Николаевские пенсионеры массово обивают пороги судов и на чем свет клянут несовершенство отечественного законодательства, финансовый кризис, а заодно — беспомощность властей всех мастей в решении социальных вопросов своих сограждан. Эти пожилые люди — «дети войны». Такой статус получили от государства граждане, которые на момент окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) не достигли восемнадцатилетнего возраста, на чье детство и юность выпали военные и послевоенные лишения.
Теперь, в мирное время, они пытаются в судах добиться получения 30-процентной надбавки к своим скудным пенсиям, гарантированной законом «О социальной защите детей войны».
Их исками суды просто «завалены». А желающих через суд выбить положенную надбавку меньше не становится. Наоборот: пенсионеры, узнав, что кому-то все же удалось добиться законных выплат, берут местные суды чуть ли не в осаду. Бедные старики вынуждены толпиться в сумасшедших очередях, простаивать в них часами: одни — чтобы сдать пакет необходимых документов, другие — чтобы забрать такое долгожданное решение о положенной надбавке либо... получить отказ.
«Власть, наверное, ждет, пока все дети воины вымрут!»
Приходится признать, что жалобы на эту тему поступают в редакцию регулярно из каждого района города. Всех звонивших объединяет одно: накопившаяся обида на всех и вся, горечь и разочарование. Как хлестко сказала Светлана Николаевна, 72-летняя жительница Центрального района, добивающаяся выплаты 30-процентной надбавки с 2009 года: «Власть, наверное, ждет одного — чтобы все дети войны как можно быстрее вымерли. Тогда и платить никому ничего не нужно будет». По причине откровенного высказывания, женщина и попросила не называть ее фамилию на страницах газеты.
Терпение Светланы Николаевны лопнуло уже в этом 2011 году — после того, как она вместе с другими «детьми войны» в течение трех дней по нескольку часов простояла в очереди у входа в Центральный суд и в итоге ушла ни с чем. Точнее, после многочасового ожидания во дворе суда — в здание, по ее словам, стариков не пускали. «Я простояла там вместе с такими же «детьми войны», как сама, с 9 часов утра до начала четвертого! С больными-то ногами! А потом вышла девушка и сказала: «Вам — ничего. Ответа из Одесского апелляционного пока нет». На мой вопрос, когда же мне приходить в следующий раз, она беспристрастно ответила: «Периодически прозванивайте». И все! Конечно, я понимаю, что не одна такая, но от этого ведь не легче...», — с горечью молвила пенсионерка.
Да, она такая не одна. По данным, предоставленным нам заместителем начальника Главного управления Пенсионного фонда в Николаевской области Александром Кирушовым, с исками к ПФУ по поводу вышеупомянутых надбавок в суд обратилось примерно две трети из 114 тысяч «детей войны», проживающих в нашем регионе,
Но и многие из тех, кто подал в суд на органы ПФУ по месту жительства, уже не верят, что закон когда-либо восторжествует. «Я отнесла все необходимые документы в Ленинский районный суд 13 декабря 2010 года, В иске просила выплатить мне 30-процентную надбавку за 2009 и 2010 годы, потому что мне объяснили: мол, за предыдущие годы все финансовые возможности Пенсионного фонда исчерпаны, и вряд ли вы сможете что-либо получить. Позже я несколько раз звонила в Ленинский суд, чтобы узнать судьбу своего иска, спросить, кто судья, но в ответ слышала лишь одно: мы, дескать, не знаем, вопрос решается. Может, оно и так. Но, как по мне, так нас, «детей войны», государство решило просто пофутболить из одной структуры власти в другую. Я поняла: бесполезно стучаться в закрытую дверь. И, если честно, я уже ничего не хочу. Мне — 71 год. И терпеть такие унижения — это хуже некуда...», — поделилась наболевшим Людмила Алексеевна.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию с выплатами надбавок «детям войны» в нашем регионе мы попросили вышеупомянутого замначальника Главного управления Пенсионного фонда в Николаевской области Александра Кирушова. Александр Викторович сказал следующее:
...Из пустого кармана ничего не вытащишь»
«Эта проблема известна нам не первый год. И, к сожалению, на сегодняшний день она никак не решается. Дело в том, что тем, у кого есть статус «детей войны», мы выплачиваем фиксированную надбавку в размере 49 гривень 80 копеек, согласно постановлению Кабинета Министров. Закон сегодня не действует. Но люди идут в суд, суд рассматривает их заявления, как будто закон этот действует, и присуждает своим решением выплачивать 30 процентов от размера минимальной пенсии. Мы считаем, что у судов для этого нет никаких оснований, и поэтому подаем апелляции в ч Одесский апелляционный административный суд. Почему? Потому что не согласны с решениями судов, которые присуждают выплату надбавки в 30 процентов от минимальной пенсии по возрасту. Мы считаем, что оснований для таких выплат нет. Где справедливость? Одни идут в суд и получают, другие не идут и получают 49,80. Если всем — то всем должно быть одинаково, Если никому — то никому. Получается, чтобы выплатить «детям войны», значит, надо у кого-то забрать. А это ж выплаты из Государственного бюджета, а не из Пенсионного фонда! И пока не поднимется экономика, пока не будет наполнен бюджет — из пустого кармана ничего не вытащишь».
Насчет «пустого кармана», Александр Викторович, конечно, же прав. Но его утверждение о том, что закон, в котором прописана выплата 30-процентной надбавки «детям войны», «НЕ ДЕЙСТВУЕТ», мягко говоря, удивило.
Повышение пенсии или ежемесячного пожизненного содержания (либо государственного социального пособия, выплачиваемого вместо пенсии) детям войны на 30 процентов минимальной пенсии по возрасту, закреплено в статье 6 Закона «О социальной защите детей войны». А в статье 3 этого же документа черным по белому написано: «Государственные социальные гарантии детям войны, установленные этим законом, не могут быть ограничены или отменены Другими нормативно-правовыми актами».
Да, принимая бюджет еще на 2007 год, Верховная Рада приостановила действие статьи 6 Закона «О социальной защите детей войны». Но по решению Конституционного суда Украины (от 9.07. 2007 г,) эти действия, останавливающие социальные гарантии, были признаны неконституционными. И с этого момента «дети войны» получили право требовать от Пенсионного фонда Украины выплаты 30-процентной надбавки.
Следующая попытка государевых мужей «урезать» надбавки к пенсиям «детям войны» выпала на 2008 год — до 10 процентов. И Конституционный Суд вновь признал эти действия неконституционными. Но, несмотря на это, Кабмин 28 мая 2008 года принял постановление, согласно которому детям войны полагалась 10-процентная надбавка к, пенсии. Очередной законодательный казус лишь усложнил положение, зато для находчивых чиновников он стал настоящей палочкой-выручалочкой в судебных тяжбах с «детьми войны».
В настоящее время в целом по стране в суды подано около миллиона исковых заявлений от «детей войны». Как долго они будут обивать пороги судов — неизвестно. Как неизвестно, сколько из них смогут дожить до победы в жестокой борьбе за свои права, Ведь у нашего государства, как заявил недавно вице-премьер Украины Сергей Тигипко, нынче «большая проблема с выплатой различных социальных льгот. В том числе — и «детям войны». Представьте: на различные социальные выплаты в 2011 году не хватает 165 миллиардов гривень. «Мы приняли решения, которые не подтверждены бюджетами. Поэтому сейчас мы не можем гарантировать выплат в полном объеме», — сказал тогда вице-премьер. И посулил вместо положенных 30 процентов доплат к пенсиям «детей войны» — 20...
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |