На днях завершился визит в Норвегию мэров 11 городов Николаевской и Одесской областей. Он проводился в рамках совместного проекта Ассоциации городов Украины и Норвежской ассоциации местных и региональных властей, который финансируется МИД Норвегии. Проект направлен на реформирование местного самоуправления в Украине, повышение квалификации и проведение прикладных исследований в области муниципальной медицины и жилищно-коммунального хозяйства. В Норвегии побывали городские головы Вознесенска, Первомайска, Южноукраинска, Новой Одессы и Баштанки, а также представители ЧГУ им. П. Могилы.
Подробности поездки корреспонденту «ВН» поведал исполнительный директор Николаевского регионального отделения АГУ Яков Конотопенко.
- Изучение норвежского опыта местного самоуправления для нас вполне оправданно, — считает Яков Иванович. — В этом могли убедиться участники нашей группы. Мы побывали в столице страны — Осло, в городе Санде, изучали опыт работы органов местного самоуправления, объем их полномочий. Как известно, именно норвежская модель была использована при реформе местного самоуправления в Польше и некоторых балканских странах.
По словам Я.Конотопенко, Норвегия — страна с населением 4,8 млн. человек, по площади равная половине Украины, состоит из 19 регионов и 450 муниципалитетов. В самом крупном населенном пункте страны — Осло — проживают 580 тыс. человек, а в самом маленьком муниципалитете — всего 200 человек. Члены общины выбирают городской совет, который в свою очередь выбирает мэра. Однако их мэр — это скорее наш секретарь горсовета, главная задача которого — обеспечение работы депутатов и руководство сессиями. Горсовет принимает бюджет, определяет направления развития. А вот для руководства муниципальным хозяйством депутаты нанимают специального администратора. Все это очень напоминает американскую модель сити-менеджера — по сути руководителя города, нанятого депутатами по контракту.
Невероятный для нас факт: около 54% муниципальных бюджетов идет на решение проблем детей и стариков. Не зря здесь средняя продолжительность жизни мужчин составляет 79 лет, а женщин — 83 года. В небольшом городке Санде украинцы побывали в приюте для престарелых. По уровню комфорта и обслуживания он больше напоминает элитную гостиницу, где 90-летние старушки живут в отдельных номерах и чувствуют себя как дома, если не лучше. Минимальная пенсия у них — 2 тыс. долларов.
Бюджет этого скромного 8-тысячного муниципалитета составляет около 1 млрд. крон (1 доллар США равен примерно 6 кронам). Он формируется в основном за счет подоходного налога, налога на богатства, доходов от предоставленных муниципалитетом услуг. В целом местные бюджеты составляют около 13% от норвежского ВВП. А основу национального богатства обеспечивают шельфовые месторождения нефти и газа в Северном море, которые считаются достоянием всего народа, а не отдельных компаний. Норвегия — один из крупнейших поставщиков углеводородов на европейский рынок.
Конечно, проще всего списать высокий уровень жизни и социальную ориентированность местных бюджетов на природные богатства, но... Во-первых, доходы от углеводородов норвежцы стараются не проедать, а использовать на инфраструктурные проекты, развитие страны, на что они могут взять не более 4%, а остальное откладывают в фонд будущих поколений и пенсионный фонд, понимая, что месторождения постепенно истощатся. А, во-вторых, в Норвегии природный газ считают экспортным товаром и стараются попусту не тратить. Здесь максимально используют биогаз (его вырабатывают из органического мусора), тепловые насосы и другие мудреные источники возобновляемых энергоресурсов, тщательно сортируют и перерабатывают ТБО. Страна старательно экономит природные энергоносители.
И все же социальные расходы здесь велики. К примеру, в стране действует Строительный банк, который дает желающим кредиты на строительство и приобретение жилья на 30 лет под 3% годовых. Сегодня 80% норвежцев живут в собственных домах, и в стране насчитывается всего 6 тыс. семей, которые, не имея своего дома, хотят его приобрести. Окончательно решить жилищную проблему тут рассчитывают в ближайшее время.
Свою главную задачу власти Норвегии видят в том, чтобы обеспечить всем жителям равное качество услуг, вне зависимости от того, живут ли они в Осло или же в маленьком рыбацком поселке. Чтобы узнать, что думают о них избиратели, органы власти и местного самоуправления часто проводят социологические исследования (в бюджетах всех уровней на это выделяются приличные суммы). Как правило, они показывают, что подданные королевства довольны жизнью, считают, что чиновники не злоупотребляют властью, а уровень коррупции здесь почти нулевой. Характерная деталь: если в парламенте или местном совете решается «шкурный» вопрос депутата, он не только не имеет права голосовать, но даже присутствовать на пленарном заседании. Вы можете представить, чтобы наши депутаты добровольно удалялись из зала, когда рассматриваются их личные вопросы? Вот-вот! Да что там говорить, если король Норвегии Харальд V, которому потребовалась плановая операция, записался в клинику вместе со своими подданными как обычный пациент и терпеливо ждал, когда подойдет его очередь. Конечно, такую власть будут уважать. А как иначе?!
Кстати, о медицине. Если у нас ее основу в сельской местности составляют фельдшерско-акушерские пункты и ЦРБ, то в Норвегии основная нагрузка приходится на базовый уровень — семейного доктора. И только в случае реальной необходимости пациент направляется к узкому специалисту. Специализированные больницы там действуют на уровне регионов. Медслужба хорошо укомплектована, в том числе вертолетами и иными средствами оперативной транспортировки больных. И хотя такие финансовые возможности, как в Норвегии, нам даже не снились, нечто, напоминающее норвежскую систему, формируется в Вознесенске, где особый упор делается на семейную медицину. Кстати, городской голова Вознесенска Юрий Гержов и тут не растерялся: узнав о том, что полная смена медоборудования в Норвегии осуществляется раз в 5-6 лет, он предложил, чтобы списанное оборудование передавали украинским городам, участвующим в проекте.
Чем еще отличается эта страна, впрочем, как и другие страны Скандинавии, так это подчеркнутым гендерным равенством. Половину министров здесь составляют женщины, они же занимают 40% мест в парламенте.
- Страна активно строится, и за два года, что я здесь не был, в Норвегии изменилось многое, — говорит Я.Конотопенко. — Появляются новые административные здания, театры, крупные спортивные сооружения. Продолжает расти и уровень жизни населения. Неудивительно, что в Норвегию стремятся мигранты со всего мира. На встрече в норвежском МИД нам рассказали, что сегодня в страну хлынул огромный поток выходцев из Восточной Европы, России, стран Азии.
И еще один штрих. У норвежцев не только отличные условия проживания, но и замечательная вода. Это одна из немногих стран мира, где можно, не опасаясь, пить воду прямо из-под крана. Причем украинцев предупредили, что она даже лучше и свежее, чем бутилированная.
Набравшись впечатлений, мэры Николаевщины и Одесщины решают, что из норвежского опыта применимо в их городах. А следующее заседание в рамках проекта должно состояться в Южноукраинске с участием мэров, представителей норвежской стороны и украинского Кабмина.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |