Николаевцы гордятся своим городом и своими предприятиями, благодаря которым он известен далеко за пределами страны. В первых рядах промышленных предприятий, прославляющих Николаев, более полувека находится научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект».
У предприятия были взлеты, были падения, но, несмотря на трудности становления независимого государства, экономическую нестабильность, речь никогда не шла об остановке производства. Градообразующее предприятие «Зоря»-«Машпроект» давало работу 12 тысячам горожан, всегда было среди крупнейших плательщиков налогов, тем самым обеспечивая выживаемость города Николаева.
Сегодня «Зоря»-«Машпроект» работает не просто стабильно — оно уверенно наращивает объемы производства, осваивает новые технологии. Предприятие — безусловный лидер машиностроения Украины, и это отражается в деловых рейтингах страны, где николаевские машиностроители занимают топ-места. Одним из факторов нынешних достижений эксперты называют приход на предприятие новой управленческой команды. А победа в общегородском конкурсе означает, что и горожане положительно оценили деятельность Андрея Хоменко и его команды. Как оказалось, симпатия взаимна.
- Николаев — интеллектуальный город. Я и моя семья его сразу полюбили, — говорит Андрей Иванович Хоменко. — Это жемчужина юга страны. Его судьба как крупного промышленного города, благодаря производственному и научному потенциалу, а также как туристического центра в будущем, — должна быть счастливой. Я доволен, что и мне представилась возможность вложить часть труда в реализацию этого потенциала.
Андрей Иванович Хоменко возглавил предприятие в декабре 2007 года. Его приход, что скрывать, многие — и заводчане, и горожане — восприняли с опаской. И не только потому, что, как известно, «новая метла по-новому метет». Хоменко — представитель новой генерации руководителей, с блестящим образованием, разбирающийся не только в производстве, но и имеющий серьезный управленческой опыт. Нынешний руководитель газотурбостроительного комплекса закончил экономический факультет КГУ им.Шевченко, а также Лондонскую школу экономики по специальности «банковское дело и финансы». Солидный практический опыт получил, работая в одной из крупнейших аудиторских консалтинговых компаний «Делойт энд Туш ЮСК», затем занимая должность финансового директора, позже — первого заместителя генерального директора в ОАО «Запорожтрансформатор». Время доказало жизнеспособность и успешность предложенного стиля управления газотурбостроительным комплексом, а сам Хоменко признается, что работа налажена так, что предприятие сейчас вполне может обойтись без генерального директора.
- Какой я руководитель? — улыбается Андрей Иванович. — Если честно, то считаю, что я эффективный руководитель. Первой моей задачей было наполнение портфеля заказов, и она выполнена. Параллельно нужно было создать эффективную команду, и в своем нынешнем составе она могла бы работать без генерального директора. Это, по моему мнению, является показателем того, что я как руководитель достаточно эффективен.
Портфель заказов, действительно, внушителен: подписан контракт на поставку 42 генераторов, а также газоперекачивающего оборудования в Иран, по соглашению с «Газпромом» (Россия) согласована поставка 50 двигателей, с конца 2011 года подтверждено участие николаевского предприятия в модернизации «Укртрансгаза», в минувшем году начаты поставки оборудования в Гану. И это только часть того, что предстоит сделать николаевцам.
- Финансовое образование и опыт предыдущей работы мне помогли разобраться в ситуации на «Зоре»-«Машпроекте» изнутри, я четко понимал, что нужно делать. Первым шагом было — наполнение портфеля заказов, и, если три года назад объемы продаж составляли 70 млн. долларов, то в нынешнем году мы выйдем на уровень 380, возможно, даже 400 млн. Это было достигнуто, используя внутренние возможности предприятия, — говорит Андрей Иванович. — Существуют определенные факторы, не позволяющие эти показатели увеличить, производить больше — это устаревшее на ряде производственных участков оборудование.
Вопрос переоборудования — главнейший, от него зависит жизнеспособность предприятия, поэтому в течение трех лет значительные суммы вкладываются в модернизацию. В 2009 году с переходом на 2010 год на эти цели было использовано 16 млн. евро, в минувшем году — 24 млн. евро, бюджет инвестиций нынешнего года, по заверению генерального директора, будет не меньшим.
- Таким образом, мы постепенно ликвидируем «узкие» места, которые у нас есть, — говорит Хоменко. — Если это не сделать своевременно, то проблемы по производственной цепочке пойдут дальше. Новое оборудование было приобретено для производства лопаток. Когда выяснилось, что есть проблемы в механообработке, тоже закупили современное оборудование. Плотно занимаемся сварочным производством, проблемы в котором могли перекочевать в металлообрабатывающий цех. Там тоже купили новое оборудование, обучили персонал и организовали работу в три смены. Есть определенные проблемы в литейном производстве, но эти проблемы только новым оборудованием невозможно решить — надо кардинально менять саму технологию.
Николаевское предприятие называют лидером в отрасли газотурбостроения, и это соответствует истине — на рынках России, стран СНГ, Индии, Ирана, Казахстана, др. позиции «Зори»-«Машпроекта» крепки. Но, чтобы их удержать, считает Андрей Иванович, жизненно важно инвестировать в научную деятельность.
- Если мы не предложим рынку двигатели с новыми характеристиками — лучшим КПД, экологическими показателями, более мощные, — то предприятие проиграет конкурентам. Мы вкладываем и будем вкладывать деньги в науку, — говорит Хоменко.
Сегодня близится к завершению работа над проектом турбогенератора 45-60 МВт, который является очень востребованным на рынке. Ведутся работы по изготовлению 16 МВт двигателя с регенерацией, а также созданию полноценной двухтопливной энергетической машины мощностью 16 и 25 МВт. Продолжаются работы по двигателю для нужд малой энергетики мощностью 5 МВт. Сформирована проектная группа, которая начала работу над созданием нового базового двигателя.
Еще одна удивительная в контексте нынешней действительности проблема, с которой пришлось столкнуться «заревцам», — нехватка рабочих рук. Дефицит квалифицированных рабочих в городе существенный, а предприятие организовывает работу второй и третьей смены. Кроме этого, планируется дополнительно загрузить опытное производство. Жизнь требует перераспределения нагрузки серийного производства, в том числе и на опытное производство, где планируется организация трехсменной работы. В связи с этим создаются новые рабочие места, в прошлом году — 378.
Но Хоменко привык решать сложные задачи. Говорит, что производственные проблемы не будут решаться за счет здоровья коллектива, который и является главным капиталом «Зори»-«Машпроекта». И за счет благополучия детей, которые обучаются в пяти детских садиках и школах — тоже нет. Поэтому принято решение, что социальная сфера — Дворец спорта, садики, школы, базы отдыха — в ближайшей перспективе будут работать в прежнем режиме.
- Я доволен своей работой, и, как мне кажется, неплохо реализовываюсь в Николаеве.
Помогают ему в этом крепкие тылы — супруга и двое сыновей.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |