ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Сокровища «государства в государстве»
08.02.2011 / Газета: Вечерний Николаев / № 14(3030) / Тираж: 7500

Не путешествует сегодня только ленивый. Возможно, это утверждение и спорно: доходы многих граждан оставляют желать лучшего, но все же в последние годы появилась масса возможностей повидать мир и у студентов, и у людей зрелого возраста. Различного рода программы обучения за рубежом, грантовые поездки, льготные экскурсии...

Вот и известный николаевский путешественник и фотохудожник Игорь Ермолаев на этот раз отправился путешествовать не автостопом, как частенько, а направил свои стопы, вместе с киевскими и львовскими коллегами — официальной делегацией — в Ватикан: встретиться с Папой Римским и полюбоваться шедеврами мировой культуры. Группу эту, как оказалось, ждали: ее встретил и провел по ватиканскому «подворью» викарий-сопровождающий — по поручению самого понтифика, который милостиво дал членам украинской делегации пятиминутную аудиенцию. Папа Бенедикт ХХVI, по свидетельству Игоря Ермолаева, так сказать, «в личном общении» обладает редким по проникновенности взглядом и доброй улыбкой. Одет в скромную по виду сутану, мягко поблескивающую. Правда, весьма вероятно, что сшита она из драгоценного дамасского шелка, которым в мире торгуют менее десятка специальных «шелковых» лавок. Каждому украинцу из делегации Папа подарил свой фотопортрет с факсимильной подписью...

Викарий, который водил «наших» по Ватикану, причем даже туда, куда не пускает обычных туристов знаменитая швейцарская гвардия (учрежденная Папой Юлием II в 1505 году — высоченные парни из швейцарских кантонов), рассказал много интересного. И даже — малоизвестного. Игорь Ермолаев поделился этими сведениями и своими впечатлениями от увиденного. И подкрепил их великолепными снимками, несмотря на то, что в ватиканских музеях — Пинакотеке — фотографировать со вспышкой строжайше запрещено. Например, в зале с гобеленами ХVI-ХVII веков. Они хранятся отнюдь не под стеклом, но краски их остались яркими до сих пор. Мантия Иисуса на одном из гобеленов окрашена настоящим пурпуром — краской, задолго до расцвета технического прогресса добываемой из одноименных моллюсков и ценившейся на вес золота.

Викарий-сопровождающий вкратце поведал нашей делегации об истории Ватикана — самого маленького в мире, но все-таки государства (его площадь составляет 0,44 кв. километра, образовано в 756 году от Рождества Христова), которое находится на так называемом Ватиканском холме. Согласно легенде, некогда здесь был цирк, на арене которого по приказу императора Нерона был казнен святой Петр. С конца ХIV века тут располагается резиденция Папы, который некогда имел обширные земельные владения (Папскую область). После объединения Италии в 1870 году Папу лишили светской власти и оставили ему во владение только Собор святого Петра и небольшую площадь (пьяцца Сан Пьетро). Собору полтысячи лет, его длина по основанию — 230 метров, высота купола — 136 метров. Огромнейшее и красивейшее сооружение, самый большой собор в мире, чем итальянцы особо гордятся. Создан он по чертежам Микеланджело Буонарроти, над росписями собора работали Рафаэль и его ученики.

Ватикан — абсолютная теократическая монархия, причем единственная в мире. О-очень влиятельная: 400 тысяч священников во всем мире, более миллиона орденских монахов, католические партии, организации, общества — над ними есть только одна власть: Святейшего Престола.

Само государство Ватикан в его нынешнем виде возникло в 1929 году в результате Латеранских соглашений между Италией и Папским престолом. При власти в Италии тогда находилось фашистское правительство Бенито Муссолини. Викарий, как ему и положено по чину, знаток истории, и знает, что того Папу, который подписал соглашения, до сих пор обвиняют в том, что этим он как бы благословил фашизм. Но сам «экскурсовод» так не считает: Папа, мол, поступился принципами для того, чтобы, во-первых, наконец, образовалось государство Ватикан, а во-вторых, благодаря такой мудрой политике было сохранено от бедствий войны множество замечательных памятников и бесценных произведений искусства. Оба мнения имеют право на существование...

Согласно требованиям Международного географического общества, Ватикан, как и любое другое государство, имеет карту, где отмечены 78 объектов, в их числе даже «Вертолетный бастион» — небольшая плита, на которую может приземлиться геликоптер. Есть даже «Авеню спорта»: неширокая тропинка, ведущая к единственному в Ватикане спортивному сооружению — теннисному корту.

С высоты птичьего полета Ватикан выглядит настоящей средневековой крепостью. Половину территории его занимают парки, дворцы, музеи, библиотеки. Вход в Пинакотеку недешев — около 35 евро. Личные покои Папы Бенедикта ХVI располагаются в уютном зеленом местечке: деревья, птицы — покой... Построены они были в ХVII-ХVIII веках.

...Площадь святого Петра. «Сердце» Ватикана. Ото всей Италии ее отделяет белая черта границы. Ни на площади, ни на всей остальной ее территории вы не найдете ни одного магазина, бара, ресторана. Единственный магазинчик торгует церковной утварью, все товары в нем освящены лично Папой. Игорь Ермолаев собственными глазами видел свидетельства тому, что католицизм — религия не только «белой расы»: встречались ему в Ватикане и представители других. Монах яркой восточной наружности, чернокожий курчавый кардинал в соответствующем сану облачении... Различие в языках никого не смущает: ватиканское духовенство общается между собой исключительно на латыни.

Из Дворца Бельведера видна антенна одной из самых мощных в Европе радиостанций. Помнят люди среднего возраста это чеканное, порченое «глушилками»: «Говорит «Радио Ватикана!».

Как всякое государство, Ватикан имеет собственные деньги, вокзал, телеграф, телевидение, выпускает газету. Есть почтовый ящик, куда можно опустить письмо с маркой Ватикана, и оно доберется в любую страну мира безо всяких препон. Между прочим, негашеные ватиканские марки высоко ценятся у филателистов.

Конечно, мечта любого туриста — увидеть потрясающую воображение Сикстинскую капеллу. Только увидеть: фотографировать ее нельзя вовсе, только — репродукции. Полиция рьяно следит за этим. Кстати, Микеланджело, который пользовался Папским благоволением, позволял себе в сценах фресок о сотворении мира и других некоторые вольности шутливого толка, оставшиеся в веках. Так, он увековечил образ своего обидчика-чиновника на фреске, изображающей Страшный суд, в образе грешника. На это Папе неоднократно указывали другие «доброжелатели» Микеланджело, но Папа оказался на высоте: наверное, именно тогда родилось изречение «Ад — это не моя епархия»...

В музейных залах Ватикана, в бесконечных его галереях (где нет, что интересно, ни одного смотрителя, видимо, система безопасности просто безупречна), особенно в той их части, которая закрыта для всеобщего посещения (по древним мозаичным полам, говорит Игорь Ермолаев, запрещено ходить многочисленными группами, а тапочек не выдают) хранятся особо ценные экспонаты: скульптуры, живопись. За малейшими изменениями микроклимата следят специальные приборы психрометры — измерители влажности воздуха. Говорят, что в сокровищнице или в «запасниках» Ватикана даже та самая легендарная чаша Грааля покоится.

Не перечислить того, что скрыто под сводами Пинакотеки, того, что мы знаем лишь по учебникам истории и искусствоведческой литературе. Скульптуры Геракла, Афины, Перикла, Лаокоона, Давида, восхитительная работа Микеланджело «Пьета» («Мадонна, оплакивающая Христа»), даже единственное в мире «официальное» скульптурное изображение ... тещи — горбоносой, сварливой даже на вид матроны, самая крупная в Ойкумене» чаша из порфира (полудрагоценный камень глубоко вишневого цвета), статуя Меркурия с древнеримским кошельком в руке, подержавшись за который можно ждать прибавления наличности в семейном бюджете... Игорь Ермолаев говорит, что тоже подержался. Теперь надеется не только на плоды труда своего, но и на благоволение древнеримского бога...

Викарий рассказывал, что некий Папа в свое время озаботился нравственностью обитателей и посетителей Ватикана, и приказал, как в той миниатюре о Геракле, рассказываемой Геннадием Хазановым, отбить у статуй, или прикрыть чем-нибудь, предметы мужской гордости. Большинство из них таки изуродовали...

Игорю Ермолаеву удалось сфотографировать уникальную картину-загадку под условным названием «12 апостолов», у которой, чтобы узреть 12-го, следует простоять долго, и не факт, что взгляд «поймает» его голову, на которую возложил руку Христос.

В стеклянно-хрустальном саркофаге, открытый обозрению, покоится «нетленный Папа» в белой тунике, красном бархатном плаще и красном берете. Это Иоанн ХХIII, или, как его называли, «Добрый Папа», который возглавлял Святейший престол в 1958-1963 годах. В 2000 году была проведена эксгумация его тела, и те, кто ее проводил, были крайне изумлены: тело Папы оказалось совершенно не затронуто тлением. Сегодня лицо почившего в Бозе понтифика покрыто специальным воском, а тело в полном облачении выставлено перед благоговеющими посетителями. Хотя, как свидетельствуют некоторые источники, церковная комиссия сама была вынуждена констатировать тот факт, что тело Папы было забальзамировано, к тому же, запечатанное в тройном гробу, почти в вакууме, оно и не могло подвергнуться тлению. Так это или нет, знают только особо посвященные.

Что касается более современных достопримечательностей Ватикана — есть и такие: его коллекцию охотно пополняют наиболее выдающимися произведениями нынешних художников и скульпторов. Сюрреалистическая, со сложным механизмом вращения скульптура ваятеля Арнольдо Помодоро под условным названием «Золотой, или земной, шар» имеет 4 метра в диаметре. На самом деле шар бронзовый, с 1990 года находится во Дворе Пинии, но отполирован он до зеркально-золотого блеска. Викарий, кстати, проинформировал о том, что в среде духовенства считается безгрешным тот, кто не отражается в шаре. Такового среди туристов еще не нашлось.

Двор Пинии, то бишь, шишки в переводе с итальянского, назван так в честь другой скульптуры — гигантской шишки, взятой из терм Агриппы. Упоминание о ней присутствует в тексте дантовской «Божественной комедии».

Таков он, Ватикан, хранилище квинтэссенции мировой культуры, сплав веков седых и дней текущих.

Автор: Елена Кураса.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту