ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Февраль — лучшее время для археологических подводных исследований
17.02.2011 / Газета: Вечерний Николаев / № 18(3034) / Тираж: 7500

13 февраля в Николаеве состоялась первая в истории исследований памятников эпохи бронзового века Украины подводная археологическая разведка акватории городища Дикий Сад. И хотя погода была не «пляжной», для таких исследований — самое время: водоросли легли на дно, ил улегся, вода холодная и прозрачная. А летом заходить на глубину без специального оборудования, которое работает в мутной воде, бессмысленно, пояснили дайверы.

Трое смельчаков — членов общественной организации подводной деятельности и спорта «Дайв-Клуб Касьяра» Максим Хоменко, Валентин Чекмарев и Александр Куракин, — ушли под воду, а на берегу в тревожном ожидании остались представители лаборатории археологии и этнологии учебно-научного института истории и права Николаевского национального университета имени В.А.Сухомлинского Александр Смирнов и Юрий Гребенников, научно-исследовательского центра «Лукоморье» Института археологии НАН Украины Кирилл Горбенко, общественной организации подводной деятельности и спорта «Дайв-Клуб Касьяра» Сергей Кущ и друзья-коллеги дайверов, а также начальник отдела охраны культурного наследия горисполкома Ирина Бондаренко.

- Чтобы определиться с дальнейшими действиями и наметить план, нам нужно понять, какие там глубины, какие спады, может быть, наткнемся на что-то неожиданное. Шансов мало, но все-таки надеемся, — рассказал в период ожидания пловцов Сергей Кущ.

Первым на берег вернулся Максим Хоменко — он не нашел ничего интересного и пожаловался на заиленность. Вторым поднялся Валентин Чекмарев, у которого были более интригующие данные, — несмотря на заиленность, он обнаружил огромную глыбу на глубине 5-6 метров, а там ее быть не должно. У Кирилла Горбенко тут же появилось объяснение: «У нас есть данные, что на террасах Дикого Сада были памятники (объекты), которые были смыты в 1991-92 годах. В силу того, что 3 тысячи лет назад уровень воды был ниже, есть большая вероятность того, что в береговой линии что-то могло остаться».

После 40 минут тревог на берегу третьим выбрался на поверхность Александр Куракин, который исследовал территорию с видеокамерой, заключенной в специальный бокс. Александр приплыл с сувениром — обломком доски, обросшем ракушками (как он сам пояснил — «чтобы оживить атмосферу на пляже»).

- Там, где по картам фарватер, его нет — все заилено. Соответственно, если и есть артефакты, следы древних цивилизаций, они находятся глубоко под илом, и чтобы до них добраться, надо рыть, рыть и рыть, — сказал свое мнение Александр.

По словам представителя лаборатории археологии и этнологии учебно-научного института истории и права Николаевского национального университета имени В.А. Сухомлинского Александра Смирнова, заиленность — не беда. К примеру, заиленность на Березани составляла 60-70 см. Искать в таких условиях сложновато, но результаты могут получиться интересные.

- Узнав топографию дна, в дальнейшем можно устанавливать так называемые сетки и работать помпой, которая убирает заиленность. Сейчас мы как раз и определяем перспективные зоны, а сами археологические работы будут проводить специалисты Департамента подводной археологии Института археологии НАН Украины, — сказал А.Смирнов.

Как напомнил Кирилл Горбенко, погружение дайверов — первое, разведывательное, ведь никто не нырял в акватории Дикого Сада с целью археологической разведки. Единственным погружением вряд ли удастся обойтись — будут еще несколько погружений и, возможно, раскопки. Во всяком случае, на это очень надеются археологи.

Автор: Виктория Тонковид.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту