ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Тарифы: наступление на потребителя продолжается
02.02.2011 / Газета: Николаевский бизнес / № 4(360) / Тираж: 5100

Оплата коммунальных услуг для каждой семьи занимает значительную часть семейного бюджета. Скоро, по всей видимости, николаевцам придется еще туже затянуть пояса, так как эти расходы в очередной раз возрастут. С 1 февраля в Николаеве вступили в действие новые повышенные тарифы на воду и электроэнергию. С марта изменится, конечно, в сторону увеличения, квартирная плата». А в горисполкоме подготовлено распоряжение о повышении стоимости проезда в городском транспорте.

Что и говорить, начало года ознаменовалось вот таким ценовым «всплеском», который коснулся сразу и продуктов питания, и оплаты за жилье, и цены на проезд в маршрутках. В прошлом номере в рубрике «Экономика» мы попробовали проанализировать, почему резко подорожали некоторые, продукты питания. На этот раз в соответствующих учреждениях мы выясняли, чем обусловлено повышение расценок на водопользование, а также на проезд в городском транспорте.

***

Повышение не спасет от убытков

Заместитель директора коммунального предприятия «Николаевводоканал» Николай Петров на вопрос прокомментировать ожидаемое повышение тарифов за пользование водой ответил, прежде всего, что новые тарифы были разработаны Национальной комиссией регулирования электроэнергетики, которая с недавних пор получила право разрабатывать и устанавливать тарифы на энергоносители: электроэнергию, воду и газ. А КП «Николаевводоканал» вынуждено просто принять их к сведению и работать по предложенным расценкам.

- На протяжении 2010 года минимальная заработная плата повышалась четыре раза, происходили повышения стоимости энергоносителей и расходных материалов. В связи с этим убытки нашего предприятия в прошлом году составили 24 млн. грн. Почти 3 млн. грн. расходов нам компенсировали из местного бюджета. Но все равно общие убытки сегодня достигают около 21 млн. грн. Это значит, что в полном объеме мы не сможем выполнять все необходимые работы, где-то придется существенно экономить, — отметил Николай Петров.

Мы просили НКРЭ повысить тарифы на воду на 24%, а комиссия подняла их только на 9%. Новые расценки предложили нам без всяких пояснений, без экономически обоснованного подхода. Мы вынуждены их принимать, понимая при этом, что будем нести убытки и дальше.

К слову, в настоящее время нет оснований говорить о каких-то непомерных долгах населения. Люди оплачивают нам потребленные услуги за пользование водой практически на 100%. А с каждым должником мы работаем индивидуально.

***

Не заплатишь — не поедешь

На сегодня отделом цен горисполкома сделаны расчеты стоимости проезда в маршрутных такси. Новые тарифы на проезд уже направлены средствам массовой информации. Плата за проезд повышается по всем 5 действующим в городе категориям тарифов (в зависимости от продолжительности маршрута).

Начальник отдела пассажирских перевозок Николаевского горисполкома Вячеслав Ка-шенюк заверил, что повышение стоимости проезда на всех маршрутах не превысит 25 копеек, так как повышение сразу на одну гривну, как предлагали сами перевозчики, «будет непосильно для наших людей».

Максимальная плата за проезд в Николаеве, таким образом, достигнет 2 грн. 75 коп. и будет утверждена на самых длинных маршрутах. Самая «дешевая» поездка обойдется в I грн. 50 коп.

Вячеслав Кащенюк при этом отмечает, что себестоимость проезда, даже без учета рентабельности, равняется «примерно трем гривнам». Основывается эта сумма, прежде всего, на расчетах самих перевозчиков.

Директор предприятия «Укртранс» Николай Анчербак напомнил, что в начале прошлого, 2010 года дизельное топливо, на котором работают маршрутные такси, стоило 6 грн. 55 коп. за литр. Сейчас этот показатель достигает 8 грн. 30 коп.

Дорожают запчасти. К примеру, говорит Николай Анчербак, осенью 2010 года, чтобы заменить один скат, нужно было выложить 1350 грн., сейчас же заменить колесо стоит 1830-1860 грн.

«Если цена на проезд не поднимется, то маршрутки встанут, — считает руководитель автопредприятия. — Сравните сами: в прошлом' году на маршруты выходило примерно 1800 водителей. Сегодня в городе работает не больше 750 машин. Было 100 городских маршрутов, сейчас насчитывается 53. Работать приходится «в нули», нам не на что покупать запчасти».

Впрочем, есть и другая сторона проблемы. Не секрет, что для начала работы на маршруте наемные водители платят руководителям предприятий по нескольку сот долларов — так называемый вступительный взнос. Продаются и сами «маршруты».

Рядовые водители, не имеющие своих маршруток, ежедневно отдают хозяевам «план»: в среднем это не меньше 200 грн. Те, кто работает на собственных машинах, тоже обложены «данью»: раз в месяц отдают хозяевам от 400 до 1000 грн. в зависимости от прибыльности маршрута.

Из случайно завязавшегося разговора с водителем очень популярной маршрутки №8 выяснился интересный факт. Как только появились слухи о повышении стоимости проезда на 25 копеек, водитель «восьмерки» получил распоряжение от начальства: теперь будешь платить не 1000 грн, а 1250 грн. за право работать. При этом водителей всячески убеждают в том, что львиная доля собираемых денег идет «наверх». Хотя, по всей видимости, большая часть выручки оседает все-таки в карманах руководителей автопредприятий.

Все это говорит о том, что большая часть прибыли этого бизнеса находится в тени, а истинные доходы и расходы на рынке перевозок для широкой общественности всегда будут оставаться «за семью печатями». Не случайно ведь перевозчики требуют повышение на гривну, а власть позволяет им увеличить тариф лишь на 25 копеек. Потому что здесь все условно — и обоснованность тарифа, и расходы, и отчисления. Реальны лишь доходы, размер которых известен лишь узкому кругу лиц.

Каким бы обоснованным ни представлялось очередное повышение тарифа самими перевозчиками и представителями городской власти, все эти денежные потоки, о размерах которых можно только догадываться, будут успешно обходить городскую казну, обогащая, прежде всего, небольшую группу людей, управляющих работой автопредприятий, да еще, пожалуй, некоторых чиновников. В том, что они не бедствуют при любых условиях, сомневаться не приходится.

ОТ РЕДАКЦИИ. Когда верстался номер, из пресс-службы горисполкома поступила информация об утвержденных тарифах на проезд в городских автобусах и микроавтобусах

- На маршруте протяженностью до 10 км (включительно) — 1,50 грн;

- На маршрутах протяженностью от 10 км до 15 км — 1,75 грн;

- На маршрутах протяженностью от 15 до 25 км — 2,00 грн;

- На маршрутах протяженностью более 25 км — 2,25 грн;

- На маршруте № 86 «Ц. рынок — мкр. М. Корениха - 2,75 грн.

Пассажирские перевозки городскими автобусными маршрутами общего пользования в г. Николаеве по вышеуказанным тарифам будут осуществляться с 7 февраля 2011 года.

Автор: Олег Оганов


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту