Городской голова Владимир Чайка в своей предвыборной программе задекларировал проведение реформ во взаимоотношениях городской громады и органов местного самоуправления (чиновников) через систему разработки программы «Электронный город» по стандарту ISO 9001:2008.
На данный момент в Украине происходит активное развитие органов местного самоуправления. При этом все большее количество городских администраций констатируют необходимость совершенствования системы городского управления.
Чтобы ответить на вопрос, как улучшить качество и эффективность работы исполнительной власти, долго голову ломать не нужно. Все возможные варианты улучшения давно уже придуманы и воплощаются на практике.
Большинство городов принимают решение об изменении процессов управления посредством использования международной системы управления качеством ISO 9001:2000.
Немного теории
Стандарт ISO — 9001: зачем он нужен?
ISO 9001 — стандарт, устанавливающий требования к системам управления качеством производимых товаров или оказываемых услуг, принятый более чем в 90 странах мира. Типичные требования данного стандарта можно применить к любым предприятиям или организациям независимо от их размера и сферы деятельности.
Главный принцип ISO 9001 состоит в том, что ключевым понятием в бизнес-процессах является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И этим качеством необходимо управлять и контролировать его исполнение. Естественно, что за такой простой сутью скрывается кропотливая работа как по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, так и по созданию условий, при которых это самое качество будет поставлено во главу производственного процесса.
Какое отношение это имеет к нашей городской власти?
В данном случае клиенты — это и жители нашего города, и бизнес-структуры, которые постоянно взаимодействуют с властью и получают от нее услуги в виде необходимых документов, разрешений, поощрений, субсидий и прочего.
А бизнес-процессы — это система внутреннего взаимодействия органов власти и чиновников, направленная на оказание услуг горожанам.
На сегодняшний день ни о каком качестве мы с вами говорить не можем, так как простой житель, который обращается к чиновнику, чаще всего находится в роли просителя, а иногда и виноватого. А чиновник в свою очередь относится к нему как к очередному просителю, которого он может обслужить, а может и отказать, в зависимости от ряда обстоятельств, в большинстве случаев определяемых самим чиновником, а не какими-то установленными законами, порядками и правилами.
Чтобы что-то изменить к лучшему в органах власти, николаевскому горисполкому нужно пройти процесс сертификации ISO 9001:2008.
Еще в 2001-2002 годах мэр и исполком понимали, что без демократизации и открытости город дальше жить не может, и правило открытого окна, которое было разработано для бизнесменов, стало первым шагом в деле защиты от чиновничьего беспредела. Благодаря этому бизнес получил толчок для своего развития, а город — дополнительные рабочие места и деньги в городской бюджет. Однако на сегодняшний день этого недостаточно.
Что нам даст сертификация ISO 9001:2008
- Все процессы во власти станут прозрачными и понятными гражданам.
- Мы выработаем четкие правила и принципы, которыми будет руководствоваться каждый чиновник.
- Контроль над исполнением служебных обязанностей станет доступным не только для руководства города, но и для любого человека, который изъявит желание узнать, что и как делают чиновники в любой промежуток времени.
- Мы выйдем на абсолютно новый уровень взаимоотношений власти с обществом.
- Качество оказываемых горожанам услуг вырастет во много раз.
- Ответственность чиновников перед гражданами будет намного выше.
- Уровень коррупции значительно снизится.
- Наш город станет намного более привлекательным для иностранных инвестиций, международных программ по развитию малых городов, грантодателей и прочих организаций, так как информация о сертификате, выданном николаевскому горисполкому, будет храниться в единой международной базе данных сертификатов ISO.
И это всего лишь часть того, что нас с вами ожидает при реализации тех требований, которые предъявляют стандарты ISO к организации всех процессов, происходящих во власти.
Практика
Как показывает практика других городов Украины, получивших подобные сертификаты (например, Винница, Вознесенск, Бердянск), для того, чтобы провести сертификацию ISO, необходимы четкая позиция и политическая воля мэра.
На сегодняшний день, я надеюсь, у нашего мэра есть и то, и другое, остается только пошагово выполнять следующие действия:
1. Привести в порядок информационную систему в здании горисполкома, а именно:
- разработать для всех сотрудников персональные бейджи с информацией о ФИО, должности, с указанием номера телефона и кабинета;
- установить информационные стенды и указатели, как это сделано, например, в Вознесенске и Виннице.
2. Разработать полный каталог информационных карточек административных услуг, которые на сегодняшний день оказываются горожанам.
3. По каждой услуге разработать схему-алгоритм процесса оказания данной услуги, что в дальнейшем станет руководством к действию для чиновника и основой для контроля гражданином.
4. Открыть «Единый центр административных услуг» по принципу прозрачного офиса в Виннице, где будут собраны чиновники из всех управлений, предоставляющие необходимые услуги из подготовленного ранее каталога административных услуг.
5. Разработать и внедрить систему электронного документооборота, что позволит тотально контролировать любых чиновников и исключить коррупционную составляющую из процессов, выполняемых ими.
Заключение
Теперь на минуту представьте: вы приходите в горисполком в центр административных услуг и обращений граждан, где все стены выполнены из стекла, где все сотрудники ходят с бейджами, приветливо и вежливо разговаривают, стараются вам помочь, услугу оказывают быстро, качественно и бесплатно. Фантастика, не правда ли?
Я надеюсь, что с поддержкой мэра и депутатского корпуса, совместными усилиями и с финансовой поддержкой международных организаций мы сможем добиться таких результатов уже в этом году, потому что первые шаги в этом направлении мы уже делаем. Каждый четверг проводятся заседания рабочей группы по дальнейшей разработке системы «Электронная демократия» и «Электронный город», где вырабатываются четкие планы для реализации данного проекта.
Всю подробную информацию об административных услугах и системе обращения граждан вы можете найти на сайте Владимира Чайки: www.nikgor.mk.ua
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |