ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Лидер украинских коммунистов Петр Симоненко: Имущественный ценз на высшее образование недопустим
23.02.2011 / Газета: Николаевские новости / № 23(2281) / Тираж: 11000

Реформа высшего образования в Украине явно идет не в ту сторону. Вместо того, чтобы увеличить шансы молодежи на бесплатное получение знаний, их уменьшают. Академическая наука утрачивает высоты, завоеванные в советские времена. Так называемая «Болонская система» способствует оттоку талантливых студентов и преподавателей за границу. Конституционное право доступности образования должно реализовываться не только на бумаге, уверены украинские коммунисты. И для начала предлагают дать возможность получить дипломы тем, кто пострадал от кризиса...

Наташе Волошиной — 12 лет. С восьми лет она мечтает стать врачом. Но уже сейчас понимает, что ее мечта вряд ли осуществится. Наташа — не вундеркинд, а простая прилежная девочка. Ее мама работает в жэке, папа — пожарный. Совокупный заработок родителей — меньше 4 тысяч гривен. В семье трое детей. 20 лет назад Наташа и ее братья могли смело рассчитывать на высшее образование. Но сейчас родители, даже экономя каждую копейку, не в состоянии скопить детям на учебу.

С принятием нового закона о высшем образовании для Наташи и таких, как она, исчезнет последняя надежда обрести профессию своей мечты: для заочников полностью ликвидируется бесплатное образование.

Таким образом, закрепляется путь, по которому Украина идет уже 20 лет: имущественного ценза на знания. Назвать это спецификой рыночной экономики язык не поворачивается. Потому что страны, намного более богатые, чем Украина, давно уяснили простую истину: экономить на образовании — себе дороже.

Например, в Канаде за счет разных форм государственного финансирования (субсидии, гранты, прямое финансирование) учатся 70% студентов, в Голландии и Дании — 90%, в Германии — 95%, в Финляндии и Швеции студенты вообще НЕ ПЛАТЯТ за учебу.

Выходит, что «мудрые западные советчики» надоумили Украину сделать то, от чего сами давно отказались: ограничить доступ к образованию высокой ценой за учебу. А наши «усердные» чиновники расстарались выполнить и перевыполнить план: по платному обучению Украина обогнала даже рекордсмена этой сферы — США.

«Все это — нарушение конституционных прав гражданина, так как статья 53 Конституции Украины гласит, что государство обеспечивает доступность и бесплатность обучения в государственных и коммунальных вузах, — говорит лидер Компартии Петр Симоненко. — На самом же деле платить за получение высшего образования у нас приходится более, чем 90% студентов».

Многие семьи, годами отказывая себе в необходимом, откладывали деньги на образование детей. Некоторые отдают за учебу максимальную часть доходов. Экономический кризис нанес по таким людям страшный удар.

Наличие в действующем законе об образовании ст. 64, которая теоретически допускает отсрочки платежей, проблемы не решает. «Процедура предоставления отсрочки оплаты за обучение в законе абсолютно не выписана, — отмечает Петр Симоненко. — Этот вопрос сегодня отдан на откуп руководителям вузов, которые часто думают о доходах, а не о судьбах студентов. Поэтому наша фракция настаивает на принятии внесенного нами законопроекта №4352, который устанавливает гибкую систему оплаты за образование и порядок отсрочки ее для студентов из небогатых семей. Это первый шаг к выполнению нормы Конституции и к тому, чтобы вернуть бесплатное образование в государственных вузах через увеличение госзаказа на необходимые народному хозяйству профессии».

Еще одна навязанная Украине проблема — внедрение в наше образование Болонской системы. «Болонская система — очень примитивна и формальна, — говорит старшекурсник Максим. — Никакого творческого развития, самовыражения она не дает. Все состоит из рейтингов. Посетил все занятия, лабораторные, практические работы, сделал устный доклад 5 минут — получил максимальные баллы. Пропустил (по болезни или из-за подработок) пару лекций или не выскочил с докладом — потерял балл. И дальше, как ни старайся, тех, кто вырвался вперед, тебе не догнать. Из-за этого возникают конфликты, ребята теряют интерес к учебе».

Максим уверен, что смысл «болоньи» — в перекачке «мозгов» из более бедных стран в богатые. А «унификация и мобильность», которые рекламируются как главные преимущества системы, всего-навсего — обязательное знание английского языка и возможность работать, учиться или преподавать за границей. Другими словами, любой выпускник «болонского вуза» оказывается потенциальным соискателем работы в США и Европе. Более того, студентов неспроста вывозят по обмену за границу: понятно, что немцы или американцы вряд ли пожелают трудоустроиться в Украине, а вот перспективных украинских ребят во время таких «смотрин» переманивают.

Что же получается в сухом остатке? Талантливых студентов давят «болонской системой». Детей из небогатых семей лишают конституционного права на доступное образование. Академическая наука держится на старых кадрах и по многим отраслям тихо умирает вместе с ними.

«Ситуация катастрофическая, — говорит Петр Симоненко. — Если Украина потеряет свой научный и кадровый потенциал, где мы завтра возьмем новые технологии? Будем покупать? А за какие деньги?»

Что бы кто ни говорил, но советская система образования справедливо считалась лучшей в мире. Не только благодаря тому, что была доступной от детского сада до вуза, а после окончания учебного заведения гарантировала работу. Правильно выстроенная методика донесения знаний соединяла процесс всестороннего образования и профессиональную учебу, закладывала азы научной деятельности. Поломав то хорошее, что было, власть лишила страну будущих специалистов.

Именно советская система образования легла в основу современной образовательной политики развитых стран. Если Украина желает оставаться на периферии мировой цивилизации, то «болонская система» в самый раз. Но если стратегической перспективой для нас является вхождение в мировую элиту, то самое время обратиться к опыту Советской Украины и поэтапно, через увеличение госзаказа, через гарантию первого рабочего места выпускникам сделать шаг «назад в будущее» — то есть возродить государственную систему обязательного, бесплатного и непрерывного образования. При этом выиграют все — и учащаяся молодежь, и страна в целом», — уверен лидер коммунистов Украины.

Автор: Анатолий ЖОРКИН, журналист


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту