27 января Валерию Бабичу, николаевскому судостроителю и автору книг об авианосцах, исполняется 70 лет. Предлагаем читателям беседу с ним журналиста «Вечерки».
- Валерий Васильевич, расскажите, пожалуйста, чем вы занимались до того, как судьба связала вас со строительством авианосцев.
- В 1959 году я окончил судостроительный техникум по специальности «техник-электрик» и был направлен на Николаевское предприятие «ЭРА». Мне было 18 лет. На заводе им.61 коммунара в то время разворачивались работы на противолодочных кораблях проекта 61 типа «Комсомолец Украины», и меня направили в бригаду, выполнявшую электромонтажные работы. Это были первые в мире корабли с газотурбинной энергетической установкой, которую тоже изготавливали в Николаеве, на ЮТЗ — Южном турбинном заводе. Корабли оборудовались и новейшим, по тем временам, противолодочным и ракетным оружием. Корабли типа «Комсомолец Украины» стали этапными не только в судостроении Советского Союза, но и в мировом кораблестроении. За создание этих кораблей ряд ведущих николаевских специалистов были удостоены Ленинской премии.
В Советском Союзе было два крупнейших судостроительных центра — Ленинград и Николаев. После войны появились еще несколько крупных судостроительных предприятий — на Севере, на Дальнем Востоке и в центре России. Но Николаев всегда оставался вторым по значению городом в судостроении СССР.
В 1967 году я окончил кораблестроительный институт и начал работать на Черноморском судостроительном заводе — конструктором по ракетно-артиллерийскому и противолодочному вооружению на вертолетоносцах пр.1123 «Москва» и «Ленинград». Эти корабли были сданы Военно-Морскому Флоту соответственно в 1967 и 1969 годах.
В 1968 году Черноморский завод приступил к строительству судна космической связи «Академик Сергей Королев», которое должно было участвовать в обеспечении полетов советских космонавтов на Луну и в других космических программах. Я работал ведущим конструктором по космическому комплексу этого судна. Оно было сдано в эксплуатацию в 1970 году.
- На «Киеве» вы были ведущим конструктором по авиационному комплексу, а на «Минске» — руководителем группы вооружения. Насколько я знаю, это была абсолютно засекреченная работа, и вы тоже были «засекречены». Наверное, теперь, спустя много лет, уже можно кое-что об этом рассказать?
- К строительству первого авианосца «Киев» (точнее: тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) — так его называли) Черноморский завод приступил в 1970 году. На нем базировались 36 летательных аппаратов — самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 и противолодочные вертолеты Ка-25 в любой пропорции. У меня была захватывающая работа, связанная с созданием систем и механизмов, обслуживающих комплекс авиационного вооружения «Киева».
Дело было новое, многое нужно было начинать с нуля. На корабле необходимо было обеспечить аэродромные условия базирования самолетов, в том числе заправку авиационным топливом, азотом, кислородом, обеспечить электроснабжение, запуск двигателей, полный регламент и предполетную подготовку, пожарную безопасность и все другое, что было связано с летательными аппаратами. На корабле были оборудованы 14 погребов авиационного боезапаса, в которых размещались тысячи ракет и бомб, и нужно было обеспечить их загрузку, надлежащее безопасное хранение, а потом быструю подачу на верхнюю палубу. Необходимо было создать условия для отдыха и подготовки к полетам летчиков штурмового полка и вертолетной эскадрильи.
К ходовым испытаниям «Киева» приступили в апреле 1975 года, приемный акт этого корабля подписали в декабре 1975-го. В 1976-м я участвовал в испытаниях главного ракетного комплекса этого корабля. Это была залповая стрельба крылатыми ракетами «Базальт» на Севере СССР с Белого моря в акваторию Баренцева моря на расстояние 500 км. Все цели были успешно поражены.
- В 1979 году вас назначили начальником конструкторского бюро по всем строящимся на ЧСЗ авианосцам. Расскажите, почему мы строили авианосцы, отличающиеся от тех, которые создавались в США? Например, на наших авианосцах было установлено много вооружения.
- В Советском Союзе все годы со стороны руководителей государства была сильная оппозиция строительству авианосцев. Во времена Н.С. Хрущева авианосцы именовались «оружием агрессии», считалось, что они очень уязвимы для ударов ракетного оружия и погибнут в первые же часы войны. Советский Союз готовился к противостоянию в глобальной войне и не учитывал, что авианосцы окажут решающее влияние на развитие ситуации в региональных конфликтах, в которых американцы потом получили безусловное преимущество.
При Л.И. Брежневе было принято решение пойти по альтернативному пути создания авианесущих крейсеров с самолетами вертикального взлета и посадки Як-38. Предполагалось, что эти корабли, водоизмещением 40-45 тысяч тонн, можно строить быстрее, чем американские суперавианосцы.
Как и положено крейсерам, корабли пр.1143 были оснащены мощным ракетно-артиллерийским вооружением, не уступавшим новейшим атомным крейсерам пр.1144 типа «Киров». Боеголовки крылатых ракет «Базальт», установленных на «Киеве», могли быть как обычными, так и ядерными. Это были сверхзвуковые крылатые ракеты с числом Маха 2.5-2.8, равных которым в то время не было на Западе. Боезаряд весом почти тонну мог быть доставлен с «Киева» на расстояние свыше 500 км менее чем за 20 минут. Ракеты управлялись на всем пути полета, а на последнем участке пути шли над самой водой по данным собственных систем самонаведения. Мы видели потом цели, которые поражали на испытаниях, и это была страшная картина. Конечно, это было грозное оружие. Но оно могло быть применено только в случае глобальной мировой войны. А американские авианосцы могли быть использованы в любом локальном конфликте в любой точке земного шара.
В середине 1980-х годов мы приступили к строительству авианосцев типа «Адмирал Кузнецов», на которых должны были базироваться самолеты Су-27К и МиГ-29К. Тяговооруженность самолетов, близкая к единице, позволяла им взлетать без катапульты с расстояния 90 метров с использованием трамплина, а посадку они осуществляли на аэрофинишеры. Это было новое поколение наших авианосцев. Но сверхзвуковые крылатые ракеты «Гранит», позволяющие достигать целей на расстоянии до 550 км, на корабле по-прежнему устанавливались.
В 1988 году мы приступили к строительству нового авианосца — «Ульяновск» с атомной энергетической установкой и катапультами и вплотную приблизились по техническим параметрам этих кораблей к американцам. И все же, и на этом корабле по-прежнему должны были устанавливаться сверхзвуковые крылатые ракеты «Гранит».
- Я хорошо помню «нулевой» стапель, на котором возвышалась громада корпуса «Ульяновска». Перед тем, как его порезали на металлолом, сюда явился новоиспеченный вождь независимой Украины Л.М. Кравчук, он поднимался наверх, восхищался мощью корабля и искусством корабелов, заверял всех, что мы его достроим, что славные традиции города корабелов будут продолжены... А, кстати, почему мы строили свои авианосцы на стапеле? Другие страны строят авианосцы в доке.
- В СССР только Черноморский завод по своим техническим возможностям мог строить авианосцы. Но на этом заводе не было дока. А вот стапель «0» — самый крупный в Советском Союзе, позволял спускать корабли массой до 40 000 тонн! На нем и были собраны и спущены на воду все наши авианосцы. Спуск таких тяжелых кораблей со стапеля представлял собой сложную инженерную задачу, но мы ее решали. Ни одной аварийной ситуации при спуске авианосцев со стапеля не было.
- Каждый из советских авианосцев был шагом вперед по отношению к предшественнику. Расскажите более подробно об авианосце «Адмирал Кузнецов» — последнем детище ЧСЗ, которому суждена была долгая жизнь и который доныне — единственный — служит в ВМФ России.
- На «Адмирале Кузнецове» может базироваться до 52-х летательных аппаратов — самолеты Су-27К, Су-25УТГ, а также целое семейство вертолетов типа Ка-27 — противолодочные, спасательные, транспортно-боевые (десантные), радиолокационного дозора и наведения. Корабль оборудован трамплином с углом взлета 14 градусов, аэрофинишерами и аварийным барьером. Установлены очень важные для такого корабля системы посадки самолетов — радиоэлектронная, оптическая, телевизионная. Впервые установлены бортовые авиационные подъемники грузоподъемностью по 40 тонн, что позволяет принимать на корабль различные по размерам летательные аппараты. «Кузнецов» оборудовался и новой разветвленной сетью авиационных погребов, в полтора раза увеличивался запас авиационного топлива. Значительно изменялось радиоэлектронное вооружение корабля.
В то же время главная энергетическая установка корабля и его корабельные системы оставались неизменными, по сравнению с кораблями пр.1143 типа «Киев». Правда, сердце корабля — главные котлы, были модернизированы, и их производительность изменилась с 98 до 115 тонн пара в час, что позволило увеличить мощность силовой установки до 200 тыс. л.с. против 180 тыс. на кораблях типа «Киев». Мощность корабельной электростанции возросла с 15000 кВт на «Киеве» до 22000 кВт на «Кузнецове». Водоизмещение корабля возросло с 41400 тонн на «Киеве» до 59000 тонн на «Кузнецове».
В те годы наша промышленность была готова к установке на корабле атомных реакторов и катапульт, но не были готовы к этому руководители Вооруженных сил и страны. Разрешение на установку атомной энергетической установки и катапульт мы получили только в 1987 году для «Ульяновска», хотя такой проект был готов еще в 1973 году.
- Почему прекратили строить авианосец «Ульяновск»?
- Строительство «Ульяновска» совпало по времени с проведением в Советском Союзе «перестройки», и судьба корабля была обречена. Авианосцы могут строить только страны с мощной современной экономикой, прочной финансовой системой и стабильным государственным устройством. Всего этого, с приходом к власти Горбачева, Советский Союз лишился.
В 1991 году финансирование «Ульяновска» со стороны Военно-Морского Флота было прекращено. Корабль стоял на стапеле, и общая готовность его составила 17%, а готовность стапельных работ была порядка 90%. В 1992 году его должны были спустить на воду. Полным ходом велась сборка атомных реакторов, на складах завода находилось много комплектующего оборудования, доставленного со всех концов Советского Союза и готового к погрузке на корабль. Но в январе 1992 года строительство «Ульяновска» прекратили, а в феврале начали его порезку. Для николаевских корабелов, особенно черноморцев, это была поистине трагедия. И ее нужно рассматривать в контексте тех разрушительных процессов, которые тогда происходили во всем военно-промышленном комплексе Советского Союза.
- Уже давно понятно, что Украине авианосцы и крейсеры ни к чему. Тут даже до корвета дотянуться не можем! Но Россия остается могучей океанской державой. Как вы думаете, какие авианосцы будет строить Россия в будущем?
- По сообщениям информационных агентств, Россия планирует возобновить строительство авианосцев в 2012-2015 годах. Скорее всего, поначалу это будут корабли водоизмещением 55-60 тысяч тонн, то есть близкие к «Адмиралу Кузнецову», но, конечно, усовершенствованные по сравнению с этим кораблем. Думаю, что россияне откажутся от установки на этих кораблях противокорабельных крылатых ракет, что значительно расширит их возможности как авианосцев.
- Какие корабли, по вашему мнению, целесообразно строить в Николаеве в дальнейшем?
- В Николаеве — три крупнейших судостроительных завода. «Океан» создавался для строительства гражданских судов, и будет заниматься ими и в дальнейшем. Заводы им. 61 коммунара и ЧСЗ, где строились крейсеры и авианосцы, с момента их закладки развивались как производства для создания кораблей, насыщенных сложной военной техникой. В будущем эти заводы смогут проявить себя лучшим образом именно в военном кораблестроении.
- Однако заводы без квалифицированных опытных специалистов — мертвы. Где сейчас судостроительные кадры, которые строили авианосцы?
- За двадцать лет судостроительные кадры, способные строить сложные корабли, растеряны, они просто исчезли, сошли с лица земли. А главное — нарушены связи, позволявшие передавать от поколения к поколению премудрости этой сложной профессии. Отсутствие специалистов — главное, с чем столкнутся николаевские судостроительные заводы в будущем. На подготовку полноценного специалиста в судостроении уходит примерно десять лет.
- Дневники, которые вы писали на авианосцах, стали основой для ваших книг. Расскажите немного о них.
- Книги «Наши авианосцы» и «Город св. Николая и его авианосцы» многие называют уникальными именно потому, что они написаны на основе дневников непосредственным участником строительства и испытаний этих кораблей.
На создание книги «Наши авианосцы» ушло пять лет, с 1998 по 2003 год. Книга «Город св. Николая и его авианосцы» потребовала четырех лет работы — с 2004 по 2007 год. За такое время люди оканчивают и университет, и аспирантуру. И я многому научился. Эти книги стали моим литературным университетом. В 2002 году меня приняли в Национальный союз журналистов Украины, а в 2008 году — в Союз писателей России. Для вручения членского билета в Николаев приезжал председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев.
Несмотря на то, что в книгах приводится много технической информации, я старался писать их доступным языком, чтобы они не стали уделом только специалистов, а были понятны массовому читателю. Судя по отзывам, эта главная цель была достигнута. Книги вышли довольно большим, по нынешним меркам, тиражом — 12 тыс. экземпляров. С момента выхода в свет, книги стали жить своей собственной жизнью, в отрыве от автора. По доходящим до меня откликам знаю, что книги читают во всех концах бывшего Союза и во многих зарубежных странах. Благодаря книгам, у меня появилось много новых друзей.
- Валерий Васильевич, в вашей судьбе удивительно соединились две ипостаси — два, казалось бы, взаимоисключающих вида деятельности: технический и гуманитарный. Другими словами, вспоминая давнюю дискуссию о «физиках» и «лириках», вы — и «физик», и «лирик». И книги пишете, и музыкальными инструментами владеете, и к поэзии, мягко говоря, не глухи. Как так вышло?
- Так и вышло. Может, потому что мама моя работала в журналистике, много лет в «Южной правде» (читатели старшего поколения еще помнят журналистку Татьяну Трескунову), в моей душе всегда была тяга к перу и слову. С 2007 года я работаю над книгой о николаевских журналистах. Как ни спешил, работал ежедневно часами без выходных и праздников, опять — четыре года. Чтобы написать хорошую книгу, видимо, иначе нельзя. Книга уже сверстана, выполняются последние «отделочные» работы. Выйдет в свет, ориентировочно, в апреле этого года. В ней — 720 страниц и тысячи фотографий. Это — срез истории нашей жизни второй половины ХХ века, показанный через людей, причастных ко всем сферам жизни общества — журналистов.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |