В последние дни 2010 года депутаты городского совета приняли основной финансовый документ города — бюджет Николаева на 2011 год. К сожалению, как всегда, это особо важное для города решение принимали наспех, не уделив должного внимания и подгоняя под сроки — бюджет города должен быть принят в течение двух недель после принятия Государственного бюджета. Особых прений среди депутатов на эту тему не было, да и не могло быть: депутаты получили на руки проект бюджета — малопонятные таблицы на 35 страницах — за два дня до пленарного заседания сессии. В итоге основная масса депутатов в бюджетных хитросплетениях и не пыталась разобраться и документ, по которому весь город будет жить в течение целого года, был принят, что называется, «не читая».
Структура бюджета Николаева на 2011 год выглядит следующим образом: закрепленные доходы 46,6%, собственные доходы — 11,9%, дотация выравнивания — 10,5 %, субвенции из госбюджета — 30,1%, другие субвенции — 0,8 %. Доходы бюджета Николаева на 2011 год запланированы в сумме 1 миллиард 174 миллиона 721 тысяча 157 гривен. Расходная часть составляет 1 миллиард 172 миллиона 216 тысяч 200 грн.
Бюджет состоит из общего фонда и специального фонда. Разница между ними в том, что первый — это, в основном, закрепленные доходы и государственные субвенции, покрывающие защищенные статьи расходов. Второй, специальный фонд, наполняется, в основном, за счет местных поступлений — здесь и продажа земли, и единый налог, и поступления от коммунальных и бюджетных организаций и т. д.
Особенности нынешнего бюджета — это изменения в поступлениях, связанные с принятием нового налогового кодекса. Например, теперь плата за землю будет на 100% зачисляться в городской бюджет, в то время как раньше городу доставалось только 75%. Однако ликвидирован транспортный сбор, который ранее приносил доход в бюджет.
Куда же будут потрачены бюджетные деньги?
В процентном отношении структура расходов общего фонда госбюджета на 2011 год выглядит следующим образом: на социально-культурную сферу — 85,5%, ЖКХ — 4,7%, государственное управление — 4,7 %, транспорт — 2%, др. расходы — 3,1%.
Если в цифрах, то на социальную защиту и социальное обеспечение населения в городском бюджете предусмотрены расходы в сумме 344 миллиона 226 тысяч 800 гривен, на образование 331 миллион 860 тысяч 400 гривен, расходы на спорт — 21 миллион 748 тысяч грн., на культуру и искусство в бюджете выделили 49 миллионов 417 тысяч 100 грн.
На охрану здоровья в 2011 году выделено 212 миллионов 903 тысячи 700 грн. С одной стороны, суммы, вроде бы, не маленькие. Но дьявол, как известно, скрывается в деталях. Если рассмотреть внутреннюю структур затрат, то картина получается отнюдь не радужная. Возьмем, например, расходы на здравоохранение. Плановая стоимость медикаментов на 1 койко-день на одного больного составляет всего 6,07 грн. При нынешних ценах на лекарства этого хватит разве что зеленкой помазать — независимо от диагноза. На питание одного больного в стационаре в день выделяется — 4 гривны 30 копеек, в роддомах — 6,50 грн., в детской больнице — 4, 70 грн.
Интересно, что есть в бюджете и статья расходов, предусматривающая «возмещение больным убытков на проезды до места лечения». По этой статье предусмотрено 120 тыс. грн.
Еще одна статья расходов заставляет задуматься. В принятом бюджете в числе первых подробно рассмотрены и расписаны расходы на содержание органов местного самоуправления — 52 миллиона 541 тысяча 700 грн. Для сравнения — на все коммунальное хозяйство в нынешнем году выделено 64 миллиона 650 тысяч 300 грн. Из них 12 миллионов «уйдут» в счет погашения кредита, взятого в 2010 году на ремонт городских дорог. Итого ЖКХ остается 52 миллиона. То есть, что на всю сферу ЖКХ, что на содержание чиновников, предусмотрены одинаковые суммы. Только в первом случае на эти деньги весь год предстоит содержать городской жилой фонд, ремонтировать крыши, дома, лифты, дороги, вывозить мусор, благоустраивать и озеленять город, содержать кладбища и пляжи, и т. д. и т. п. А во втором — на те же 52 миллиона из городского бюджета будет содержаться 901 с половиной штатная единица николаевских чиновников. Таким образом, содержание одного чиновника обойдется в 58 тыс. 282 грн. 52 копейки.
Одна из главных статей, в которой хотелось бы разобраться, — это бюджет развития. Тот самый бюджет, о котором отцы города так часто вспоминают: мол, увеличивать его надо, и чем он больше, тем лучше и т. д. Как правило, в экономике под бюджетом развития города понимают часть общегородского бюджета, который предусматривает ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями как в производственную, так и в непроизводственную сферы. Потому он и называется «бюджет развития». Общий объем расходов бюджета развития составляет 52 миллиона 303 тысячи 300 гривен, из которых дефицит в 10 миллионов 203 тысячи 319 гривен покрывается из общего фонда бюджета.
Как же распределяется бюджет развития в Николаеве? Какие «инвестиционные и инновационные проекты» будут финансироваться в 2011 году?
Читаем: на приобретение контейнеров для Заводского района — 99 тыс. грн., для уборки и вывоза мусора в Большой Коренихе и береговой зоны на Намыве — 112 тыс. грн., изготовление мемориальных досок — 40 тыс. грн., приобретение гирлянд — 50 тыс. грн. и т. д. Спору нет, все эти затраты важны и необходимы — и мусор в Коренихе надо вывозить, и гирлянды покупать, и мемориальные доски устанавливать. Но при чем здесь развитие? Где инвестиции, инновации, современные технологии? Где вложения в будущее города? Стоит ли удивляться при таком подходе, что статья расходов «доставка умерших с мест происшествия на судмедэкспертизу — 1 миллион 10 тыс. грн.» также включена в бюджет развития! Прямо-таки символический намек всем горожанам: «Вот оно, наше будущее!». Кстати, в прошлом году на эти цели было использовано 850 тысяч гривен. Ожидается увеличение мора на улицах?
Кроме того за счет бюджета развития в нынешнем году городские власти планируют пополнить библиотечные фонды — 1 миллион 99 тысяч 200 грн., отремонтировать крышу в здании детского городка «Сказка» — 980 тыс. грн., произвести капитальный ремонт памятника адмиралу Макарову — 340 тыс. грн., приобрести оргтехнику (?) — 5,5 тыс. грн. В общем, «развитие налицо». Пожалуй самым перспективным вложением может стать приобретение слонов для зоопарка, на которое предусмотрено 2 миллиона 103 тысячи 500 грн. Но назвать это «ассигнованием в инвестиционную деятельность» можно с большой натяжкой.
Бюджет Николаева на 2011 год заместитель городского головы, глава департамента финансов Валентина Бондаренко охарактеризовала просто: «Он не хороший и не плохой. Он есть, и его надо выполнять».
Глава депутатской планово-бюджетной комиссии Александр Бернадский в своем интервью одному из городских изданий основным достоинством принятого бюджета назвал его реалистичность. Другими словами, мы не решаем существующие городские проблемы с помощью бюджета, а подстраиваем свои проблемы и нужды под бюджет. То есть «по одежке протягиваем ножки». В этих условиях характеристика у бюджета на нынешний, 2011 год может быть только одна — он бесперспективный. Как всегда, имеющимися средствами городские власти пытаются затыкать дыры, решать проблемы по мере их поступления. Естественно, на все не хватает. С таким подходом и не может хватать. Ведь почему-то всех интересует вопрос, как бюджетные деньги потратить, по каким статьям распределить, и уже много лет никто не задумывается над тем, как увеличить доходную часть бюджета, как средства заработать. Эта нехорошая тенденция очень четко видна на примере того, как расходуются средства бюджета развития.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |