Пенсионная реформа, которую правительство начало в декабре, внеся на рассмотрение парламента соответствующий законопроект, — один из самых обсуждаемых вопросов в стране. О том, что реально принесет обычным людям пенсионная реформа, мы говорим с вице-премьер-министром и министром социальной политики Сергеем Тигипко.
- Сергей Леонидович, есть мнение, что реформа направлена, в первую очередь, на то, чтобы за счет повышения пенсионного возраста свести концы с концами в бюджете Пенсионного фонда. Вы можете сказать, что получат от реформы сами пенсионеры — нынешние и будущие?
- Вот все говорят о бюджете Пенсионного фонда, а дело-то совсем не в нем. А в том, что наша солидарная пенсионная система — этот «общий котел», когда мы платим пенсии своим родителям, а наши дети будут платить пенсии нам. И она себя исчерпала. Украинцы, как и большинство наций в мире, стареют, пенсионеров становится больше, а работающих граждан, которые платят взносы в Пенсионный фонд, — меньше. Чтобы платить пенсии, приходится вынимать деньги из госбюджета, то есть с остальных налогов. Это значит, что мы недоплачиваем зарплату учителям, врачам, не строим дороги, не инвестируем в новые технологии. Кроме того, наша солидарная система имеет колоссальные разрывы между минимальными и максимальными пенсиями: некоторые категории пенсионеров сегодня получают по 40 тысяч гривень, тогда как многие — меньше тысячи. Разве это справедливо? Поэтому мы решили не только ограничить максимальные пенсии новым пенсионерам на уровне 12 минимальных пенсий (сегодня это порядка 8,8 тысячи гривень). Мы будем постепенно отказываться от этого «единого котла» и переходить на систему, когда каждый сможет сам копить на свою пенсию. И повышение пенсионного возраста — это один из инструментов пенсионной реформы, который позволяет человеку заработать более высокую пенсию.
- Но те, кто выходит на пенсию в первые десять лет реформы, не успеют ни набрать достаточного стажа, ни накопить средства на персональном счете!
- Не вижу проблем: у нас предусмотрены компенсаторы для этой категории граждан. Во-первых, это 5% надбавки для женщин к пенсии за каждый год дополнительной работы после 55 лет. То есть за 5 лет можно увеличить свои выплаты на 25%. Это существенно. Во-вторых, мы повысили гарантии для самых незащищенных категорий населения — бюджетников, учителей и врачей. Им при выходе на заслуженный отдых уже с первого года реформы будет выплачиваться единоразово 10 назначенных пенсий. Хочу подчеркнуть, мы не изменяем условий для работающих пенсионеров — они смогут получать и заработную плату, и пенсию. Уже назначенные пенсии уменьшены не будут. На нынешних пенсионерах реформа никак не отразится — ни одно изменение в пенсионном законодательстве — в том числе увеличение нормативного стажа — не коснется тех, кому пенсии уже назначены.
- В чем же тогда «секрет»? Каким образом все-таки увеличится размер пенсий?
- Секрета нет, все просчитано. Ключ к высоким пенсиям — накопительная система. Мы планируем ввести ее для тех, кто не достиг 35 лет, — в обязательном порядке, а для тех, кто старше, — в добровольном. Схематически это выглядит так: вы будете отдавать часть своей зарплаты, которая сейчас идет в Пенсионный фонд, не на текущие потребности пенсионеров, а на свой личный депозит. То есть часть денег с определенного момента будет переводиться в накопительную систему в пределах 7%, а остальное будет идти на выплату пенсий в солидарной системе. Человек будет сам решать, куда деть свои сбережения: либо в государственный фонд, либо в частный. Эти фонды будут вкладывать деньги в экономику, а люди — получать дополнительный доход. Эти накопления к тому же можно будет передавать по наследству.
- Вы проводили расчеты, насколько выше будет пенсия в накопительной системе?
- Конечно, смотрите: допустим, человек работает 35 лет, как это предполагает пенсионная реформа, и получает все это время стабильную зарплату в 3000 грн. По действующей сегодня формуле на пенсии такой человек будет получать из солидарной системы в лучшем случае 1700 — 1900 грн.
Теперь возьмем накопительную. Ваш взнос в НПФ — 7%. Прогнозировать доходность на такой длительный период нельзя. Но, допустим, что она будет примерно на уровне инфляции — в среднем около 8% в год. Эти проценты будут прибавляться к уже существующей сумме. Через 35 лет ваши накопления достигнут почти 500 тыс. грн., это значит, что в течение 25 лет на пенсии вы сможете получать к госпенсии еще дополнительно примерно 1,5 тыс. грн. в месяц. И это не учитывая того, что средняя зарплата будет расти.
- Очень вероятно, что люди будут бояться НПФ, будут опасаться, что деньги сгорят, как в Сбербанке СССР. Что вы намерены предпринять, чтобы защитить сбережения людей?
- Самое важное здесь — очень жестко контролировать, чтобы средства не вкладывались в рискованные операции. Именно это государство и будет делать. Например, можно установить минимальный процент денег, которые нужно хранить на депозитах в банках. Будет жестко ограничена возможность инвестировать в зарубежные проекты. Кроме того, за счет этих денег можно возродить недорогое ипотечное кредитование через государственное ипотечное учреждение. Такой успешный опыт был, например, в Польше и в Казахстане. Вообще во многих развитых экономиках пенсионные накопления — главный двигатель развития страны. А поскольку доля работодателя в пенсионном взносе постепенно будет уменьшаться (с сегодняшних 33% до 28%), то это хороший толчок к выведению зарплат из тени. Да и сам будущий пенсионер, когда будет понимать, куда идут его деньги, будет заинтересован получить как можно больший доход.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |