Правительственный законопроект «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», который более месяца назад был подан в Верховную Раду, продолжает активно обсуждаться в обществе. Свои предложения подают профсоюзы, работодатели, ученые и эксперты. Однако есть и безапелляционная критика.
О том, какие же в действительности новации предлагает правительство внести этим законопроектом, корреспондент Укринформа попросила рассказать заместителя председателя правления Пенсионного фонда Украины Валентину Никитенко.
- Валентина Степановна, почему, по вашему мнению, такое неоднозначное в обществе восприятие предложенных пенсионных изменений?
- Действительно, ныне звучит немало критических замечаний и нареканий. Но критиковать всегда проще, чем что-то реально предложить и решать вопрос, как того требует ситуация.
Хочу привести такой пример. Я была в командировке в Германии еще в 1995 году. Тогда для меня стало настоящим открытием, что в бундестаге на рассмотрение парламентариев был вынесен вопрос пенсионного обеспечения не через пять или десять лет, а аж в 2020 году.
То есть, если власть страны по-настоящему заботится о стабильности своей пенсионной системы, она должна заранее планировать средства, которые должны поступить в распоряжение пожилых людей. Пенсионные вопросы необходимо рассматривать не только в контексте сегодняшних проблем, но и перспективы. Иначе о позитивном результате нечего и мечтать.
Современная система пенсионного страхования в Украине ныне сложная и действительно нуждается в радикальных изменениях. В наследство от советских времен мы получили немало норм законодательства, действующего и ныне. Кроме того, имеем 28 льготных категорий граждан, пенсии которым назначаются со снижением пенсионного возраста. А это значит, что люди идут на отдых на 10 или 5 лет раньше от общеустановленного в Украине пенсионного возраста. Кстати, таких в стране насчитывается немало — 2,4 миллиона человек.
Акцентирую на этом внимание не потому, что я категорически против льготников. В любом государстве они были, есть и будут. Веду речь о том, что, если бы в стране действовала система корпоративных или профессиональных фондов, из которых должны финансироваться льготные пенсии, тогда бы эти средства не ложились тяжким грузом на солидарную систему Пенсионного фонда. Отсюда у нас бы были и лучшие финансовые возможности для увеличения уровня выплат пожилым людям, получающим обычные трудовые пенсии, — они, как известно, у нас очень маленькие. Уровень выплат двум третям пенсионеров не достигает и тысячи гривен. Разве это большие деньги?
- Действительно, прожить на них достойно почти невозможно, особенно в условиях постоянного подорожания лекарств, пищи, жилищно-коммунальных услуг.
- Именно поэтому правительство инициировало законопроект, призванный в первую очередь уменьшить финансовую нагрузку на ПФ, освободить его от несвойственных выплат и увеличить поступление взносов за счет расширения количества работающих. Только в прошлом году дефицит Пенсионного фонда достиг более 34 млрд. грн. А если начать реформы в ближайшее время, он уменьшится едва ли не в два раза.
Я бы выделила в законопроекте три определяющие составляющие. Это — ограничение льгот государственным служащим, совершенствование механизма назначения пенсий и внедрение накопительной системы, или второго уровня страхования.
Напомню, что законопроект о накопительной системе был принят в первом чтении в 2007 году. На сегодняшний день он уже подготовлен ко второму чтению и, надеюсь, в ближайшее время будет рассмотрен в Верховной Раде. Но для того, чтобы воплотить его в жизнь, необходимо иметь бездефицитный бюджет ПФ и стабильную систему поступления страховых взносов.
По мнению правительства, это может произойти в 2013 или 2014 годах. И коснется накопительная система в обязательном порядке только тех, чей возраст не достигнет 35 лет. Люди постарше также могут отчислять свои средства на персонифицированные счета второго уровня, но это уже будет зависеть от их собственной воли. Уровень взносов стартует с 2% зарплаты и ежегодно будет увеличиваться на один процент вплоть до 7%. Но еще раз подчеркиваю — предпосылкой внедрения второго уровня должна стать сбалансированность бюджета ПФ, поскольку сначала в накопительный фонд будет направляться часть средств из солидарной системы.
- Чего ждать госслужащим и приравненным к ним категориям?
- Если говорить о новациях, то действительно, законопроект предлагает существенно изменить подходы при назначении специальных пенсий. Для них устанавливается соответствующий «потолок», согласно которому максимальная выплата не может превышать 12 прожиточных минимумов. Если сегодня минимальный размер пенсий 750 грн., то максимальная пенсия составит 9000 грн. При увеличении прожиточного минимума, который в этом году будет изменяться четыре раза, соответственно повысится и этот «потолок». Кстати, норма ограничения максимальных пенсий будет касаться не только Закона о госслужбе, но и абсолютно всех 26 законов, по которым ныне в Украине осуществляется пенсионное обеспечение.
Для государственных служащих также предусматривается, что в период работы выплата пенсий будет проводиться на общих основаниях. Если журналист, скажем, коммунального или государственного СМИ выходит на пенсию и продолжает работать, то в период работы ему будет выплачиваться только часть пенсии — та, которая назначена на общих основаниях, то есть трудовая. А после прекращения трудовой деятельности он будет получать все 100 процентов своей специальной пенсии.
Предусмотрено также увеличить период, за который будет учитываться заработная плата для назначения специальных пенсий. Сегодня, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров №865, можно предоставлять справки за 60 месяцев своего пребывания на государственной службе, начиная с 1 января 1994 года, или же за 24 месяца перед обращением за назначением пенсии. А новый законопроект требует учет заработка за 60 месяцев и только.
Не исключено также уменьшение размера процента заработной платы при начислении пенсии. Если ныне действующая ст.37 Закона о государственной службе предусматривает, что пенсия начисляется в размере 80% плюс 1% за каждый дополнительный год, превышающий необходимый стаж государственной службы, но не более 90%, то в нынешнем варианте законопроекта эта норма установлена лишь в размере 80%. Отмечу, такая норма будет касаться не только Закона о государственной службе, но и ряда других законов — о прокуратуре, статусе народного депутата, службе в органах местного самоуправления, научных пенсий. Таким образом, вводится унифицированный подход, благодаря чему абсолютно все специальные законы приводятся к одной норме — не более 80% заработка.
Таким образом, можно резюмировать, что пенсионная реформа наиболее ощутимо коснется именно государственных служащих. Они не будут иметь значительной части льгот и привилегий, которыми пользуются нынче.
- Есть и другие новации. Расскажите о них.
- Важным моментом законопроекта является увеличение необходимого страхового стажа для назначения пенсии в минимальном размере. На сегодняшний день ст. 28 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусматривает, что минимальная пенсия в размере прожиточного минимума назначается при наличии у мужчин 25 лет страхового стажа, а у женщин — 20. В новом законе предлагается изменить эту норму: право на минимальный размер пенсии получат мужчины при наличии 35 лет работы, а женщины — 30. То есть необходимый страховой стаж будет увеличен на 10 лет.
Хочу отметить, что это для Украины не является чем-то неприемлемым. Мы поинтересовались средним страховым стажем 13,2 млн нынешних пенсионеров, кроме военнослужащих. Выяснилось, что ныне он составляет 37 лет и 6 месяцев.
- По каким причинам необходимо повысить минимальный страховой стаж?
- В настоящее время ст. 26 базового закона предусматривает, что необходимый минимальный стаж для назначения пенсии — 5 лет. Это давало основание людям, которые никогда в жизни не работали, прийти в Пенсионный фонд, заключить договор о добровольном участии в общегосударственном пенсионном страховании, одноразово заплатить взносы за пять лет и гарантированно ежемесячно получать пенсию в минимальном размере.
Вот и получалось, что человек, проработавший 20 лет с небольшой заработной платой, например, уборщица или сторож, заработал такую же минимальную пенсию, как и тот, кто одноразово оплатил 8 тыс. грн в ПФ.
Разве это был честный подход? Поэтому одним из приоритетов законопроекта «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» есть установление социальной справедливости в пенсионном страховании.
- Теперь относительно пенсий по выслуге лет — их не отменяют?
- В пенсиях по выслуге лет, которые назначаются со снижением пенсионного возраста, скажем, учителям, врачам, летчикам, балеринам, отдельным категориям работников железной дороги, лесозаготовки и другим, изменений нет. Они как назначались, так и будут назначаться с учетом тех требований к возрасту и стажу, которые существуют на сегодняшний день.
- А как усиливается социальная защита работников бюджетной сферы?
- Здесь также есть существенные изменения, которые, уверена, будут восприняты в обществе. Новый документ предусматривает ряд преференций для работников бюджетной сферы — учителей, врачей, работников культуры, работников соцзащиты, которые будут иметь возможность получить одноразовую выплату в десятикратном размере назначенной им пенсии. Но отмечу — только при выходе на пенсию после достижения пенсионного возраста. А вот те, кто захочет воспользоваться механизмом назначения пенсии по выслуге лет, одноразовой выплаты в 10 пенсий будут лишены. Так государство будет стимулировать учителей или же врачей продолжать работать до наступления общепринятого пенсионного возраста.
- И, наконец, раскройте механизм повышения пенсионного возраста для женщин, ведь, как известно, и здесь предусмотрены компенсаторы, дающие возможность женщинам увеличить свою пенсию.
- На период повышения возраста пенсия женщин будет увеличиваться на 2,5% за каждый год. В итоге за десять лет размер их пенсии может увеличиться еще на 25%.
Коснется повышение возраста и мужчин, но не всех, а отдельной категории — государственных служащих. Для них с 2013 года возраст выхода на пенсию устанавливается на уровне 62 года без права продолжать свое пребывание на государственной службе.
И едва ли не самое главное. Изменения к пенсионному законодательству, в случае их принятия, коснутся только будущих пенсионеров. Что же касается уже находящихся на заслуженном отдыхе, или же тех, кому пенсия будет назначена до вступления в силу нового закона, то их права абсолютно не пострадают. За ними сохраняются все их выплаты, как и предусмотрено Конституцией нашего государства. Ведь в Украине законы обратной силы не имеют.
- Благодарю за интервью.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |