кредиторскую задолженность в 54 млн. грн. (при дебиторке в 6,6 млн.), долг по зарплате перед коллективом — 7,2 млн. грн, перед ПФ — 3,5 млн. грн. Причина кризиса — отсутствие заказов Минбороны, а также утеря лицензий спецэкспортеров, что не позволило реализовать товарную продукцию на 4,7 млн. евро.

Достаточно ярким и симптоматичным оказалось выступление на заседании комиссии генерального директора ОАО «Черноморсудопроект» Виктора Пикинера. У предприятия долг по зарплате более 400 тыс. грн. Однако, по словам руководителя, вместо того, чтобы искать пути погашения этого долга, всю свою энергию он тратит на общение со следователями прокуратуры Заводского района, которые возбудили против него уголовное дело по факту невыплаты зарплаты. «Спасибо, я стал подследственным, но где же мой злой умысел? — вопрошал руководитель у собравшихся. — В ситуации такого давления мне проще всего распродать основные фонды, погасить все долги, уволить коллектив и закрыть предприятие». Тогда люди пойдут в центр занятости, возникнет дополнительная нагрузка на бюджет, а Украина окончательно утратит коллектив, способный проектировать суда различной степени сложности и назначения. В итоге противоречивая политика со стороны государства ведет к тому, что Украина окончательно может утратить потенциал судостроения.

В ответ первый заместитель городского головы Ю.Андриенко посоветовал В.Пикинеру встретиться с ним в рабочем порядке и обсудить пути вывода предприятия из кризиса. Мэрия готова оказать конструкторам всю помощь, какую только может.

Примерно в таком же положении находится и исследовательский завод Института импульсных процессов и технологий НАН Украины. Сегодня солидных заказов у завода нет. А сокращать коллектив означает автоматически угробить уникальное производство, ведь для подготовки специалиста в области электрогидравлики необходимо минимум 10 лет.

Впрочем, не все так пессимистично. Некоторые предприятия отчитались о том, что долги по зарплате уже погашают или погасят в ближайшем будущем. Некоторые руководители чуть ли не в лоб давали понять, что постановление парламента с конкретным конечным сроком погашения — 1 апреля — напоминает очередную кампанейщину. Конечно, кое-где, возможно, долги перед коллективом созданы искусственно, и вмешательство государства в лице контролирующих и правоохранительных органов поможет их погасить. Но в большинстве случаев накопление долгов по зарплате носит объективный характер, объясняется тяжелой экономической ситуацией и погашены эти задолженности будут только тогда, когда экономическая ситуация улучшится. Если, конечно, не идти по радикальному пути: ликвидировать предприятия, а всех сотрудников увольнять и отправлять в центры занятости.

Автор: Станислав Козлов.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту