ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Исполнительная неисполнительность
02.03.2011 / Газета: Николаевский бизнес / № 8(364) / Тираж: 5100

Государственную исполнительную службу не критикует только ленивый. За год ее областное руководство получает тысячу (!) жалоб на действия своих подопечных. Одни обвиняют госисполнителей за слишком «активную» деятельность, другие — за бездействие. При этом часто правы и те, и другие, так как треть обвинений подтверждается. Почему — попытался разобраться журналист «НБ».

Не ту машину арестовали

28 октября минувшего года судья Центрального районного суда Оксана Ямковая удовлетворила иск Игоря Ткаленко к Центральному отделу государственной исполнительной службы. Предметом иска была машина, принадлежащая Ткаленко, которую исполнительная служба арестовала.

Дело в том, что николаевец в 2009 году выдал родственнику доверенность на право управления и технического обслуживания своей машины. Но случилась неприятность: на свояка подали в суд о взыскании задолженности. Судебный спор тот проиграл, поэтому исполнительная служба Центрального района арестовала его имущество. При этом, то ли по халатности, то ли еще по какой причине наложили арест на легковой автомобиль, который должнику не принадлежал.

Узнав, что его машину арестовали, Игорь Ткаленко подумал, что явное нарушение закона произошло по ошибке. Мол, стоит ему обратиться к госисполнителям, как те немедленно: исправят свою оплошность. Но не тут-то было. Исполнитель Центрального отдела государственной исполнительной службы В. Шардин (который и совершил неправомочный арест) ответил, что по закону не согласный с решением госисполнителя может обращаться в суд. Ткаленко так и сделал. Через несколько месяцев в Центральном суде подтвердили его правоту, и арест с машины был снят.

Квартиры по дешевке

Еще один случай не совсем понятных действий госисполнителя Центрального района произошел в декабре 2010 года.

Тогда сотрудник данной организации Андрей Попон выставил на торги арестованную квартиру по ул. Никольская, 77 и реализовал ее. Вроде бы продал да и продал, ведь арестована она была за долги ее владелицы. Но, как утверждает адвокат бывшей уже собственницы жилья Игорь Белов, сделано это было с нарушением закона.

- На часть квартиры претендовал сын хозяйки, который в свое время помог матери средствами для покупки данного жилья, — утверждает защитник. — А посему имел законное право на часть арестованного имущества. Для обеспечения своих прав он подал в суд Центрального района иск с требованием снять с данной квартиры арест и не продавать ее. После чего известил о проблеме госисполнителя Попова, в производстве которого находилось данное дело, — говорит Игорь Белов.

Впрочем, исполнитель судебных решений, видимо, не «внял» предоставленной ему информации. И в конце декабря выставил арестованные квадратные метры на торги. В. итоге, двухкомнатная квартиpa, которую в 2008 году оценили в 59 тысяч долларов (об этом есть справка) в декабре 2010 года продали за... 16 тысяч условных единиц. Притом, что другие арестованные квартиры Николаева в это же время продавались по цене значительно выше.

По мнению адвоката Белова, государственный исполнитель Андрей Попов своими действиями нарушил сразу несколько норм Закона Украины «Об исполнительном производстве», а также других нормативных актов, регламентирующих действия госисполнителей. Данные нарушения могут привести к серьезным правовым последствиям. Например, если судом будет признана незаконность продажи квартиры (а в том, что это будет сделано, Белов не сомневается), то восстановить нарушенные имущественные права сына хозяйки квартиры будет очень не просто. За то время, которое уйдет на суды, квартиру, доставшуюся нынешним хозяевам так дешево, могут несколько раз продать.

Цена ошибки — миллионы

Кроме указанных случаев, где госисполнители слишком «рьяно» исполняли свои обязанности, редакции известны и противоположные ситуации. Когда исполнения судебного решения выигравшая сторона ожидала годами. После чего подавала в суд иск на бездействие исполнителей и выигрывала его. Чтобы разобраться, в чем причина подобных действий (бездействий) людей, наделенных государством правом выполнять судебные решения, автор обратился к и.о. главы Государственной исполнительной службы в Николаевской области Сергею Романчуку.

- Сергей Николаевич, как часто жалуются на ваших подопечных?

- Достаточно часто. В год приходит порядка тысячи обращений на действия либо бездействия госисполнителей. Причем после наших проверок оказывается, что тридцать процентов указанных в жалобах фактов подтверждаются.

- Многовато получается...

- Согласен. К сожалению, не всегда действия госисполнителей являются безупречными. Но «виной» такомусостоянию дел колоссальная загрузка исполнителей судебных решений. Так, наш штат составляет всего 230 человек, а судебных решений, принятых к исполнению только в 2010 году, было более 270 тысяч. Притом, что с каждым годом загрузка все увеличивается. Например, в 2005 году — 160 тыс. дел, 2007-м — 197 тыс., 2008-м — 212 тыс. Получается на каждого исполнителя где-то 1,5 тысячи дел в год. Это — очень много.

- Проблема ошибок кроется только в серьезной загруженности?

- Не только. Одна из важнейших проблем, влияющих на эффективность работы, — высокая текучесть кадров. Связано это с низкой заработной платой, которая в среднем состав-

Закон «Об исполнительном производстве», а также в ряд других процессуальных норм, которые регулируют исполнительное производство. Целью

ляет 1200 грн. Если в райцентрах по области еще держатся на работе, то в Николаеве уже нет. Примерно на треть каждый год обновляется коллектив четырех николаевских отделов. А в 2009 году — почти половина поменялась. Можно ли в таком случае ожидать качественной работы от новичков — вопрос риторический.

- Цена ошибки у вас высокая?

- Да. По законодательству, пострадавшие от действий или бездействий государственных исполнителей могут подавать на службу в суд. И суды удовлетворяют подобные иски. Сейчас, к примеру, у нас идет процесс по Баштанскому сырзаводу, который был неправильно передан. Сумма иска, выставленного нам — 1 миллион 200 тысяч гривен. Можете теперь представить, какова цена неверного решения исполнителя.

- Есть какие-то перспективы улучшения работы государственных исполнителей?

- Конечно. После замечаний Европейского суда по правам человека, который признал систему исполнения решений судов в Украине неэффективной, на проблему обратили внимание. В ноябре минувшего года Верховная Рада приняла закон о внесении изменений

- Будете получать больше зарплату?

- Зарплату не повышают, а вот деятельность госисполнителей немного упрощают. Так, ужесточается процедура взыскания долгов. Теперь жаловаться на действия исполнителей смогут только взыскатели. Должники — нет.

Кроме того, по новому законодательству предусмотрена комиссионная продажа имущества должника. Например, в 2010 г. в исполнительную службу области было передано имущества на 130 млн. грн., а удалось продать только на 30 миллионов. Все потому, что очень сильно заформализована процедура продажи. Теперь предметы быта (мебель, электробытовую технику) можно будет реализовывать через комиссионную продажу. Раньше только через аукцион.

Облегчена и продажа недвижимости. Надеемся, что в сумме это поможет сделать работу более эффективной.

ОТ РЕДАКЦИИ: как изменится работа государственной исполнительной службы — покажет время. Редакция берет на себя труд и дальше информировать читателей о ситуации в этой сфере. А если у вас появятся примеры одиозных решений госисполнителей — обращайтесь к нам.

Автор: Ярослав ЧЕПУРНОЙ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту