Праздник Крещения Господня, который традиционно отмечается 19 января, в Николаеве прошел, на первый взгляд, как обычно. Служба в церкви, затем Крестный ход, и апофеоз — зимние купания. Так было всегда. С той лишь разницей, что раньше во всем этом участвовали только искренне верующие люди. Делали они это от души, побуждаемые верой и, соответственно, все проходило искренне, без помпы и показухи.
Традицию превращать омовение на праздник Крещения в шоу ввел мэр Владимир Чайка. Именно ему принадлежит идея не просто нырнуть в холодную воду, а делать это при большом стечении народа, под прицелом десятков видеокамер и фотоаппаратов.
Добрых восемь лет подряд Чайка был В Николаеве «звездой № 1» на праздновании Крещения, точнее, на последней его фазе — купании. Он мужественно погружался в холодную воду, бодро выскакивал на берег, белозубо улыбался, раздавал налево и направо интервью, комментарии, приветствовал собравшихся и т.д. Все крутилось-вертелось вокруг него, он был «героем», «звездой», «фигурой number one». Потом все это еще неделю крутилось-вертелось по телевидению, в газетах и т. д. Согласитесь, неплохая компенсация за тридцать секунд в холодной воде.
Накладки, конечно, бывали, но редко. Так зимой 2006 года, аккурат 19 января грянула непогода. Вначале весь город покрылся ледяной коркой, затем метель, потом мороз за -20. А мэр вместо того, чтобы организовать работу коммунальных служб на расчистку дорог и тротуаров, полез в прорубь, затем раздавал интервью, после чего посчитал свою программу в этот день выполненной — и пошел «греться». Очнулся он, как писали тогда газеты, в три часа ночи — и только тут заметил, что город находится во власти стихии. Но работу коммунальщиков и дорожников организовать так и не смог. Следующие несколько дней город был просто парализован. Столько «теплых слов» на голову незадачливого мэра-купальщика не сыпалось за все предыдущие годы его «хозяйствования». Впрочем, об этом скоро забыли.
Так что «купальные дивиденды» приносили Чайке немало зачетных очков в его стабильно высокий рейтинг. Тем более, что вслед за боссом, как правило, волей-неволей приходили на набережную Ингула его заместители, всякая чиновничья мелюзга, прихлебатели и прочие пелипасы. Год от года толпа становилась все больше, а шоу — все помпезнее. Появилась милиция, которая оттесняла рядовых «купальщиков», пока «сам» не вылезет из воды, микрофонов и камер становилось все больше — идея работала.
Так было вплоть до нынешнего года. Впервые за много лет хорошо отлаженный сценарий вдруг дал сбой — и все пошло не по плану.
Впрочем, поначалу все шло как обычно. Крестный ход, толпа у реки, спасатели, «Скорые», милиция. В это раз пришел даже губернатор, чего раньше никогда не было. В воду, правда, Круглов не полез, стоял на берегу. Митрополит Николаевский и Вознесенский Питирм освятил воду. Все — можно нырять. Первым робким сигналом к тому, что все может пойти не так, стал неизвестный молодой человек, который успел раздеться и явно вознамерился нырнуть в воду. Раньше Чайки! Вот ужас-то какой — ведь по сценарию первым в воде должен оказаться именно мэр — и никто другой! Бедного парня клевреты Чайки буквально за трусы оттащили-оттолкали в сторону, делая круглые глаза и шипя что-то нечленораздельное.
Но оказалось, это только цветочки. Самое страшное было впереди. Владимир Дмитриевич быстро разделся, трижды окунулся, вышел на берег и... ничего не случилось! Никто не бежал к нему с микрофоном, никто особо не снимал, не задавал вопросы, не заглядывал льстиво в глаза. Вышедшего из воды Чайку будто НЕ ЗАМЕТИЛИ! Толпа журналистов с камерами, фотоаппаратами, диктофонами все внимание переключила на другого героя — председателя областного совета Игоря Дятлова, который бодро фыркал в реке. Более того, именно вышедшего из реки Дятлова окружили репортеры, на него были направлены все телекамеры, фотообъективы, ему адресовали все вопросы: «Как впечатления?», «Как себя чувствуете?», «Не простудитесь?». Молодой да ранний глава облсовета, словно заправский телеведущий, лихо давал комментарии — и по всему было видно, что за последний год он здорово поднаторел в этом деле. Бойкий тон, дозированная, гигиеническая улыбка, рафинированные фразы «про партию». Было заметно, что парень вовсю старается выглядеть суперменом.
А Чайка, «великий и могучий» Чайка, любимец журналистов, звезда всех шоу, душа компании, говорун и хохотун, в это время скромно одевался в сторонке! Абсолютно один — штаны некому было подать! Рядом не было даже всегдашних заместителей. У него не брали интервью, его не снимали, за ним не бегали с микрофоном! Его просто НЕ ЗАМЕЧАЛИ!
Уже уходя, кто-то из телевизионщиков, наконец, заметил градоначальника и со словами: «О, Владимир Дмитриевич! Может и вы скажите что-нибудь...» небрежно сунул под нос мэру микрофон.
Чайка оказался бит своим же оружием. Его идея теперь работала не на него. Он уже не «самый-самый», не «звезда» и не «number one». Трудно представить, что творилось на душе у Дмитрича, но вид у него был обескураженный. Нет, он, конечно, старался «держать марку» изо всех сил: улыбался, делал бодрый вид, поздравлял с праздником, прыгал на одной ноге, вытряхивая воду из ушей. Но все это вместе даже отдаленно не напоминало прежнего Чайку. Куда-то пропал обычный кураж, исчез блеск в глазах, сошел «на нет» всегдашний чайкинский лоск. Мэр даже как-то съежился, уменьшился в размерах и выглядел вовсе не как герой, а как обычный мокрый мужик, который сдуру влез в ледяную воду и теперь ему холодно.
Наверное, нынешний праздник Крещения тем и запомнится: пришли новые герои, старых можно списывать со счетов. Звезда Чайки стремительно движется к закату. Николай Круглов запускает на небосклон местечковой политики новые, молодые «звезды», которые, как он надеется, и будут править городом в следующее десятилетие. Окажутся ли они лучше прежних?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |