ОАО «Николаевская ТЭЦ» — одно из ведущих теплоснабжающих предприятий нашего города. С июня 2010 года председателем правления-генеральным директором «Николаевской ТЭЦ» стал Максим Головко, за плечами которого немалый опыт работы в сфере теплоэнергетики. Так, в бытность руководителем государственного коммунального предприятия «Северодонецктеплокоммунэнерго», Максим Головко был награжден Почетной грамотой Кабинета Министров Украины (2008 г.), и удостоен почетного звания «Лучший хозяйственник 2009 г. в решении социально-экономических вопросов». На минувшей неделе мы встретились с Максимом Юрьевичем, чтобы задать ему несколько злободневных вопросов.
- Максим Юрьевич, для начала позвольте спросить: не разочаровало ли Вас на новом месте доставшееся в пользование «наследство» — имею в виду материально-техническую базу ТЭЦ, долга, обязательства?
- Скажу честно: первое, что бросилось в глаза на НТЭЦ, — это солидный возраст оборудования. Я даже не подозревал, что котлы 1939 года выпуска могут быть работоспособными! Одновременно сделал вывод: люди, работающие здесь, к оборудованию станции относятся бережно и с любовью. Чтобы поддерживать должный уровень производительности на изношенном оборудовании, с честью выполнять взятые на себя обязательства перед потребителями, надо быть профессионалом.
Относительно долгов скажу так: на протяжении многих лет не только Николаевская ТЭЦ но и большинство теплоснабжающих предприятий являются «заложниками» ситуации, сложившейся в нашем государстве. Дело в том, что ДК «Газ Украины» требует 100% предоплату за газ. А потребители тепла оплачивают услуги после их получения, причем, по тарифам, при формировании которых рост стоимости газа не учтен. А ведь в тариф почти на 70 процентов «забита» стоимость газа, на котором работает ТЭЦ! Вот и выходит, что мы работаем себе в убыток. За полгода из-за разницы в стоимости наших услуг и стоимости газа, убытки ТЭЦ достигли свыше 7 миллионов гривень. Раньше, на протяжении нескольких лет, теплоснабжающим предприятиям государство предоставляло субвенцию на разницу в тарифах, сейчас ситуация не ясна. К примеру, в бюджете 2011 на эти цели субвенции вообще не были предусмотрены. Возможно, по итогам 9 месяцев что-то и изменится, но пока каждый выкручивается как может. Нельзя же оставить людей без тепла!
У НТЭЦ — 38 тысяч абонентов из них население — 35 тыс. С августа 2010 года газ для населения подорожал на 50 процентов, а новые тарифы на теплоснабжение вводятся лишь с 1 февраля 2011-го. Иными словами, мы уже в октябре покупали газ на 50% дороже, чем заложенная в тариф стоимость. Такая разница в тарифе способствовала образованию наших долгов перед ДК «Газ Украины».
- Да, вопрос повышения тарифов, в том числе и на теплоснабжение, сейчас у всех на слуху. К тому же, в Николаеве активно обсуждают тот факт, что в столице тарифы на тепло и горячую воду ниже, чем у нас.
- Если раньше тариф утверждался местными советами, то сейчас эти функции возложены на НКРЭ (Национальная комиссия регулирования электроэнергетики). Согласно распоряжению НКРЭ, с 1 февраля тариф для абонентов НТЭЦ возрастает на 20 процентов. В этой связи замечу, что сейчас целесообразно ставить счетчики. Если в целом по году расходы на тепло одинаковы и у тех, кто платит по квадратным метрам и у тех, у кого есть счетчик, то в зимний период в зависимости от температуры наружного воздуха дома с тепловыми счетчиками могут существенно сэкономить. Особенно, когда зима не настолько морозна, как в прошлом году. Правда, установка счетчиков — это прерогатива городских властей и собственно жильцов дома.
По поводу киевских тарифов — да, они ниже, чем у нас, но тоже будут повышаться. Просто в отличие от Николаева, до нынешнего года Киев, имея свой бюджет, который не зависит от государственного, мог возмещать своим тепловикам разницу между размером тарифа и его себестоимостью.
- Кроме высоких тарифов, некоторых николаевцев не вполне удовлетворяет качество услуг по теплоснабжению.
- Я скажу за наше предприятие, Мы постоянно поддерживаем нужную температуру и даем качественное отопление во все районы, которые обслуживаем. Это подтверждено документально. Но мы не отвечаем за транспортировку тепла по дому, -ответственность за регулировку системы отопления внутри дома несет либо ЖЭК, на балансе которого находится дом, либо сами жильцы, если это дом ОСМД. Там, где ЖЭКи должным образом не относятся к исполнению своих обязанностей, качество отопления всегда хуже. Жильцы платят за внутридомовое обслуживание? Платят. Так вот ЖЭК часть средств должен тратить на содержание внутридомовых сетей. Если ЖЭКи будут и дальше наплевательски относиться к данному вопросу, будет еще хуже. Каков процент тепловых потерь непосредственно во внутридомовых системах даже не скажу. Для каждого дома -это своя цифра, зависит она от состояния внутридомовых сетей и коммуникаций, от степени утепления подъездов, подвалов и т. д.
Знают ли жители, что системы теплоснабжения в домах должны регулярно промываться? Причем, силами ЖЭКа. А нарекания от потребителей сыпятся на ТЭЦ. Но у нас с потребителем договор на поставку тепла. С ЖЭКом у потребителя договор на обеспечение своевременных ремонтов, содержания дома и т.д. Но ЖЭК, как правило, разводит руками — мол, у нас нет денег даже на заработную плату! И крайними делают нас, хотя мы поставляем качественную услугу.
- Сейчас можно услышать, что горожане с радостью отказались бы от централизованного отопления, отдав предпочтение установке индивидуального. Какова Ваша позиция по этому вопросу?
- Я противник индивидуального отопления. Если теплоснабжающую организацию проверяют абсолютно все службы, то в случае с индивидуальным отоплением этого нет. Отсюда — опасность взрыва газа, плюс разбалансировка системы центрального отопления. Удаляя какую-то часть этой системы, происходит нарушение ее целостности, а ведь это многоквартирный дом. Думает ли тот, кто устанавливает себе индивидуалку, о соседях? Думаю, что нет, а им приходится мерзнуть. Слава Богу, правительство обратило внимание на эту проблему и выдало распоряжение о том, что индивидуальное отопление может устанавливаться на дом в том случае, если есть согласие всех жильцов дома.
- Какова сейчас сумма долга абонентов ТЭЦ?
- Общая задолженность наших абонентов в настоящее время составляет 24, 5 миллиона. Уровень оплаты — 73 процента. С юридическими лицами работать проще, — потому и процент оплаты в этом сегменте держится на уровне 98 процентов.
Мы каждый раз напоминаем: тепло — это товар, такой же, как и любой другой. А за товар нужно платить. К сожалению, многим людям тяжело перейти из потребительского отношения к договорным — в этом одна из причин накопления долгов. Поразительно, но основными неплательщиками являются люди среднего достатка, и даже весьма состоятельные.
- Ваши первоочередные задачи и цели на 2011-й год?
- Самая первая и самая главная задача — сохранить стабильную работу предприятия, успешно завершить нынешний отопительный сезон и качественно подготовиться к следующему.
Благо, у нас есть лимиты газа. И на этот, и на следующий отопительный сезон, и с ремонтной кампанией, думаю, справимся в установленные сроки.
Хочется поблагодарить всех горожан, кто своевременно платит за тепло, понимая, насколько сильна наша зависимость от поставок природного газа. И напомнить, что акция «С теплом и любовью!» продолжается и уже в апреле 2011 г. наши подарки найдут своих добросовестных хозяев.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |