Наверное, среди почитателей цыганского фольклора нет ни одного николаевца, который не был бы знаком с творчеством ансамбля исполнителей цыганской песни «Бахталэ». Его бессменный руководитель Владимир Юрковский вот уже 31 год подряд является главным вдохновителем, режиссером-постановщиком и хранителем музыкальной сокровищницы народа рома. Несколько поколений самодеятельных цыганских артистов вырастил и воспитал этот коллектив, открыв многим творческий путь на большую сцену.
Как истый рома, «Бахталэ» странствовал по свету, побывал в разных странах и континентах с выступлениями, завоевывал победы на различных союзных и международных фестивалях и конкурсах. За это время коллективом было собрано более 200 народных цыганских песен, танцев, хореографических и обрядовых композиций. Создан детский цыганский ансамбль «Ягори» (искорка), который продолжает традиции творческого коллектива. Приятно отметить, что в декабре 2010 года руководитель ансамбля «Бахталэ» Владимир Юрковский был награжден дипломом «Лучший работник отрасли культуры в Николаевской области — 2010» в номинации «За популяризацию культурных традиций национальных меньшинств». Почетная грамота заняла свое почетное место в музее ансамбля, а на премию коллектив «Бахталэ» устроил домашнюю вечеринку «Без галстуков» в уютном ресторанчике. Именно здесь, в праздничной непринужденной обстановке, артисты и подвели достаточно успешные итоги за прошедший год. Все дружно отметили, что несмотря на солидный возраст и обширную творческую биографию, а также географию, коллектив продолжает успешно концертировать и дарить людям радость, по-прежнему волнуя их сердца.
Вполне закономерно, что этот блистательный творческий багаж и опыт подтолкнули Владимира Юрковского к новой идее — организовать первый на Николаевщине конкурс цыганского творчества. Ведь культура цыган очень разнообразна и богата. Ее уникальность в том, что она базируется не на письменности, а именно на музыке, которая во все времена вдохновляла представителей богемы — композиторов, поэтов, художников. Цыганская музыкальная культура является неотъемлемой частью культур многих стран. Это связано с распространением цыган по всему свету, многообразием этнического состава этой нации, чье искусство оказало огромное влияние на классическую (академическую) музыку, джаз, фламенко, русский шансон, вошло в историю рока и эстрады. И уж кому, как не Владимиру Юрковскому знать, как цыгане умеют веселиться, как они гордятся своим умением испытывать сильные, яркие чувства. Как они искрометны, энергичны и склонны к творчеству. Таким образом, в преддверии Нового года, одобренные участниками ансамбля, сами собой вырисовывались творческие планы коллектива на ближайшее будущее.
Предполагается, что первый конкурс народного творчества рома распахнет участникам свои двери в канун Международного дня цыган 8 апреля и пройдет в несколько этапов в номинациях: сольное исполнение цыганских песен (вокал); ансамблевое исполнение цыганских песен (вокальный дуэт, трио и т.д.); исполнение цыганских танцев (хореография); цыганская инструментальная музыка (соло и коллективная игра на музыкальных инструментах). Возрастные категории исполнителей — от 7 до 45 лет. Специально приглашенное компетентное жюри призвано объективно оценить мастерство участников, определить победителей и отметить их ценными подарками. На конкурсе ожидается множество веселых затей и сюрпризов от организаторов. Но это пока секрет. Известно только, что по окончании конкурсной программы всех участников и гостей ждет праздничная цыганская дискотека, лотерея — фанты и танцы до утра.
А чтобы познакомить читателя со спецификой цыганского национального конкурса, проведем краткий экскурс в историю. Известно, что цыгане вели оседлый, полуоседлый и кочевой образ жизни. Они объединялись в кочевые таборы, которые насчитывали от 5-10 до 20-25 палаток. Табор возглавлял вожак, обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения. Кочующие цыгане промышляли главным образом гаданием, нетрадиционным врачеванием, кузнечным делом, лужением, обработкой металла и дерева, плетением корзин, коневодством. И, конечно же, искусством (музыкой, пением, танцами, акробатикой, дрессировкой животных). Кочевые цыгане придерживались традиционных суеверий и обрядов, в отличие от оседлых и полуоседлых цыган, которые исполняли церковные обряды тех народов, среди которых они жили, и легко меняли свое вероисповедание при переселении. Оседло жили цыгане, обосновавшиеся в больших городах, большая часть которых входила в состав придворных хоровых ансамблей. Поразительно, но фишка в том, что на протяжении веков цыгане различных стран, заимствуя некоторые элементы культуры тех народов, среди которых жили или через которые кочевали, все же сохранили свой базовый язык, традиции быта, верований и обрядов культуры рома. У цыганского народа сложные, хорошо развитые традиционные философия и этикет. Некоторые устои актуальны и по сей день. Для многих цыганских семей поныне характерен патриархальный уклад. Мужчина пользуется непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи подчеркнуто почтительны. В пределах семьи и табора девушки относительно свободны; от них требуется соблюдение девичьей чести. Старые женщины глубоко почитаемы. Совместная еда у цыган — знак взаимного уважения, дружбы и равенства. Отказаться от угощения означает — нанести оскорбление, проявить недоверие к чистоте помыслов хозяев. На больших праздниках женщины и мужчины сидят отдельно. А взаимопомощь и гостеприимство, как непреложные ценности, переходящие из поколения в поколение, чтут и в современной цыганской семье. Впрочем, у всех цыган мира схожие ценности: верность семье, забота о детях, уважение к старшим и предкам, стремление к профессиональной успешности, вера, сохранение цыганской культуры. Но главное, чем может гордиться цыганский народ — это то, что никогда и ни с кем не развязывал войн, не завоевывал огнем и мечом чужие земли, не устраивал этнических и религиозных чисток, не порабощал другие народы.
У современных цыган, как у народности, появились свои национальные символы: флаг и гимн. На флаге — два горизонтальных поля: зеленое (земля) и синее (небо). В центре — красное восьмиспицевое колесо-чакра, символ цыганской души и напоминание о традиционном кочевом образе жизни. Цыганский гимн «Джелем, джелем» («Ехал я, ехал») — уникален. Его слова и мелодия при исполнении могут варьироваться. Еще под цыганский гимн не встают — под него танцуют. А изображения колеса кибитки, игральных карт и лошадиной подковы служат символами национального герба и свидетельствуют о тысячелетней истории удивительно талантливого народа, в поисках счастья и любви исходившего все дороги неба и земли. Что уж говорить о песнях! Что за чудо, эти цыганские песни!
И если вы хотите услышать новые имена, полюбоваться и насладиться искусством самобытных исполнителей, то милости просим к нам весной, 8 апреля 2011 года, на областной конкурс цыганского искусства! А уж если вы — личность творческая, то, безусловно, станете потенциальным его участником.
Заявки на участие в конкурсе необходимо отправлять уже сейчас по электронному адресу: BAHTALE2006@LIST.RU. Справки по телефону (0512) 24-88-52.
И кто знает, может, именно ваше выступление станет настоящим открытием и первым шагом на пути к народному признанию на поприще популяризации цыганского музыкального наследия.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |