ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Бюджет выживания
23.02.2011 / Газета: Наш город Николаев / № 8(275) / Тираж: 3000

В последние дни 2010 года депутаты городского совета приняли основной финансовый документ города — бюджет Николаева на 2011 год. К сожалению, как всегда, это особо важное для города решение принимали наспех, не уделив должного внимания и подгоняя под сроки — бюджет города должен быть принят в течение двух недель после принятия Государственного бюджета. Особых прений среди депутатов на эту тему не было, да и не могло быть: депутаты получили на руки проект бюджета — малопонятные таблицы на 35 страницах — за два дня до пленарного заседания сессии. В итоге основная масса депутатов в бюджетных хитросплетениях и не пыталась разобраться и документ, по которому весь город будет жить в течение целого года, был принят, что называется, «не читая».

Структура бюджета Николаева на 2011 год выглядит следующим образом: закрепленные доходы 46,6%, собственные доходы — 11,9%, дотация выравнивания — 10,5 %, субвенции из госбюджета — 30,1%, другие субвенции — 0,8 %. Доходы бюджета Николаева на 2011 год запланированы в сумме 1 миллиард 174 миллиона 721 тысяча 157 гривен. Расходная часть составляет 1 миллиард 172 миллиона 216 тысяч 200 грн.

Бюджет состоит из общего фонда и специального фонда. Разница между ними в том, что первый — это, в основном, закрепленные доходы и государственные субвенции, покрывающие защищенные статьи расходов. Второй, специальный фонд, наполняется, в основном, за счет местных поступлений — здесь и продажа земли, и единый налог, и поступления от коммунальных и бюджетных организаций и т. д.

Особенности нынешнего бюджета — это изменения в поступлениях, связанные с принятием нового налогового кодекса. Например, теперь плата за землю будет на 100% зачисляться в городской бюджет, в то время как раньше городу доставалось только 75%. Однако ликвидирован транспортный сбор, который ранее приносил доход в бюджет.

Куда же будут потрачены бюджетные деньги?

В процентном отношении структура расходов общего фонда госбюджета на 2011 год выглядит следующим образом: на социально-культурную сферу — 85,5%, ЖКХ — 4,7%, государственное управление — 4,7 %, транспорт — 2%, др. расходы — 3,1%.

Если в цифрах, то на социальную защиту и социальное обеспечение населения в городском бюджете предусмотрены расходы в сумме 344 миллиона 226 тысяч 800 гривен, на образование 331 миллион 860 тысяч 400 гривен, расходы на спорт — 21 миллион 748 тысяч грн., на культуру и искусство в бюджете выделили 49 миллионов 417 тысяч 100 грн.

На охрану здоровья в 2011 году выделено 212 миллионов 903 тысячи 700 грн. С одной стороны, суммы, вроде бы, не маленькие. Но дьявол, как известно, скрывается в деталях. Если рассмотреть внутреннюю структур затрат, то картина получается отнюдь не радужная. Возьмем, например, расходы на здравоохранение. Плановая стоимость медикаментов на 1 койко-день на одного больного составляет всего 6,07 грн. При нынешних ценах на лекарства этого хватит разве что зеленкой помазать — независимо от диагноза. На питание одного больного в стационаре в день выделяется — 4 гривны 30 копеек, в роддомах — 6,50 грн., в детской больнице — 4, 70 грн.

Интересно, что есть в бюджете и статья расходов, предусматривающая «возмещение больным убытков на проезды до места лечения». По этой статье предусмотрено 120 тыс. грн.

Еще одна статья расходов заставляет задуматься. В принятом бюджете в числе первых подробно рассмотрены и расписаны расходы на содержание органов местного самоуправления — 52 миллиона 541 тысяча 700 грн. Для сравнения — на все коммунальное хозяйство в нынешнем году выделено 64 миллиона 650 тысяч 300 грн. Из них 12 миллионов «уйдут» в счет погашения кредита, взятого в 2010 году на ремонт городских дорог. Итого ЖКХ остается 52 миллиона. То есть, что на всю сферу ЖКХ, что на содержание чиновников, предусмотрены одинаковые суммы. Только в первом случае на эти деньги весь год предстоит содержать городской жилой фонд, ремонтировать крыши, дома, лифты, дороги, вывозить мусор, благоустраивать и озеленять город, содержать кладбища и пляжи, и т. д. и т. п. А во втором — на те же 52 миллиона из городского бюджета будет содержаться 901 с половиной штатная единица николаевских чиновников. Таким образом, содержание одного чиновника обойдется в 58 тыс. 282 грн. 52 копейки.

Одна из главных статей, в которой хотелось бы разобраться, — это бюджет развития. Тот самый бюджет, о котором отцы города так часто вспоминают: мол, увеличивать его надо, и чем он больше, тем лучше и т. д. Как правило, в экономике под бюджетом развития города понимают часть общегородского бюджета, который предусматривает ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями как в производственную, так и в непроизводственную сферы. Потому он и называется «бюджет развития». Общий объем расходов бюджета развития составляет 52 миллиона 303 тысячи 300 гривен, из которых дефицит в 10 миллионов 203 тысячи 319 гривен покрывается из общего фонда бюджета.

Как же распределяется бюджет развития в Николаеве? Какие «инвестиционные и инновационные проекты» будут финансироваться в 2011 году?

Читаем: на приобретение контейнеров для Заводского района — 99 тыс. грн., для уборки и вывоза мусора в Большой Коренихе и береговой зоны на Намыве — 112 тыс. грн., изготовление мемориальных досок — 40 тыс. грн., приобретение гирлянд — 50 тыс. грн. и т. д. Спору нет, все эти затраты важны и необходимы — и мусор в Коренихе надо вывозить, и гирлянды покупать, и мемориальные доски устанавливать. Но при чем здесь развитие? Где инвестиции, инновации, современные технологии? Где вложения в будущее города? Стоит ли удивляться при таком подходе, что статья расходов «доставка умерших с мест происшествия на судмедэкспертизу — 1 миллион 10 тыс. грн.» также включена в бюджет развития! Прямо-таки символический намек всем горожанам: «Вот оно, наше будущее!». Кстати, в прошлом году на эти цели было использовано 850 тысяч гривен. Ожидается увеличение мора на улицах?

Кроме того за счет бюджета развития в нынешнем году городские власти планируют пополнить библиотечные фонды — 1 миллион 99 тысяч 200 грн., отремонтировать крышу в здании детского городка «Сказка» — 980 тыс. грн., произвести капитальный ремонт памятника адмиралу Макарову — 340 тыс. грн., приобрести оргтехнику (?) — 5,5 тыс. грн. В общем, «развитие налицо». Пожалуй самым перспективным вложением может стать приобретение слонов для зоопарка, на которое предусмотрено 2 миллиона 103 тысячи 500 грн. Но назвать это «ассигнованием в инвестиционную деятельность» можно с большой натяжкой.

Бюджет Николаева на 2011 год заместитель городского головы, глава департамента финансов Валентина Бондаренко охарактеризовала просто: «Он не хороший и не плохой. Он есть, и его надо выполнять».

Глава депутатской планово-бюджетной комиссии Александр Бернадский в своем интервью одному из городских изданий основным достоинством принятого бюджета назвал его реалистичность. Другими словами, мы не решаем существующие городские проблемы с помощью бюджета, а подстраиваем свои проблемы и нужды под бюджет. То есть «по одежке протягиваем ножки». В этих условиях характеристика у бюджета на нынешний, 2011 год может быть только одна — он бесперспективный. Как всегда, имеющимися средствами городские власти пытаются затыкать дыры, решать проблемы по мере их поступления. Естественно, на все не хватает. С таким подходом и не может хватать. Ведь почему-то всех интересует вопрос, как бюджетные деньги потратить, по каким статьям распределить, и уже много лет никто не задумывается над тем, как увеличить доходную часть бюджета, как средства заработать. Эта нехорошая тенденция очень четко видна на примере того, как расходуются средства бюджета развития.

Автор: Ирина Чернышова


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту