Бывший военный летчик Николай Бочкарев уже семь лет воюет. Только боевые действия он ведет не с террористами, бандитами или другими подлыми и коварными врагами, а с милыми на первый взгляд людьми. Военными чиновниками, исполнительной службой и судьями, которые почему-то не спешат выполнить свои функциональные обязанности и восстановить нарушенные права бывшего офицера.
Двадцать девять вместо тридцати
Николай Бочкарев говорит, что уже порядком устал от этой борьбы. Ведь началась она в 2003 году, когда бывшего военного штурмана родное ведомство уволило в запас.
- Сначала я думал, что все будет как у всех: со мной рассчитаются по закону, начислив пенсию, которую я заслужил. Но не тут-то было, — вспоминает Николай Дмитриевич.
Когда из финансово-экономического управления командования Военно-Морских Сил Украины пришло его дело, то оказалось, что летчику начислили 29 лет выслуги (у летного состава ВВС год идет за два). Хотя по его собственным подсчетам льготная выслуга должна была составить не менее 30 лет, из которых двадцать лет» календарных и десять льготных.
Ошибка в один год означала, что бывший военный штурман не может претендовать на получение звания «Ветерана воинской службы». А это влекло за собой потерю в деньгах и некоторых социальных льготах.
Не пожелавший мириться с подобным Бочкарев обратился в ФЭУ ВМС с просьбой пересчитать выслугу. Самое интересное, что дело в Севастополе во второй раз рассмотрели и «потерянный» год таки нашли. Но радоваться заместителю командира авиационной эскадрильи по воспитательной работе (последняя должность Бочкарева) было рано. Его выслуги пересмотрели в третий раз и снова вернулись к первоначальному варианту -29 лет и точка.
Несправедливый приказ
Не согласный с подобным нарушением своих законных прав Бочкарев начал бороться. А когда узнал, что он не единственный авиатор, которому при подсчете пенсии допустили ошибку, снизив льготную выслугу, немного воспрял духом.
- Я решил, что вместе мы сможем добиться справедливости. Ведь если обиженных много, может, военные чиновники обратят внимание на наши призывы и разберутся, в чем проблема, — говорит Нико7 лай Бочкарев.
Но в родном ведомстве разбираться не спешили, хотя проблема действительно существовала. Заключалась она в том, что летчики украинской военной авиации и в девяностых, и в начале двухтысячных годов летали мало. Учитывая недостаточное количество топлива,- план полетов военных авиаторов все время менялся в сторону уменьшения. Да и тот часто не выполнялся.
Исходя из этого, в Министерстве обороны издали приказ, по которому денежные надбавки за невыполнение плана полетов военным авиаторам не начислялись. При этом, на пенсию это повлиять не могло: она должна была начисляться как льготная. По-видимому, в военном ведомстве осознавали: в том, что вылетов мало, сами авиаторы не виноваты, поэтому нельзя их за это наказывать. Но многих, включая Бочкарева, все же наказали.
В 2004 году министром обороны Евгением Марчуком был подписан необычный приказ (№9 от 12 января). Согласно этому подзаконному акту, перерасчет выслуги лет летному составу авиации ВС Украины производиться не мог. Другими словами, даже если кто-то из военных чиновников допускал ошибку в подсчете выслуги лет авиатору, то исправить ее уже никто не имел права. Министр запрещал это делать. Еще одной достаточно спорной нормой этого приказа было то, что он вступал в действие не с 2004 года, а... с 2002 г. По сути, приказ «поворачивался» своим действием назад, что в юриспруденции является нонсенсом. Как известно, закон обратной силы не имеет. Это же касается и подзаконных актов.
Суд через... восемь месяцев
Естественно, что на неоднократные обращения Бочкарева и других авиаторов, оказавшихся в подобной ситуации, чиновники военного ведомства отвечали приблизительно одинаково. Мол, пересчитать выслугу не можем. Приказ не велит. А приказ для любого военного первейшее дело. Даже если он неправильный.
О том, что грубо нарушены права людей, никто из военных чинуш почему-то не задумывался. А зачем, ведь так проще.
На многих летчиков, обращавшихся за перерасчетом, это подействовало: махнули рукой и стали жить дальше. Но только не на Бочкарева. Он стал бороться.
В течение пяти лет по крупицам собирал документы, чтобы доказать свою правоту. Подавал запросы в различные органы Минобороны, неоднократно ездил в Севастополь и Киев. А когда всеми правдами и неправдами собрал подтверждавшие его правоту приказы, инструкции, личное дело и прочую бумажную продукцию, то подал иск в Центральный районный суд Николаева. Произошло это в ноябре 2009 года. Думал майор, что на этом его поиски правды закончатся, но вновь ошибся.
Судья Владимир Алейников, которому попало дело, в течение пяти месяцев не принимал его в производство. Притом, что в кодексе об административном судопроизводстве сказано, что принимать решение об открытии производства судья обязан не позднее следующего дня после поступления иска в административный суд. А рассмотреть дело не позднее, чем через два месяца после открытия производства.
Когда, наконец, в июле (!) 2010 года рассматривал дело, то в удовлетворении иска отказал. В определении судья указал, что данное дело должен рассматривать административный суд.
За правдой в Европу
На днях вновь состоится суд по делу Бочкарева против Финансово-экономического управления ВМСУ. Рассматривать его будет тот же судья -Владимир Алейников. Какое он на этот раз примет решение, пока неизвестно. Но если отрицательное, то упорный военный летчик собирается бороться за свои права дальше.
Он уже выиграл суд против министерства обороны, которое ему не доплатило две с половиной тысячи гривен за вещевое имущество. Правда исполнительная служба на протяжении нескольких лет не может ему эти деньги взыскать. В ответ на откровенный произвол с выполнением судебного решения Бочкарев подал иск против государства Украина в Европейский суд по правам человека. Там же указал и проблему с «потерянным годом». Из Европейского суда ему ответили, что держат дело на контроле, и если он не сможет добиться правды в родной стране, то рассмотрят его дело. Правда, тогда с государства Украина в пользу бывшего украинского военного взыщут значительно больше средств.
***
Игорь Белов, адвокат Бочкарева
- Случай с Николаем Бочкаревым — в своем роде уникальный. Во всяком случае, за мою адвокатскую практику я не помню, чтобы дело так долго валялось в суде без рассмотрения. Очень похоже, что судья Алейников сознательно затягивал с его рассмотрением. Еще одним непонятным действием этого судьи является то, как он пытался отстранить меня от процесса, указав, что выданная ЖЭКом доверенность судом не может быть принята.
То, что Бочкарев выиграет дело — я нисколько не сомневаюсь. У нас все доказательства, что в отношении него произошла ошибка, которую надо исправить.
Александр Голубкин, председатель Центрального районного суда Николаева
- Затягивание с рассмотрением дел в нашем суде происходит из-за необычайно высокой загруженности судей. В среднем каждый судья рассматривает 115 дел в месяц, а одновременно слушает 500 дел. Разве могут при такой загрузке судьи рассматривать все дела в срок? Естественно, нет. Что касается дел по админискам, то из-за того, что у нас часто менялись законы, рассмотрение подобных дел передавали то в административные суды, то в суды общей юрисдикции. Но это уже не наша проблема, а законодателей.
***
Марина Душаченко, начальник группы социальной защиты отдела социального обеспечения Николаевского областного военкомата
- Подсчет выслуги лет для военнослужащего осуществляет финансовое управление того вида ВС Украины, где проходил службу военнослужащий. Мы в военкомате только формируем пакет документов, которые в последующем направляем в пенсионный фонд. Начисление пенсии происходит уже там. Что касается майора Николая Бочкарева, то в 2009 году он обращался в финансово-экономическое управление ВМСУ с просьбой пересмотреть выслугу лет, но получил отрицательный ответ. Если не согласен, то может обращаться в суд
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |