Уже более двух месяцев в Украине действует новый Налоговый кодекс. Но, пожалуй, пройдет еще немало времени, пока граждане страны разберутся и свыкнутся с изменениями, произошедшими в системе налогообложения. А первыми, кто могут в этом помочь украинцам, являются налоговики. Именно поэтому в ГНА в Николаевской области главный акцент сейчас поставлен на активной информационно-разъяснительной работе.
В четверг, 3 февраля, в редакции газеты «Южная правда» состоялась «горячая линия» с начальником управления налогообложения физических лиц ГНА в Николаевской области Сергеем Шамановым и его заместителем Татьяной Андреевой.
Первый звонок поступил от жителя Николаева.
- Я являюсь частным предпринимателем и состою на едином налоге. Род моей деятельности — сдача помещений в аренду, — пояснил Александр Владимирович. — В связи с новым законодательством арендаторы просят, чтобы я перешел на общую систему налогообложения. Как это будет выражаться и какой будет величина налога? — поинтересовался дозвонившийся. В свою очередь представители ГНА выяснили, кому — физическому или юридическому лицу — Александр Владимирович сдает в аренду помещение. Это оказалось отделение банка.
Причина, по которой субъекты хозяйствования (в данном случае банк) не могут продолжать деятельность с «единщиками», как объяснила Татьяна Андреева, довольно проста: согласно п. 139.1.12 ст. 139 раздела ІІІ нового Налогового кодекса предприятия и предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, не смогут относить к составу своих валовых расходов закупку товаров, работ, услуг и других материальных и нематериальных активов у физического лица-предпринимателя. То есть банк, с которым сотрудничает Александр Владимирович, просто по закону не имеет права арендовать помещение у предпринимателя-«упрощенца». Однако раздел ІІІ Кодекса вводится в действие только с 1 апреля 2011 года. Поэтому «единщики» без ограничений смогут весь первый квартал этого года продавать товары (работы, услуги) другим субъектам хозяйствования.
Еще один звонок поступил от Владимира Михайловича из Новоодесского района. Владимир Михайлович интересовался, как ему поступить, если он как частный предприниматель, занимающийся выращиванием зерновых, по определенным причинам в течение этого года не сможет арендовать землю и вести хозяйственную деятельность.
- Если Вы год не будете заниматься предпринимательством, — пояснила дозвонившемуся заместитель начальника управления налогообложения физических лиц ГНА в Николаевской области, — Вам необходимо подойти к государственному регистратору и написать заявление о прекращении своей деятельности. Вам присвоят состояние третье, и Вы целый год сможете находиться в этом состоянии. Правда, сразу же предупредила Татьяна Андреева, если через год положение вещей не изменится (предприниматель не прекратит полностью свою деятельность либо не возобновит ее), прекращение деятельности частного предприятия будет производиться уже в судебном порядке. Кроме того, посоветовали представители налоговой Владимиру Михайловичу, который уже находится на пенсии, в связи с временным прекращением бизнес-деятельности ему необходимо будет обратиться и в Пенсионный фонд и там урегулировать все возникающие вопросы.
Начальник управления налогообложения физических лиц ГНА в Николаевской области Сергей Шаманов осветил и другие не менее важные вопросы. В частности, он отметил, что предприниматели на изучение нового Кодекса имеют полгода (с 1 января по 30 июня 2011 года). Именно столько будут длиться так называемые «налоговые каникулы», в течение которых штраф за нарушения налогового законодательства будет составлять всего 1 гривну. Правда, нарушения могут быть совершены только в течение этих полугода, если же какие-либо упущения будут выявлены за период до 1 января 2011 года, то штрафные санкции будут применятья по ранее действующему закону.
С принятием Налогового кодекса Украины произошли изменения и в уплате налога с доходов физических лиц. Так, с 1 января 2011 года действует малопрогрессивное налогообложение физических лиц. Если ранее в соответствии с Законом № 889 налог рассчитывался по ставке 15 процентов независимо от суммы полученного дохода, то в соответствии с новым Кодексом действуют две ставки — 15 и 17 процентов: ставкой в 15% облагаются доходы в размере, который не превышает 10 минимальных зарплат, 17% — если превышает.
Предприниматели (физические лица), работающие на общей системе налогообложения, также обязаны вести книгу учета доходов и расходов, в которой ежедневно на основании первичных документов осуществляются записи об операциях, которые проводились в отчетном (налоговом) периоде. Если это не выполняется, то соответственно, при проверках налоговики начисляют штрафы.
Подводя итог «горячей линии», Сергей Шаманов подчеркнул, что от уплаты налогов не удастся укрыться даже в Интернете:
- Некоторые предприниматели либо просто физические лица выставляли через Интернет на продажу товары, предлагали те или иные услуги, и за это получали через всемирную сеть определенные деньги, считая, что мы этот процесс не отслеживаем, не видим, а значит можно не заносить в систему расходов-доходов. Такие предприниматели тоже привлекались к ответственности.
- Хотелось бы, чтоб и нам, налоговикам, и предпринимателям было удобно, просто и прозрачно работать: есть законодательство, его необходимо придерживаться, — подытожила Татьяна Андреева.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |