ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Уплыли верфи
26.01.2011 / Газета: Николаевский бизнес / № 3(359) / Тираж: 5100

В норвежской судостроительной компании Wadan Yards, приобретенной неустановленными российскими инвесторами, разгорается очередной скандал. Конкурсный управляющий Wadan попросил полицию разобраться, как из компании вывели украинские активы.

Российские инвесторы купили 70% Wadan Yards в 2008 г. Кто именно стал новым хозяином Wadan Yards, понять до сих пор трудно. Председатель совета директоров Wadan Yards Андрей Бурлаков признавался в 2009 г. «Интерфаксу», что в FLC West, которой достались 70% Wadan Yards, он «конечный бенефициар, не единственный акционер». Сейчас он рассказывает «Ведомостям», что на самом деле Wadan Yards «контролировал» Виталий Юсуфов, сын бывшего министра энергетики России, члена совета директоров «Газпрома» Игоря Юсуфова. А он, Бурлаков, раньше называл себя совладельцем, потому что «была такая договоренность с действительным собственником».

Wadan Yards зарегистрирована в Норвегии, но ее основные активы — две верфи в Германии и одна на Украине. Трудности у Wadan начались еще в 2008 г.: из-за кризиса заказчики компании стали задерживать платежи, и германская «дочка» Wadan не смогла расплатиться со своими поставщиками, началось ее банкротство.

Судьбу германских судостроительных заводов канцлер ФРГ Ангела Меркель обсуждала с российским президентом Дмитрием Медведевым. И в результате в ходе банкротства, немецкие верфи были проданы за 40 млн. евро новому инвестору — Виталию Юсуфову. «Я покупал эти (немецкие) верфи в ходе банкротства у властей ФРГ, в этом и заключался единственный факт моего участия во всей истории активов Wadan Yards», — сказал «Ведомостям» Витаний Юсуфов.

16 марта 2010 г. банкротом была признана уже материнская компания — норвежская Wadan Yards. Конкурсной управляющий компании Йохан Ратвик подготовил отчет по финансовому состоянию компании в апреле (копия есть у «Ведомостей»). А в декабре он написал письмо в суд, где рассматривается дело о банкротстве Wadan Yards, и в норвежскую полицию (копия есть у «Ведомостей»; подлинность обоих документов подтвердил Ратвик). В документах Ратвик выражает надежду на то, что действия руководства Wadan Yards перед банкротством станут предметом уголовного расследования.

За полмесяца до объявления Wadan Yards банкротом с баланса компании исчез ее самый ценный актив — акции украинской верфи «Океан», пишет Ратвик. Никаких данных по сделке и ее сумме нет, это противоправно и должно быть расследовано норвежской полицией как уголовное преступление, считает он. А ответственным за это должен быть Игорь Шапошников, возглавлявший в этот момент правление компании, пишет Ратвик. Покупателем стала Blakur Company inc., зарегистрированная на Британских Виргинских островах, следует из письма. Ратвик пытался связаться с ее представителями, но ответа не получил, рассказыва-

ет он. Стоимость же акций украинской верфи существенна, считает Ратвик, не называя конкретных цифр. Долг верфи в 45 млн евро был продан той же компании Blakur — всего за $100. Это тоже незаконно, считает Ратвик.

Связаться с Шапошниковым не удалось.

По словам представителя норвежской полиции, уголовное дело не будет возбуждено, пока не будет получен окончательный отчет по банкротству компании от конкурсного управляющего.

А случится это, по его словам, примерно через год.

Кому сегодня принадлежит украинская верфь «Океан», тоже непонятно. Вот как описал ситуацию губернатор Николаевской области Украины Николай Круглов, слова которого приводит газета «Николаевские вести»: «Идет оспаривание права на собственность (верфи) -одна группа россиян считает, что сегодня собственность принадлежит условно Иванову, другие говорят — Петрову. Они между собой «решают вопросы». С третьей стороны появилась еще третья, украинская структура, которая тоже оспаривает эту собственность». В ходе конфликта совет директоров освободил от должности своего председателя Шапошникова, а собрание акционеров отстранило гендиректора верфи Николая Романчука.

На 30 декабря 2010 г. портфель заказов «Океана» только по строительству новых судов по подписанным контрактам -$77 млн, в стадии подписания контракты еще на $165 млн, следует из презентации верфи (есть у «Ведомостей»). Там же сказано, что «Океану» необходимо начать выполнять контракт с компанией «Дрент» во избежание штрафных санкций, для этого нужно финансирование, привлечь которое «невозможно в связи с залогом практически всего имущества предприятия в офшорных компаниях согласно указанию наблюдательного совета».

МС Industrial Advisors ltd. пыталась подписать с «Океаном» контракт на строительство четырех химовозов, но финансовое положение завода вызывает сомнения в том, что контракт может быть выполнен, рассказал директор представительства МС Industrial Advisors в странах СНГ Владислав Ткаченко. Компания пыталась сделать предложение о покупке верфи за 36 млн. евро, но даже установить, кто является ее собственником, оказалось невозможным, добавил он.

Президент «Океана» Леонид Шумило уверяет, что проблем у верфи с контрактами нет. «Никакой задолженности по 2011 г. у предприятия нет, задолженность прошлого года мы реструктурировали, начали погашение, со временем погасим», -уверил он. С представителями властей области связаться не удалось.

Алиса ФИАЛКО «Ведомости»

***

ОТ РЕДАКЦИИ «НБ»: Как очевидно, ситуация на заводе невероятно запутана, и нашим коллегам из газеты «Ведомости» в Москве удалось получить эксклюзивную информацию от лиц, приближенных к собственникам компании.

Все это время на месте, в Николаевской области, руководители самого высокого ранга настойчиво внушали журналистам, что в бедственном положении, в котором оказалось сейчас последнее еще работавшее судостроительное предприятие, виноват его генеральный директор, Герой Украины — Николай Романнук. В настоящее время он отстранен от выполнения своих должностных обязанностей.

Похоже, что таким образом руководство области отвлекало внимание общественности от сути того, что происходит на предприятии, и продаїжает замалчивать правду о его истинном положении. Именно поэтому редакция «НБ» начинает собственное журналистское расследование и считает, что оно будет интересно не только рабочим завода «Океан», но и всем жителям Николаевской области. Кто владеет предприятием сейчас, что ожидает его в будущем, чего ожидать простым рабочим, всю свою жизнь отдавшим родному предприятию ? Входе расследования мы надеемся получить ответы на все эти непростые вопросы.

Убеждены, что судьба крупнейшего в Украине судостроительного завода будет небезразлична Президенту страны и парламенту.

Автор: -


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту