ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Таинственный остров
05.02.2011 / Газета: Вечерний Николаев / № 13(3029) / Тираж: 7500

... Ввиду особой секретности история возникновения острова Майский то ли утеряна, то ли не разглашается. Известно, что он был создан искусственно — как форпост, преграждавший путь по фарватеру турецким кораблям в Днепровско-Бугский лиман. Что касается «авторства», то здесь существуют две версии. По одной из них, идея принадлежала генералиссимусу А.Суворову и была поддержана Екатериной II, остров насыпали в течение 25 лет. Другие источники приписывают создание острова выдающемуся инженеру, генерал-адъютанту Э.Тотлебену.

Так или иначе, известно, что остров существовал уже во время русско-турецкой войны 1877-78 годов. Он создавался на сваях, вбитых в грунт по конфигурации острова протяженностью 1400 метров. Поверх свай были насыпаны камни и глина, а также песок, завезенный из Очакова и Кинбурнской косы, между которыми и располагается Майский. Вокруг, чтобы остров не разрушался штормовыми волнами, был сооружен каменный оградительный мол...

(Данил Кляхин. «Секретный остров» на голодном пайке». Ежедневная всеукраинская газета «День», № 154 от 14 августа 1998 года).

Журналист киевской газеты объединил в своей статье сразу несколько технологий создания искусственного острова Первомайский. Это деревянные сваи камни песок с Кинбурнской косы глина.

Есть еще более фантастическая гипотеза, которая была сформулирована в ходе дискуссии на заседании исторического клуба «Золотая ладья» в Николаевском областном краеведческом музее. Она звучит примерно так: «Большие бревна из дуба и лиственницы вырубались с одной стороны «под болт», затем ставились вертикально и закручивались прямо в дно. «Ключом» для закручивания таких болтов служили три баржи, двигающиеся по часовой стрелке...». Любому, кто знаком с законами классической механики, остается только догадываться, где в условиях ХVIII века можно было найти такой силовой момент, который приводит в движение баржи.

Технологии создания искусственных островов существовали еще в древнем мире, у египтян. В средневековой Европе малоземелье фламандских крестьян заставляло их насыпать грунтовые холмы прямо в море. Сложились разные способы создания рукотворных земель, однако существовало одно общее правило — делать новые острова на природных отмелях. Такой природной отмелью в Днепро-Бугском лимане была знаменитая очаковская банка. Чем она знаменита? — Своей непредсказуемостью.

Очаковская банка

Впервые мы узнаем о дрейфующей отмели из письма-распоряжения очаковского паши своему пограничному сираскеру. В переводе Юрия Виноградова оно звучит так: ... Возле моих южных ворот на отмели собралась банда пиратов из глубин реки (Днепр). Пришли корабль, нужно их разогнать до прихода каравана из Генуи...». Речь, видимо, идет о казачьих чайках, которые поджидали торговые суда с товаром.

В 1688 году очаковская банка «всплывает» в связи со знаменитым «киднэппингом». Маленькому Баязеду — племяннику турецкого султана Сулеймана II — стало плохо во время морского путешествия. Жестокий шторм укачал 11-летнего подростка. Капитан турецкого фрегата распорядился причалить к Кинбурнской косе, чтобы ребенок немного отдохнул. Здесь охрану перебили, а мальчика похитили неизвестные разбойники на лодках. Организованная погоня закончилась печально. Военный корабль с глубокой осадкой сел на мель прямо напротив древней Гилеи. А это значит, что очаковская банка «отдрейфовала» к востоку на целых четыре мили.

В фотоальбоме «Кинбурнская коса», который был выпущен столичным издательством в 2010 году, есть лоция начала ХVIII века, где промерными глубинами обозначен фарватер Днепро-Бугского лимана. Здесь очаковская отмель уже переместилась к западу и находится у самой оконечности косы.

«Банка-путешественница» была головной болью для мореходов. Подводные течения перемещали ее на значительные расстояния. Никто не знал, где она окажется осенью. Опытные лоцманы стоили очень дорого, и купцам приходилось терпеть издержки в своей торговле.

Сегодня трудно найти автора идеи насыпного острова. Логика исторических событий склоняет к тому, что этим человеком был Александр Васильевич Суворов, которому в Кинбурнском сражении остро не хватало поддержки с моря. С другой стороны, «архитектором» Первомайского мог быть правитель Новороссии — светлейший князь Потемкин-Таврический.

После взятия Очакова и срытия оборонительных стен лиман остался без военной защиты для торговых судов. Нужно было чем-то заменить турецкую крепость.

По версии, которая озвучена историком Дмитрием Илловайским, остров Артиллерийской батареи был «создан сразу после Очаковской виктории». Точную дату этого «СРАЗУ ПОСЛЕ» автор не называет, однако подробно рассказывает, как на отмель привезли камень «от разрушенных городских стен, поставили 8 орудий и гарнизон... Мыльный камень (известняк) был турками привезен, в свое время, из древней Ольвии... Весь Очаков был выстроен старым греческим камнем...».

Думается, что очаковскую банку действительно досыпали этим «стройматериалом». Несколько барж затопить в определенном месте... совсем не дорого.

***

Не сразу и не вдруг

Остров появился не сразу и не вдруг. Он увеличивался постепенно. Эпизодические работы по углублению судоходного фарватера в середине ХIХ века стабилизировали подводные течения. Море постепенно несло песок, и рукотворная суша увеличивала свою площадь. Природа помогала строителям.

Появились участки каменного оградительного мола, помещения из «рваного» гранита и капитальные склады. Пороховые погреба острова Артиллерийской батареи были надежными магазинами, которые пополняли боезапас многопушечных кораблей и военных фрегатов.

Русско-турецкая война 1828-1829 гг. закрепила за островом статус промежуточного опорного пункта (блок-порта), где проводился мелкий ремонт оснастки парусных судов, добирались запасы воды, продовольствия и пороха. Впоследствии был увеличен гарнизон, появился лазарет и стационарный лоцманский пункт.

Артиллерийская батарея постепенно «обрастала» всей необходимой инфраструктурой. Однако свой современный вид блок-порт обрел во время Крымской войны 1853-1855 гг.

26 августа 1855 года, после 349 дней обороны, защитники Севастополя оставили южную часть города и перешли на северную сторону. Гарнизон фактически оставил позиции. Это создало возможность англо-французским войскам перейти к следующему этапу войны — захвату стратегических приморских городов. Николаев оказался беззащитным перед лицом грозного противника. Император Александр II прислал в город прославленного инженера, генерал-майора Эдуарда Тотлебена, который немедленно приступил к организации обороны.

Остров Артиллерийской батареи занимал стратегическую позицию в планах военного фортификатора. Вот что пишет Юрий Крючков в своей «Истории Николаева»: «По проекту Тотлебена, Николаев должны были защищать 1088 орудий, но к моменту заключения мира в 1856 году было установлено только 563 орудия... Последние батареи построены на естественно выдвинутых в лиман косах — Волошской и Русской. Дальше по Днепро-Бугскому лиману оборонительную линию продолжали укрепления Очакова, Кинбурна и блок-порта между ними (современный Первомайский остров)... В октябре флот союзников в количестве 90 судов предпринял попытку прорваться в лиман. В составе этой эскадры впервые появились плавучие бронированные батареи, которые буквально стерли с лица земли слабую Кинбурнскую крепость. После этой победы флот несколько раз пытался прорваться к Николаеву, но был отогнан перекрестным огнем батарей в узком проходе...».

Именно во время Крымской войны искусственный остров превратился в мощное фортификационное сооружение. Появляются минные погреба и проектируются механические элеваторы для подъема и опускания снарядов.

К 1881 году остров уже имел причал, склады, 40 казематов, пороховые погреба и даже железнодорожную ветку.

Дальнобойные орудия и мортиры на подвижных платформах для кругового обстрела поднимались специальным механизмом из казематов, а после стрельбы опускались глубоко вниз под толщу камней и песка, что делало их неуязвимыми для ответного огня.

С островом связана судьба лейтенанта Петра Шмидта. Его арестовали 15 ноября 1905 года и отправили из Севастополя в Очаков. Затем доставили на остров Артиллерийской батареи, где держали в одном из казематов до 6 марта 1906-го. Отсюда офицера перевезли на Березань и расстреляли.

***

Секретная база

С середины 50-х на Первомайском дислоцируется секретная часть специального назначения.

Здесь нужно довериться вновь журналисту Данилу Кляхину, который в качестве специального корреспондента газеты «День» побывал на Майском в 1998 году. Он беседовал с офицерами и осматривал «таинственный остров». Вот цитата из его статьи: ...От любопытных глаз остров прикрыт буйной растительностью. Большинство построек как бы «вмонтированы» в остров сбоку — они остались еще с прошлого века.

Жизнеобеспечение на острове автономное. Вода очень вкусная, мягкая — добывается из скважины глубиной около 100 метров. Постоянно урчит дизель, вырабатывающий электроэнергию...

Тренировки на выживаемость проводятся, как правило, на расположенной относительно недалеко Тендровской косе.

Отменное здоровье — лишь одно из требований при отборе военнослужащих в эту часть. Обязательна психическая устойчивость. Желателен спортивный разряд. Не помешает и знание языков стран Черноморского бассейна. Всему остальному учат здесь: различным видам единоборств, стрельбе из самого разного оружия (особенно популярны бесшумные образцы, с глушителями), управлению спецтехникой и средствами связи. Есть горная подготовка. Обязательны прыжки с парашютом — как на землю, так и на воду. А учитывая специфику части, одной из профильных дисциплин является водолазная подготовка.

Один из старейших офицеров части, прослуживший на Майском с 1977 года, заместитель командира по водолазной подготовке, капитан 1-го ранга Владимир Шугайло о выполнении боевых задач предпочитает не распространяться. Больше — о «мирных» делах, которые выполняли и выполняют спецназовцы. Во время Фестиваля молодежи и студентов на Кубе обеспечивали подводную охрану кораблей от возможных диверсий. Участвовали в ликвидации последствий катастрофы теплохода «Нахимов» — обеспечивали проходы для гражданских водолазов. Работали во время аварии канализации в Харькове. Плюс многочисленные подводные разминирования: уничтожали торпеды под Одессой, авиабомбу в районе херсонского элеватора, мину времен первой мировой войны в устье Дуная под Измаилом...

Перспективное направление работы спецназовцев-водолазов — борьба с морским терроризмом. Свои навыки они продемонстрировали во время показательного выступления. Сценарий такой: террористы захватили заложников на корабле, потребовали выкуп. Им повезли мешок денег, во время передачи из-под воды повыскакивали спецназовцы и перестреляли всех «бандитов». «Заложники» остались живы».

***

В декабре 2005 года социальные сети в Интернете буквально взорвались от известия, что выставлен на продажу остров Первомайский. Информация об этом содержалась в объявлении госпредприятия «Укроборонсервис», опубликованном в малотиражной газете, издающейся в Николаевской области. Из объявления следовало, что стартовая цена «товара» составляет 10 млн. гривен (2 млн. долларов). В Министерстве обороны Украины подтвердили факт продажи недвижимого имущества воинской части — А1594, которая ранее располагалась на острове.

...Впервые в истории Украины была попытка продать такую вещь, как военный остров. Что будет, когда он попадет в частные руки? База местечкового наркобарона?.. Учебный центр подготовки лейб-гвардии в охране какого-нибудь олигарха?.. Перспективы рукотворного клочка суши сегодня выглядят так же таинственно, как и его прошлое.

Автор: Сергей Гаврилов.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту