Когда нам или нашим родным становится плохо, мы, не задумываясь, набираем «103». И жутко нервничаем, если «скорая помощь» долго не едет. «Почему «скорая помощь» не всегда бывает скорой?» — спросила «Вечерка» у главного врача Николаевской городской станции скорой медицинской помощи. И услышала ответ не только на свой вопрос, но и, наверно, на незаданные вопросы читателей.
Молодой депутат горсовета от Партии регионов Максим Бекало (ему 32 года), пришедший в городскую станцию скорой медицинской помощи с должности помощника начальника УМВД Украины в Николаевской области по медицинскому обеспечению, за чуть более 100 дней своего руководства добился определенных позитивных сдвигов в работе «скорой помощи». А то, что он задумал, вообще можно назвать маленькой революцией в системе «скорой помощи» в нашем городе.
Хлопотное хозяйство
Проблем у городской станции скорой медицинской помощи действительно много. И они не только общеукраинского характера (низкие заработные платы персонала «скорой помощи» при тяжелой работе), но и сугубо местного. Если с машинами «скорой помощи» в Николаеве дело обстоит более-менее нормально (хотя из необходимых 44 машин в наличии имеются только 31, но за счет городского бюджета парк был обновлен), то с другим «железом» не все так хорошо. К примеру, не хватает специального оборудования: бригад «скорой помощи» — 31, а электрокардиографов только 11, это же касается и дефибрилляторов (в наличии только 11). Всего же не хватает 13 видов различного оборудования, на которое необходимы немалые (в пределах 1,5 млн. грн.) средства, что при скудности местного бюджета становится делом достаточно далекой перспективы.
Однако «железо» само по себе работать не сможет — без людей оно бессильно помочь николаевцам в трудную минуту. Если штат водителей, санитарок и фельдшеров укомплектован на 100%, то вот врачей — только на 60%, при этом их средний возраст — 50 лет.
- За последних 8 лет на станцию «скорой помощи» не пришел работать ни один молодой врач. И дело не только в невысокой зарплате — работа тяжелая. Мало того, что надо быть в форме в течение суток (не засыпать, быть внимательным к людям, которые нуждаются в медицинской помощи) — выезжая на вызов, врач не знает, в какую ситуацию он может попасть. Очень часто врачам «скорой помощи» приходится приезжать в неблагополучные семьи, где на них могут и собаку спустить, и с кулаками броситься. Но мы активно начали сотрудничать с областным управлением охраны здоровья, и есть надежда, что в мае этого года мы переломим ситуацию в плане пополнения молодыми врачами, — говорит Максим Сергеевич.
Но самая большая проблема, считает Максим Бекало, — это помещение для подстанции №1, точнее, его отсутствие. Два года назад здание на ул.Большой Морской, в котором находилась подстанция №1 (она обслуживает самый большой район города — Центральный), обвалилось, и с того момента коллектив подстанции ютится на центральной подстанции на ул.Николаевской. Здание центральной подстанции небольшое — здесь располагается и диспетчерская, и администрация ГССМП, и, собственно, коллектив центральной подстанции, который тоже выезжает на вызовы. Но если для 11 бригад «скорой помощи» место находилось, то теперь одновременно в небольшом помещении актового зала центральной подстанции находятся 20 бригад — ждут своих вызовов во время дежурства, отдыхают, едят... В общем, условия для работы далеки от идеала. Также тесно и во дворе центральной подстанции: для 11 машин места хватало, а для 20 его явно недостаточно. Но и это, наверно, не самое главное — важно, что теперь норматив по времени доезда (а он составляет 10 минут) при вызове из Центрального района обеспечить нельзя никаким образом.
Естественно, городская власть искала вариант для решения проблемы и нашла его: получить в городскую коммунальную собственность здание давно неработающего детского сада на ул.Чкалова, 93, который находился на балансе области. Договоренность была достигнута, но полтора года этот вопрос никак не решался. С приходом нового руководителя ГССМП руководство города и области нашли точки соприкосновения и готовы решить эту проблему. 26 марта должна состояться сессия областного совета, которая должна дать свое согласие на передачу детского сада городу. Правда, это совсем не значит, что все сразу станет хорошо: до переселения подстанции №1 ближе к жителям Центрального района в помещениях еще надо провести реконструкцию. Но, как говорит М.Бекало, руководство города, понимая всю серьезность проблемы, пообещало, что необходимые на это 1,5 млн. грн. в городском бюджете найдутся — проблема-то не надуманная.
Порядок можно навести — было бы желание
К сожалению, этим круг проблем ГССМП не ограничивается, но с частью проблем за чуть более 100 дней работы молодой руководитель уже справился.
Наконец-то был наведен порядок с приемом вызовов. Дело в том, что 5 лет назад для станции «скорой помощи» была куплена мини-АТС. Оборудование непростое, в течение этого времени не обслуживалось, поэтому с приемом вызовов был полный хаос, рассказал Максим Бекало. Вызовы принимали все: и диспетчеры, которые обязаны это делать, и диспетчеры, координирующие работу бригад, и старший врач смены. Главный врач ГССМП нашел специалиста по этому оборудованию в Киеве, и 2 марта он завершил отладку мини-АТС. Теперь все работает так, как положено, и каждый диспетчер занимается своим делом.
Кроме этого, был наведен порядок и в системе записи вызовов. Раньше доступ к компьютеру, который записывал все переговоры диспетчера с вызывающим «скорую помощь» абонентом, был у многих, что создавало определенные проблемы. Одна из главных — отсутствие контроля за работой диспетчеров. Сейчас, говорит Максим Бекало, — доступ к записывающему компьютеру есть только у определенного сотрудника, кроме того, каждый день главному врачу переписывают все переговоры диспетчеров с абонентами. Понятно, что прослушать все переговоры главный врач вряд ли сможет (в среднем за сутки в «скорую помощь» поступает около 300 вызовов), но прослушать их выборочно он может всегда.
- А еще я хочу обратиться к николаевцам с такой просьбой. Если вы недовольны работой «скорой помощи», то, пожалуйста, звоните по телефону 21-40-63 (приемная ГССМП). Даже если меня не будет на месте, то секретарь запишет вашу жалобу и обязательно передаст мне. Чем большей информацией я буду владеть, тем быстрее мы наведем порядок и улучшим работу «скорой помощи», — говорит Максим Сергеевич.
Впрочем, главный врач городской станции скорой медицинской помощи хочет получать информацию о работе своей службы не только от горожан, которые обращаются сюда за помощью, но и от своих коллег.
- На совещании в областном управлении охраны здоровья мною была предложена модель ежедневного обмена информацией между лечебными учреждениями области и города и городской станции скорой медицинской помощи об имевшей место дефектуре (где «сплоховали» врачи той или иной больницы, а где — сотрудники «скорой помощи»). Эту систему можно было бы отладить за 4-6 месяцев, и она принесла бы много пользы николаевцам. Потому что бороться с проблемой можно только тогда, когда ты о ней знаешь, — уверен Максим Бекало.
На этом революционные нововведения главного врача ГССМП не заканчиваются.
Так, теперь фельдшеры бригад «скорой помощи» будут проходить в течение месяца-полутора специальные курсы (по педиатрии и неотложным состояниям), а после — сдавать зачеты. Для этой цели Николаевский базовый медицинский колледж разработал и программу курсов, и тестовые задания, которые проверят крепость или выявят прорехи в знаниях фельдшеров. И первый спецкурс (по педиатрии) для первой группы фельдшеров стартует срезу же после мартовских праздников.
Кроме этого, теперь на станции скорой медицинской помощи будет вестись учет людей, которые частят с вызовами «скорой помощи». Данные об этих горожанах будут передаваться в поликлиники по их месту жительства, чтобы участковые врачи разобрались, они ли недорабатывают, или же пациент не прилагает никаких усилий к собственному излечению.
«Скорая помощь» станет по-настоящему скорой
Безусловно, чтобы «скорая помощь» стала по-настоящему скорой, главному врачу ГССМП предстоит еще многое сделать. Надо создать нормальные условия для врачей: завершить ремонт на подстанции №2 в Лесках и реконструировать здание для подстанции №1 по обслуживанию Центрального района. Но главное — сделать работу «скорой помощи» эффективной и оптимальной.
- Да, мы должны оказать грамотную медицинскую помощь, госпитализировать больного в случае необходимости. Но главное — вовремя приехать, — говорит Максим Бекало.
И в этом «скорой помощи» помогут современные технологии. Уже совсем скоро (приблизительно через месяц) на городской станции скорой медицинской помощи заработает специальная компьютерная система. Каждая машина будет снабжена GPS (своеобразным «маячком»), и место ее нахождения будет четко видно на специальной интерактивной карте города. При поступлении вызова диспетчер сможет легко определить, какая из свободных или только освободившихся бригад находится ближе всего к человеку, нуждающемуся в скорой помощи, и передать самой «ближней» бригаде вызов. Это не только сократит время доезда бригады «скорой помощи» до больного, но и даст возможность проконтролировать, сколько времени машина «скорой помощи» потратила на доезд (должно быть не более 10 минут), на определение больного в ту или иную больницу (по нормативам, решение о госпитализации больного в приемном покое больницы должны принять за 15 минут). Помимо несомненной выгоды для горожан, эта система будет выгодна и самой станции «скорой помощи», потому что позволит экономить бензин, что немаловажно в нынешних экономических условиях при растущих ценах на топливо.
И, что еще немаловажно, — внедрение этой системы главный врач ГССМП Максим Бекало не возложит на городской бюджет. По его словам, есть неравнодушные люди, которые уже подарили станции «скорой помощи» 5 GPS и занимаются разработкой программного обеспечения новой системы, а также пообещали приобрести недостающие GPS и необходимое компьютерное оборудование. К слову, подобная система работает в Киеве и доказала свою несомненную эффективность.
Вместо заключения
Новый руководитель городской станции скорой медицинской помощи стремится к тому, чтобы «скорая помощь» стала по-настоящему скорой, работала оптимально и эффективно. И, хочется верить, что все задуманное им будет воплощено в жизнь.
А пока «Вечерка» считает нелишним напомнить своим читателям, в каких случаях и как следует вызывать скорую помощь.
Итак, поводом для вызова «скорой помощи» могут стать потеря сознания, судороги, остановка дыхания, боль в сердце, рвота кровью и все виды кровотечений, острые боли в животе, ранения, переломы, вывихи, ожоги, тяжелые ушибы, травмы головы, поражения током и молнией, тепловые удары, переохлаждения, асфиксии при утоплении или попадании посторонних предметов в дыхательные пути, травмы, полученные в ДТП, авариях на производствах и во время стихийных бедствий, отравления, укусы животных и змей, а также преждевременные роды.
Помните, что вызов «скорой помощи» не стоит доверять ребенку, и что диспетчер имеет право первым прекратить разговор, если звонок не касается оказания помощи пострадавшему. Вызов считается принятым, если диспетчер получил ответы на все вопросы и описание жалоб пациента — в конце разговора диспетчер повторяет адрес вызова, этаж, номер подъезда, код двери. По возможности, встретьте бригаду «скорой помощи» у ворот дома или подъезда, заранее изолируйте домашних животных и помогите транспортировать пациента до автомобиля.
И еще. Как заверил главный врач Николаевской станции скорой медицинской помощи Максим Бекало, «скорую помощь» можно вызвать не только по стационарному, но и по мобильному телефону, набрав «103». Не останутся без «скорой помощи» и глухонемые николаевцы, говорит Максим Сергеевич, — в январе этого года была разработана система для вызова «скорой помощи» людьми со сниженным слухом, так что, как вызвать «скорую помощь», члены УТОГ знают.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |