Заметное событие произошло в истории нашего города: в издательстве Ирины Гудым вышла из печати книга Татьяны Губской «Город мраморных ангелов». Накануне 8 марта состоялась презентация. 360 страниц повествуют об истории старого николаевского некрополя — от первых захоронений начала XIX века вплоть до нашего времени. Упомянуты 800 имен наших предков, приведены их краткие биографические данные, которые читаются с большим интересом.
В книге использованы 462 иллюстрации, больше половины — это фотографии памятников, чудом сохранившихся до наших дней. Чем больше рассматриваешь снимки — тем больше удивляешься: неужели так красивы уголки николаевского некрополя? Два десятка мраморных ангелов, прячущихся в зеленой листве столетних акаций, воссоздают картинки, атмосферу заброшенного парка. Оказывается, старое кладбище уже давно, помимо нашей воли, превратилось в музей под открытым небом...
Работа над рукописью заняла 4 года. Информация собиралась по крупицам. Пересмотрены сотни документов в николаевских архивах, толстенные подшивки старых газет конца XIX — начала XX веков, «перелистаны» десятки сайтов в Интернете и книг по краеведению. Основные же поиски и сбор информации происходили на самом некрополе. Итог этой долгой и кропотливой работы читатели увидят, познакомившись с содержанием книги. Но гораздо интереснее узнать то, что осталось «за кулисами» книжных страниц — механизм поиска. Вместо дежурных речей, звучавших на презентации, предлагаем вам неожиданное интервью с Татьяной Губской.
- Татьяна Николаевна, системное изучение кладбищ, называемое по-научному некрополитистикой, в Россию пришло в начале XX века, однако в СССР за науку не считалось... Интерес к ней оживает только теперь, стало быть, ты у нас на этой стезе пионер.
- К большому сожалению, наш некрополь никто никогда не изучал. Закрытый в 1972 году, он вообще был обречен на гибель, «на расстрел». Со временем могилы планировали сровнять с землей и на костях предков разбить парк. Три десятка лет здесь ничего не охранялось, не сохранялось. Поэтому подавляющее большинство захоронений разрушены и преданы забвению, многие склепы ограблены, памятники украдены, и мы уже никогда не узнаем имен.
Работать было сложно: информацию нередко приходилось добывать примитивным, совершенно «варварским» способом. Либо я нахожу в дореволюционной газете некролог о смерти нашего горожанина, к примеру, участника Первой мировой войны, и стараюсь исходить некрополь вдоль и поперек, чтобы найти его могилу. Либо, наоборот, во время моих частых «путешествий» по кладбищу «натыкаюсь» на неизвестную фамилию и тогда начинаю рыться в адрес-календарях, дореволюционных справочных списках, в Интернете.
- Какие могилы предков, некогда трудившихся во славу Николаева, открылись для истории и потомков за эти 4 года?
- Одно из самых интересных имен — барон Грегор Густавович Майдель. В Интернете нашла его родословную, которая берет начало еще с XIV века... целый список предков. «Наш» Майдель оказался концессионером в сфере создания железных дорог. В архивах Николаевской городской думы хранится документ, в котором он просит разрешения провести электрические провода от железнодорожного вокзала к зданию думы, то есть через весь старый город.
Были также найдены могилы контр-адмирала Ивана Петровича Барковского; участника Первой мировой войны полковника Евгения Николаевича Перепелицына; священника Карпа Малицкого, убитого безбожниками в 1919 году; погребения, где захоронены жена и двое сыновей отца Николая Романовского, ныне канонизированного священномученика...
- Так что выходит: практически все некропольские находки — «случайность»?
- К сожалению, да. Упущено время. Надписи на мраморных плитах вычитываются с трудом, биографии разыскать невозможно, но самое страшное — это таинственные дыры на могильных камнях. Они означают, что нечистоплотные родственники подкладывали «своего покойника» под красивый памятник в чужой склеп и поверх выбитой на камне надписи прикручивали новую табличку с другой фамилией. Я обнаружила не менее двух десятков таких могил. Искать истину тяжело, но даже если мы возвратим из забвения всего несколько утраченных имен — работа проделана не зря.
- Ты не раз говорила о том, что без помощи целой группы замечательных единомышленников не свершились бы многие открытия и многие события, которые помогли родиться книге...
- Это действительно так. Первым в ряду единомышленников стоит Алексей Алексеевич Панна, строитель Свято-Екатериниской церкви. Если бы не его бескорыстный энтузиазм, ко многим памятникам просто невозможно было бы пробиться сквозь заросли сирени, кустов, вишневой поросли. Бывая на некрополе, нередко слышу: где-то жужжит бензопила... значит — Панна работает, высвобождает из кустового плена новые «объекты». С помощью шлифовальной машинки он очистил замшелые надписи на мраморных памятниках XIX века, и теперь можно прочесть имена, фамилии, профессии людей.
Еще один единомышленник — художник Сергей Владимирович Пантелейчук. Всегда готов отправиться на некрополь в поисках новых открытий. Это с ним мы нашли могилу контр-адмирала Данилевского, участника Крымской войны. Без его мужской помощи я не смогла бы вытащить из земли увесистую часть плиты с надписью, поскольку памятник был расколот на три части.
Среди моих замечательных единомышленников — фотохудожник Сергей Гусев. В книге много его необычных фотографий — и зимний некрополь, и весенний, и в закатных лучах, и в сумерках... А какие интересные он сделал снимки мраморных ангелов! Мы с ним на кладбище всегда ходили с фотокамерой и... с пилой. Иначе к некоторым памятникам невозможно было бы подступиться.
- И как же тебе удалось собрать вокруг себя таких ярых, таких упорных, настойчивых однодумцев?
- А я их не собирала, они сами «прилепились». Просто когда «процесс пошел», посбегались люди, которые давно хотели реализовать свои тафофильские наклонности. Ты, между прочим, тоже входишь в их число. Забыла, с кем я вместе могилы Перепелицына и Барковского нашла? А кто мне дружескую руку помощи протянул, когда я в подрытый склеп провалилась?..
Но первоисточником всего, конечно, был Михаил Иванович Кондратьев, который, начиная с 2005 года, ежегодно организует широкомасштабные кампании по очистке некрополя. С каждой весной число энтузиастов-помощников растет, и теперь в «чистых четвергах» принимают участие сотни горожан, в том числе николаевская молодежь...
***
На презентацию книги «Город мраморных ангелов» собралось большое количество николаевцев. Из Одессы прибыл глава Украинского княжеского дома Горчаковых, известный меценат Андрей Анатольевич Горчаков, который принял самое активное участие в издании книги. В качестве меценатов выступили также Николаевский морской порт, благотворительный фонд «Николаев-2000» (руководитель Владимир Пучков), наш земляк Виктор Лисицкий. Без их материальной поддержки издать книгу было бы невозможно.
Большим подвижником явилась также издатель Ирина Гудым, которая приняла активное участие в поиске средств для публикации. Очень жаль, что из-за экономических проблем этих средств не хватило на вкладыши с цветными фотографиями памятников. Среди снимков, посвященных некрополю, есть достаточно уникальные. Мы все надеемся на то, что однажды город найдет деньги на новое издание, где часть фотоиллюстраций все-таки будут цветными.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |