Правительство принялось искать дополнительные источники для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. За ресурсами отправились в теневой сектор экономики. Чего ждать от инициатив правительства по детенизации фонда оплаты труда, рассказал вице-премьер-министр — министр социальной политики Украины Сергей Тигипко.
- Сергей Леонидович, с первых дней пенсионной реформы правительство, оппозиция и профсоюзы в один голос говорят о том, что сначала нужно вывести зарплаты из тени, а уж потом вводить накопительное страхование...
- Так как раз это мы и делаем! Кроме того, еще и над ростом экономики надо работать, чтобы росли зарплаты и пенсии. Из-за того, что двадцать лет политики как огня боялись реформ — и пенсионной в том числе, нам теперь нужно работать во всех направлениях сразу. Все реформы в экономическом и социальном секторах нужно проводить в комплексе, чтобы получить максимальный эффект. Все нужно делать одновременно: и пенсионную реформу, и дерегулирование, детенизацию экономики реализовывать. Еще для экономики и инвесторов критичным является реформирование судебной системы и таможни. Двигать нужно весь комплекс реформ...
- И с чего планируете начать выведение экономики из тени?
- Во-первых, нам надо четко прописать механизмы детенизации заработка. Ведь о выведении зарплат «на свет» говорят много, только вот конкретных методик, как оказалось, никто до сих пор не предлагал. Говорю так потому, что я поднял много документов на эту тему. Реально касалось детенизации лишь одно давнее постановление правительства. Но его действия никто так и не почувствовал. Поэтому нашей рабочей группе по подготовке законодательства о легализации заработных плат и рынка труда, которую я возглавляю, всю работу пришлось проводить с нуля. Мы изучили зарубежный опыт и теперь примеряем его к украинским реалиям. В марте мы внесем в парламент комплексный законопроект о детенизации зарплат и рынка труда. Мы предложим свои подходы и будем их реализовывать, потому легализация зарплат — ключ к высоким пенсиям, ключ к социальной защите.
- Сейчас уже можно говорить о том, что именно правительство будет делать?
- Мы отрабатываем четыре направления. Во-первых, крайне необходима либерализация трудового законодательства. В первую очередь нам надо упростить процедуру оформления работника. Чтобы даже те люди, которые приходят на работу на короткое время, были оформлены легально. Сейчас процедура настолько сложная и длительная, что работодатель часто не хочет возиться месяц с оформлением работника, который будет ему нужен, например, два месяца. И мы готовы пойти на упрощение. Как мы это сделали с условиями ведения бизнеса. Начав дерегуляционную реформу, мы отменили лицензирование 2046 видов работ, большинство лицензий стали бессрочными. Количество проверяющих органов уменьшено почти вдовое — с 79 до 40. Введена электронная регистрация предприятий. Государство сделало шаг навстречу бизнесу, и мы надеемся, что предприниматели проявят ответственность перед государством, выполняя нормы трудового законодательства. Ведь если у вас человек работает нелегально и с его зарплаты не уплачиваются взносы, это значит, что в будущем он не сможет рассчитывать на достойную пенсию.
- Но ждать, пока все предприниматели начнут придерживаться норм трудового законодательства, можно очень долго...
- Совершенно верно. Поэтому второй шаг — усиление ответственности работодателей за принятие работников без заключения договора. То есть, за создание нелегального рабочего места, с которого не платятся взносы и налоги. Это второе направление, которое мы прорабатываем. Самое действенное в этом случае наказание — штраф. Думаю, это будет от 8,5 до 17 тыс. грн. В такую же сумму может обойтись работодателю выплата зарплаты в конверте. Плюс жесткий контроль соблюдения норм трудового законодательства. По этому пути пошли многие страны. Я был в Эстонии, Словакии — там эффект достигнут. Так почему это не может работать у нас?
- Но это же не значит, что отчисления в Пенсионный фонд потекут рекой. Ведь можно взять человека на работу и платить ему какой-то минимум...
- У нас сегодня часто так и есть. Например, 120 тысяч руководителей предприятий поставили себе минимальную заработную плату — 750 гривень. Но такого же не может быть! Поэтому нужен третий шаг, который мы предлагаем, — вводить индикативные заработные платы, с которых будут рассчитываться взносы в социальные фонды. Работодатели, профсоюзы и правительство должны сесть и согласовать между собой среднюю заработную плату для каждой отрасли, региона, специальности. За основу необходимо взять среднестатистические показатели по стране. Например, в Болгарии благодаря такому механизму легализовали около 20% «теневых» доходов.
Чтобы усилить эффект, можно идти на перераспределение долей соцвзносов работодателя и работающего. Это четвертое направление нашей работы — уменьшение нагрузки на фонд зарплаты для работодателя. В частности, сегодня в Украине сотрудник платит только 2% взноса в Пенсионный фонд. Это один из самых низких показателей в мире. Например, в Австрии рабочий платит 10,25, в Болгарии — 8,05. То есть, у людей есть стимул получать более высокую официальную зарплату. Ведь чем выше ваши отчисления в Пенсионный фонд, тем больше сумма выплат, на которые вы сможете рассчитывать на пенсии.
- Вы просчитывали финансовый эффект от мер, которые предлагаете? И когда будет результат?
- Мы ожидаем, что объем теневых зарплат сократится, как минимум, в 2 — 2,5 раза. Для Пенсионного фонда это будет около 25 миллиардов гривень дополнительных поступлений. Естественно, они не «свалятся» в один момент. Но те средства, которые будут поступать, позволят стабильно выплачивать пенсии действующим пенсионерам и постепенно переходить к внедрению обязательного накопительного страхования, когда пенсионные взносы работников будут отчисляться не в общий котел солидарной системы, а на персональный счет каждого конкретного человека. Страхование устанавливает очень четкую связь между легальной зарплатой и пенсией: чем выше ваша зарплата и больше взнос, тем значительнее ваши накопления и доплата к пенсии из солидарной системы, тем лучше вы обеспечены в старости. А это и есть конечная цель пенсионной реформы.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |