Становление Украины как независимого демократического государства сопровождается ростом количества политических партий, религиозных организаций, общественных объединений граждан. Последние в настоящее время представляют очень широкий спектр интересов и направлений, по которым происходит создание общественных организаций. Диапазон этот настолько широк, что просто трудно найти незаполненную «нишу».
Закон Украины «Об объединениях граждан» достаточно демократичен и позволяет реализовать естественное желание каждого человека «найти себя». Следует заметить, что желающих объединиться по интересам гораздо больше, чем по политическим мотивам. Исторически объединение людей по интересам вначале происходило по профессиональным признакам (т. н. цеховой принцип объединения): башмачники, кузнецы, портные и т. д. Объединение по интересам дало толчок развитию общественного сознания, духовного мира человека.
«Общество друзей музыки», «Общество любителей словесности», «Общество покровительства животным», «Общество Красного Креста и Красного Полумесяца». В этих старомодных названиях ясно просматриваются просветительские и гуманистические цели. Наиболее ярко была выражена благотворительная деятельность. Ныне известные всему миру знаменитые спортивные клубы по различным видам спорта — итог многолетней деятельности общественных объединений граждан.
Сегодня в Украине создана четкая вертикаль исполнительной власти, созданы предпосылки для активного реформирования государства Украина.
Предпосылка этого — в Конституционном положении, согласно которому Украина является демократическим, правовым и социальным государством с развитым гражданским обществом. Гражданское же общество базируется на принципах свободы и равноправия людей, самоорганизации и саморегулирования. Конституционные гарантии строительства общественной жизни на основе политического, экономического и идеологического многообразия означают прежде всего реальную возможность создания и деятельности различных объединений граждан — партий, движений, общественных организаций на основе профессиональных, культурных, спортивных, возрастных и других интересов. Задача государства в этом плане — решать государственные вопросы в рамках права, согласовывая их с обществом, задавать тональность в деятельности общественных организаций.
При этом следует учесть, что большинство из более чем двухсот политических партий и движений в Украине крайне слабы. За исключением двух-трех известных всем, они пользуются крайне незначительной поддержкой населения и часто не только не продуцируют полезные идеи, но и препятствуют реализации таковых, выдвинутых реальным большинством.
Считается, что быть в оппозиции — значит беспощадно хулить действия власти, выплескивая из купели вместе с водой и ребенка. При этом для них все средства хороши, включая формирование негативного мнения об Украине в зарубежье.
Поэтому важно, чтобы позиция народа в лице объективных незаполитизированных общественных организаций осуществлялась не с точки зрения «моя хата с краю», а выражалась четким и осмысленным действием.
Нынешняя власть высказалась именно за такой подход. Подтверждением этого является Постановление Кабмина от 3 ноября 2010 года № 996 «Про забезпечення участі громадськості у формуванні та реалізації державної політики».
Этим документом утвержден порядок проведения консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной политики, а также Типовое положение об общественном совете при министерстве, другом центральном органе исполнительной власти, Совете Министров АРК, областных и районных госадминистрациях.
Этим же органам власти поручено обеспечить учет позиции профсоюзов и их объединений, организаций работодателей, общественных организаций в процессе принятия решений, касающихся формирования и реализации социально-экономической политики и регулирования социально-трудовых отношений.
Кабмин обязал обеспечивать дважды в год встречи с председателями общественных советов.
На реализацию документа нацелена и концепция взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества. Ее цель и основные задачи — создание благоприятных условий для развития гражданского общества в Украине, их эффективное взаимодействие с органами государственной власти.
Это взаимодействие должно базироваться на принципах социального партнерства, обеспечения равных возможностей всем институтам гражданского общества, взаимной ответственности, невмешательстве органов исполнительной власти в деятельность институтов гражданского общества, участии указанных институтов в формировании и реализации государственной политики, информационной открытости и толерантности, разнообразии видов деятельности институтов гражданского общества.
Формы взаимодействия общественных организаций с органами исполнительной власти могут быть различными. Это участие в разработке и общественной экспертизе нормативно-правовых актов, программ социально-экономического развития, заключения договоров на выполнение социальных услуг, создание совместных консультативных органов, экспертных советов, комиссий, взаимодействие с субъектами хозяйствования, развитие благотворительности и меценатства. Очень важна интеграция общественных организаций в международную сеть таких институтов.
Даже беглый взгляд на наличие и работу общественных организаций области показывает не только их реальные дела, но и еще больший потенциал.
На Николаевщине сегодня официально легализована деятельность 956 общественных организаций. В их числе 191 организация, содействующие своей деятельностью решению экономических, бытовых проблем своих членов, их профессиональных интересов. Военное, ветеранское направление представляют 39 организаций; молодежное, студенческое, детское — 100; женское — 13; удовлетворение личных увлечений, хобби — 54; благотворительное направление, социальную помощь — 30; поддержку политическим силам обеспечивают 26 организаций; медицинского направления, заботы об инвалидах — 44 организации; экологических — 14; правозащитные — 42; на спорт, спасательное направление нацелены 203 организации; национально-культурные вопросы решают 65 организаций.
В регионе зарегистрировано 20 областных национально-культурных обществ. Их объединяет областной совет национальных товариществ, который за годы многолетнего руководства М.Д. Каймаразовым добился значительных результатов. Национальные товарищества стали центрами изучения языка, истории, культуры, традиций своих народов, активно участвуют в ежегодных фестивалях дружбы, в которых принимают участие и представители других регионов Украины. В области, где проживают представители 133 национальностей, нет проблем в вопросах межнациональных отношений. У нас и в области, и в областном центре отсутствуют факты ограничения прав и свобод по национальному признаку, проявления национальной нетерпимости, обострения ситуации на межэтническом уровне.
На территории области функционируют 33 религиозные конфессии. При этом фактов острого межконфессионального противостояния и конфликтов на религиозной почве, нарушений Закона Украины «Про свободу coвicтi та релігійні організації не зафиксировано.
Активно решают проблемы ветеранов областная (А.И. Момотенко, Герой Украины) и городская (И.Ф. Лютиков, генерал) организации ветеранов войны и труда. Они делают упор на поддержание здоровья ветеранов, в том числе и через госпиталь инвалидов войны, а также решение социально-бытовых вопросов ветеранов. Наши достойные ветераны занимаются патриотическим воспитанием молодежи.
Задачи военно-патриотического воспитания молодежи подхватили и успешно продолжают областной союз воинов-интернационалистов й запаса, который длительное время возглавлял А.Н. Демьяненко, а ныне председатель — А.Н. Токарев, заместитель — А.А. Завражин, а также Николаевский городской совет воинов-интернационалистов (председатель С.Н. Паливода).
Основными направлениями «афганского» движения являются моральная поддержка и материальная помощь семьям погибших в Афганистане и малообеспеченным, оздоровление участников боевых действий, участие в общественной, политической и культурной жизни региона.
Усилиями членов союза и местных организаций установлены ряд памятных знаков, в г. Николаеве создана Аллея Славы, оборудован музей, который активно посещают школьники. Советом издаются книги, задумана и воплощается выставка-марафон «Афганистан глазами очевидцев». Статус Всеукраинского приобрел областной фестиваль военно-патриотической песни «Афганистан звучит в душе моей».
Не уступает «афганцам» по активности и областная общественная организация всеукраинской общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль. Украина», которую возглавляет человек с активной жизненной позицией Р.Х. Симонян.
Высоким авторитетом в Украине пользуются областные организации женщин.
Областная организация Союза женщин Украины работает в области уже 15 лет и объединяет около 5 тысяч женщин (председатель Т.И. Бугаенко). Объединив вокруг себя женщин самых разных деловых качеств, политических убеждений, организация решает множество социальных, правовых проблем, касающихся женщин области.
При содействии и личной поддержке депутата областного совета, начальника областного управления по делам семьи и молодежи Н.В. Жука, ректоров вузов набирают силы молодежные и студенческие организации.
Среди многочисленных благотворительных организаций особым уважением пользуется фонд социальной помощи малообеспеченным, которым в течение многих лет бессменно руководила Валентина Васильевна Петрушкова, недавно, к сожалению, ушедшая из жизни, но оставившая добрую память о себе в сердцах многих николаевцев.
Значительные наработки имеют культурные, творческие, научные, спортивные общественные организации, оказывая при этом просветительское влияние на областную громаду, об этом конкретно говорят имена известных далеко за пределами региона, Украины выдающихся спортсменов, тренеров, деятелей искусства, науки.
Статистические данные говорят, что в Украине всего 16% населения вовлечены в различные общественные организации, в то время как в странах со «старой» демократией этот процент составляет до 70%.
В недавних акциях, связанных с принятием нового Налогового кодекса, проявили свою активную гражданскую позицию объединения предпринимателей. К их чести, они отвергли попытки так называемых оппозиционных политических сил возглавить это движение, действовали самостоятельно и вполне квалифицированно.
Наиболее массовыми, влиятельными среди общественных организаций являются профсоюзные организации, которых в области зарегистрировано 3500, в том числе областных — 28. Только Николаевский областной совет профсоюзов объединяет 2508 первичных организаций, включающих почти 206 тысяч членов.
Профсоюзные организации все энергичнее отстаивают социальные права трудящихся. Их особое внимание сегодня сосредоточено на отношениях между собственниками и работниками, проблемах с выплатой заработной платы, а особенно — на обсуждении нового Трудового кодекса Украины.
Активно начала работать общественная организация «Совет старейшин», председатель И.Т. Грицай и заместитель Н.Л. Макарова — известные люди области.
Уверена, что уже этот краткий обзор показывает силу и возможности институтов гражданского общества региона. Им действительно многое по плечу в повседневной жизни, влиянии на властные структуры через тесное сотрудничество в вопросах реформирования нашего государства.
Конечно, многое здесь зависит и от руководителей исполнительной и представительской власти на местах, поддержки со стороны средств массовой информации. В результате этого взаимодействия с обладминистрацией, николаевским депутатским корпусом, городским головой и горисполкомом все больше, хотя пока и без особой массовости и результативности, проводятся общественные слушания на различные темы жизнедеятельности местной громады, депутатские «круглые столы», встречи депутатов с избирателями. Городские власти уделяют должное внимание общественному самоуправлению. Мнение граждан все чаще находит реальное воплощение в нормативных актах, в принятии решений на местном уровне. Активная организация комитетов самоуправления — тому подтверждение.
Однако в целом влияние общественных организаций на социально-экономическую и политическую составляющие, за исключением избирательного процесса — голосования, еще довольно слабое. За последние годы в области, городах или районах не проведен ни один референдум, хотя назревших вопросов для этого предостаточно. Ведь даже в такой благополучной стране, как Швейцария, референдумы, в том числе местные, проводятся с завидной регулярностью. Не всегда реальных результатов достигают митинги, пикеты, недостаточно активно и часто узким кругом обсуждаются вопросы предстоящих в стране реформ.
И все же, учитывая опыт, накопленный общественными организациями области, образование на основе упомянутого выше Постановления Кабинета Министров Украины от 3 ноября 2010 года № 966 при облгосадминистрации общественного совета, председателем которого избрана Г.М. Тазарачева, известная в области своей активной общественной деятельностью, есть уверенность, что общественные организации региона станут действенными генераторами и реализаторами идей обустройства гражданского общества, реформирования государства. Их деятельность будет направлена на то, чтобы помочь власти сделать жизнь наших людей лучше.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |