Директор русского театра Николай Кравченко вернулся из отпуска, гостил в культурных городах Америки. Ожидались заскоки модерные, из-за океана: ах и ох! Что тебе там все модники, да с улыбкой на тридцать три зуба, что везде музеи да театры!..
Увы, маэстро Николай лучше других знает, что одеваются в Штатах скромнее наших зарвавшихся олигархов и модниц, а простолюдины там вообще не смотрятся: слишком раздались книзу. Репертуарный театр даже в мегаполисах с миллионами обитателей днем с огнем надо искать, а прочая культура чаще привозная. Про Голливуд говорить трудно — выродился в боевики да триллеры, а то и в слюнявые мелодрамы. Вообще, искусство там отделено от жизни, как в цивилизованных странах религия от государства. Пана Николая, истинного нашего казака, наряди в турецкий халат (в прошлом году маэстро творил в Турции и Болгарии), выбели, расколорить и сто раз пытайся забить ему баки европейскими закидонами (помытарился он и на Западе), раскрути и окати океаном — а он явится домой, и за свое. Вот и теперь: собрал свою малую гвардию — художественный совет и, вместо охов да ахов от сонмища впечатлений, напомнил в духе своей жанровой прозы:
- Господа, а ведь в текущем году ровно сто сорок лет со дня рождения Леси.
Надо заметить, что часть преданных русскоязычному театру помощников вскинула брови: а кто это — Леся?
Маэстро с чертиком в глазу продолжал:
- И ровно сто лет со дня написания дивной феерии «Лесная песня».
Потом плутовато добавил:
- Замечу для непосвященных, что сроки написания гениального опуса следует внести в Книгу рекордов Гиннесса: сто страниц истинной поэзии — за четыре дня! А ну-ка, кто быстрее и лучше?
Тут у коллектива прояснилось в голове: в театре уже третий сезон с головокружительным для наших дней и для периферии успехом идет спектакль по Лесе Украинке — «Лесная песня».
Коллеги догадывались, что намечается мероприятие и надо поднапрячься.
- Ждете предложений, Николай Антонович?
- А кто же, если не наш русскоязычный и, по мнению невежд, русофильский театр, поклонится великой украинке в день ее юбилея?
- Дак средства же нужны... — это люди от администрации заныли.
- Мобилизуем внутренние.
- На когда?
- Отметим Лесин день двадцать пятого февраля.
- Не соберем копейки. Начало года.
- Пойдем на паперть и протянем общую творческую руку. Культурный слой в наших пенатах не слишком толстый... Я имею в виду и количество эстетов, и объемы их талий. Но эти люди чувствуют национальную радость и участливы по натуре.
Кравченко, как всегда, говорил легко, с юморком и с непостижимой для деятеля, тем более дважды заслуженного деятеля искусств, уверенностью. Слушатели знали, что поклонники театра и личные приятели их художественного руководителя посильно помогут. Если же у тех не получится, то он, Николай Антонович, сам завяжется в два узла, а вечер Леси выдаст с апломбом. Когда-то он, как режиссер, взял к постановке «Лесную песню», бывалые советчики предрекали вялотекущую премьеру и не более полдюжины «обязательных» спектаклей. Ого! Уже третий сезон «Песня» пользуется спросом и признана лучшим спектаклем в репертуаре.
Почему? Потому, что литература — от Бога, потому что постановка с трепетом сердца и знанием национального фольклора, проще — без казенщины и дураков!
Несомненно, 25 февраля зал нашего академического русского художественного театра будет переполнен, фойе убрано в национальные колеры и с чисто театральной выдумкой, а на подмостках проживутся минуты выдающейся жизни красивой и болезненной, волевой и одаренной выше всяких сравнений женщины. Культурные люди знают, что Лариса Косач, то есть Леся Украинка, была обречена на смерть в ранней молодости. Лучшие медицинские специалисты Европы вынесли приговор: до тридцати лет не доживет, к тому же, только если будет лечиться, лечиться и ничего более, кроме лечиться. Великая женщина посильно лечилась, но троекратно — трудилась. Пять томов классических стихов, драм, эссе, художественных писем. Участие, притом широкое, в общественном движении, овладение всеми основными европейскими языками и... поддержка слабых и неимущих. И прожила сорок два года.
До наших дней идут ее трагедии на сценах Польши, Канады, России, Украины. Припоминается величавый «Каменный властелин» на сцене Киевского русского театра имени Леси Украинки, блестящая «Оргия» в Николаевском украинском театре с незабываемым Василием Бурдыком и еще многие-многие удачи. А уж «Лесная песня» идет во многих театрах, трижды снята в кино, играется как студенческая учебная работа в специальных вузах!
В феврале на сцене русского художественного театра будут звучать стихи Леси, музыка на ее темы, драма.
Боже, помоги артистам подготовиться! И пошли нашим зажиточным и властным землякам волю к памяти и добру, коими так богата была наша назабываемая Леся!
Пошли благие намерения сильным мира нашего, чтобы голос наш не звучал только гласом с паперти!
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |