ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Домик сказок Ольги Лебедь
12.03.2011 / Газета: Вечерний Николаев / № 27(3041) / Тираж: 7500

На днях пришло приятное сообщение — николаевский художник Ольга Лебедь удостоена звания «Заслуженный художник Украины». Основное направление в творчестве О.В.Лебедь — книжная и станковая графика, живопись. Художник много лет живет и работает в Николаеве. Сотрудничала с государственными издательствами детской литературы «Веселка» в Киеве, «Малыш» в Москве. В ее творческом багаже — иллюстрирование и оформление 17 детских книжек современных украинских поэтов, не считая книжек великих сказочников мира, вышедших и переизданных много раз. Именно Ольге Лебедь принадлежит изобретение первой книжки-игрушки, вышедшей в Украине в издательстве «Веселка» — «Огниво» по Г.К.Андерсену. За издание книжек-игрушек «Кресало» Андерсена, «Кот в сапогах» Ш.Перро из серии «Домик сказок», выполненных на высоком художественном уровне, и за оригинальность конструкции Государственный комитет по печати отметил Ольгу Лебедь дипломами I и II степени. На фестивале искусств в г.Эдмонде (США) графический лист «На конику» из серии «Українські народні пісні про кохання» николаевской художницы также был отмечен дипломом. Ольга Лебедь — участник многих областных, всеукраинских, международных выставок. Любимый писатель — Ганс Кристиан Андерсен. Однажды группу художников поощрили творческими поездками по Европе, страну выбирали сами. Ольга Лебедь выбрала Данию. А дому-музею знаменитого сказочника подарила свою первую книжку-игрушку «Огниво», которую сама придумала и иллюстрировала.

«Жила-была птица»

Осенью прошлого года на персональной выставке творчества О.В.Лебедь в художественном музее Е.Кибрика в Вознесенске школьники выстроились в ряд за автографом к художнице. Вместо подписи Ольга Лебедь быстрым росчерком пера всем рисовала лебедя, что еще больше потрясло мальчиков и девочек — так быстро и так похоже. Лебедь — птица нежная, вольная, красивая и гордая. Ольге досталась по наследству от родителей такая фамилия, а птица, как символ, всегда укрывала ее своим крылом, защищала от всяких бед. Впрочем, жизнь — непредсказуемая штука. Она порой преподносит такие сюрпризы, которые нельзя предвидеть и предугадать.

В детстве Оля, сколько себя помнит, рисовала. И не просто так, а читая свои любимые детские книжки, сказки, которые всегда пробуждали воображение, герои казались реальными и живыми, их хотелось рисовать. Больше всего в детстве любила сказки Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро. Хорошая детская литература, народные и сказки любимых писателей были неотъемлемой частью Олиной жизни. Яркие персонажи сами приходили к ней и ложились за карандашом на школьные тетрадки, листы альбомов. Все это завораживало и поглощало полностью. То, что она посвятит свою жизнь книжной графике, Ольга Лебедь окончательно определилась в Днепропетровском художественном училище. Однажды целая серия ее работ — иллюстраций к повестям Тараса Шевченко «Варнак», «Музыкант» экспонировалась на студенческой выставке, посвященной юбилею выдающегося украинского писателя и художника, где вызвала большой интерес и получила высокую оценку.

Ольга Лебедь родилась на Дальнем Востоке, в поселке Посьет Приморского края, Хасанского района в семье военнослужащего. Все самое лучшее Оля получила от родителей. Мама была творческим человеком, играла в самодеятельном театре, всегда была лучшим другом и советчиком во всех делах. В доме было много книг, Оля с упоением их читала (особенно ей нравились детские книжки с иллюстрациями) и рисовала. Позже семья переехала в Украину, в город Новоград-Волынский. Потом — в Никополь. Однажды отца отправили в Ленинград на годичные офицерские курсы. Папа присылал своим дочерям книжки, и особенно любимыми стали «Лесные были и небылицы» Виталия Бианки с иллюстрациями Е.Чарушина и В.Курдова (эта книжка до сих пор стоит у Ольги на полке). «Жила-была птица. Спросите, какая?»... Нежная, добрая, трудолюбивая, она сохранила и пронесла через всю жизнь искреннее, какое-то детское восприятие мира, несмотря на многие взрослые проблемы. И птицы, и звери, и травинки, и деревья, и бабочки на ее рисунках всегда были живыми, веселыми, добрыми друзьями художницы. Ее сказочные герои — по-детски искренние, обаятельные, жизнерадостные. А это, согласитесь, большой талант. Радостный мячик, добрый одуванчик, веселые птички, счастливая речка. Вот потому, когда Ольга после художественного училища принесла свои рисунки в издательство «Веселка», ее сразу пригласили сотрудничать. Это не было случайностью. Скорее — закономерностью. Наброски-иллюстрации к детским книжкам молодой художницы оказались настолько созвучными детству, что стали для издательства просто находкой. Издавать книжки для детей — писать и иллюстрировать их картинками — это трудная задача, намного труднее, чем для взрослых. Для Ольги Лебедь детские книжки удивительно гармонировали с ее внутренним миром, а потому стали любимым и единственным занятием на всю жизнь. Вот такая «жила-была птица» — необыкновенная.

Куда ведут «Лапти-скороходы»?

Как-то папа, когда был на офицерских курсах, снял квартиру в Ленинграде, и семья целый месяц жила у него. Все походы по музеям, картинным галереям, историческим местам — запомнились и впитались в память, как сладкий мед, потому что приносили огромное наслаждение. Однажды Оля случайно нашла кусочек пластилина в одном из ленинградских дворов-колодцев (может, кто-то из детей уронил), а затем мама купила ей целую коробку красивых разноцветных мягких кубиков, из которых все время что-то лепила. Особенно в поезде, когда они с мамой возвращались из северной столицы домой. А когда фантазия иссякла, мама посоветовала: «Вылепи соседей по купе». Напротив сидел дядя — добродушный, очень полный, в шляпе, полосатой пижаме, сам круглый, да еще и в круглых очках, очень напоминающий какого-то сказочного персонажа. Одним словом, «Дядя-шарик». Оля со всей своей детской непосредственностью взялась за дело и вылепила дядю из одних шариков — похожего как две капли воды на соседа по купе. Маме даже стало неловко, но дядя совсем не обиделся и похвалил Олю — уловила главное. Лепить из пластилина, рисовать окружающий мир и особенно мир книжек — все это вошло в Олину жизнь незаметно и стало потом ее профессией. Других вариантов не было.

Каждому свыше даны способности. А развивать их, использовать по назначению — это дело личное. Сначала Ольга ходила в кружок изобразительного искусства при Дворце пионеров, окончила школу, поступила в Днепропетровское художественное училище, на живописно-педагогический факультет. Уже там она определилась, по окончании училища у нее была целая пухлая папка с набросками, рисунками, иллюстрациями к любимым книжкам. Однажды Ольга с подругой (подруга — для моральной поддержки) пошли в издательство детской книги «Веселка», чтобы показать рисунки. Оля была робкой и застенчивой, а потому отправила в издательство подругу. И тут случилось неожиданное: в художественной редакции рисунки приняли и попросили немедленно зайти самого автора. Так Оля, стесняясь, предстала перед работниками издательства, и сразу же была принята, получила первый заказ на иллюстрирование первой самостоятельной детской книжки. Начала сотрудничать постоянно. Затем поступила в Киевский государственный художественный институт (сейчас — Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) на графический факультет. Прошла хорошую школу в мастерской книжной графики под руководством профессоров В.И.Касияна и В.Я.Чебаника. В 1974 году окончила его.

- В жизни мне всегда попадались хорошие люди, — говорит Ольга Викторовна. — Которые мне помогали, поддерживали — совершенно бескорыстно. С большой теплотой вспоминаю, например, заведующую художественной редакцией издательства «Веселка» Софью Аркадьевну Ипатьеву. Кто я была для нее, когда впервые переступила порог издательства? Просто девочкой с улицы. Помню, я зашла, ужасно стесняясь, неуверенная в себе, а она смотрит на меня и смеется: «Зачем же ты подружку прислала, если у тебя такие замечательные рисунки?». А потом мне сразу дала на пробу первую книжечку. Грамоту оформления книг я к тому времени еще не совсем освоила, а желание сделать что-то существенное своими руками было огромное. Очень хорошо помню свою первую книжечку — удмурдская народная сказка «Лапти-скороходы» из серии «Скринька казок». Может быть, сейчас она кажется мне не такой совершенной, но это была первая серьезная практика иллюстрирования. В общем, «Лапти-скороходы» привели меня в самостоятельную жизнь, принесли мне творческую удачу, общение с интересными людьми, приобщение к высокой культуре книги. То, что в детстве меня очаровывало в детских книжках, теперь я делала своими руками. Издание книг — это вообще очень трудоемкий процесс, иногда на выпуск одной книжечки уходило (в советские времена) несколько лет. Но они того стоили. Я до сих пор очень благодарна издательству «Веселка», коллективу, людям, которые там работали, что приняли меня с дорогой душой и посвятили в святая святых — издание детских книг.

Книжки — не игрушки, а образ жизни

Далее была работа над иллюстрациями к книжкам современных украинских поэтов — Лидии Компаниец, Марии Пригары, Олексы Ющенко, Иванны Блажкевич, Валентина Чемериса, Виктора Кочевского, Андрея Неменко, Дмитрия Куровского и др. Общение с поэтами было приятным и интересным, удовольствие от результатов совместной работы — огромное. А больше всего Ольга Лебедь любила рисовать сказки всемирно известных сказочников — Ганса Кристиана Андерсена, Шарля Перро, Вильгельма Гауфа, братьев Гримм. Книжки из этой серии с рисунками художника Ольги Лебедь переиздавались несколько раз большими тиражами (от 100 до 300 тысяч экземпляров), а самое главное, стали любимыми книжками детворы.

Учась в художественном институте, Ольга Лебедь продолжала сотрудничать с книжными издательствами. А потом появилась идея: в качестве своей дипломной работы сделать книжку-игрушку. До этого в Украине никто таких еще не издавал, образцами были замечательные книжки чехословацкого художника Кубашты. Над этим проектом Ольга работала несколько лет. Конечно же, хотелось, чтобы в основе была хорошая литература. Был задуман целый «Домик сказок», куда бы вошли сказки Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм. А первая из этого «Домика» — бравая, веселая сказка «Огниво» (в специальном футляре) Ганса Кристиана Андерсена, с которой Ольга Лебедь «на отлично» защитила свой диплом в художественном институте. Разумеется, замечательный проект требовал выхода в свет, ведь в качестве дипломной работы книжка-игрушка была лишь в одном экземпляре. И Ольга отправилась в Москву, получив рекомендательное письмо к Евгению Адольфовичу Кибрику от друга его юности. Увы, по своей нерешительности Оля Лебедь так и не посмела обратиться к Кибрику — великому художнику-графику, к которому относилась, да и сейчас относится, с большим почтением. А письмо позже передала внучке Е.Кибрика, которая приезжала в художественный музей им.Верещагина на открытие своей выставки. Ситуация с книжкой разрешилась сама собой. Ольга вернулась в Киев, в свою любимую «Веселку». Главному художнику издательства, известному украинскому художнику В.В.Полтавцу и директору понравилась идея «Домика сказок». Тем более что в издательстве как раз создавалась новая художественная редакция по книжкам-игрушкам и игровым изданиям. Так книжка-игрушка «Огниво» Г.К.Андерсена с художественным оформлением Ольги Лебедь вышла в свет и была одним из первых таких изданий в Украине. Затем в «Домике сказок» вышли «Кот в сапогах» Ш.Перро, «Оловянный солдатик» Андерсена. Сотрудничество с «Веселкой» продолжалось многие годы. Ольга Лебедь переехала в г.Николаев, где живет ее старшая сестра.

Сотрудничество Ольги Лебедь с издательствами детской литературы длилось с 1965 по 1991 годы — 26 лет. Это были лучшие издательства в Советском Союзе. Над детскими книжками работали настоящие мастера — писатели, художники, издатели. Ольга Лебедь ориентировалась на высокое искусство, вошла в эту плеяду лучших мастеров детского мира книжек. И этому подтверждение — сами книжки, рисунки, иллюстрации художницы и популярность изданий, которые и сейчас занимают почетное место на полках в мастерской Ольги Викторовны. Последней книжкой было оформление сказки Сергея Михалкова «Жил-был король» по заказу издательства «Малыш» в Москве. К сожалению, уже готовые рисунки к сказке так и не увидели свет, так как наступил 1991-й год. А вместе с ним — начался закат государственного книгоиздания.

В художественной мастерской Ольги Лебедь на полках — детские книжки, на стенах — картины с изображением любимых сказочных героев, пейзажи, натюрморты. Художник — это состояние. Вот целая серия работ — дождь в Николаеве. Веселое лето. Дерево в разных настроениях — с мощным стволом, роскошными кронами. Каждое движение души воплощается в творчестве. И хоть жаль, что детские книги с ее иллюстрациями больше не выходят в свет, Ольга Викторовна не изменяет своему жанру книжной графики. Она построила свой домик сказок и в нем живет. По-прежнему рисует героев любимых книг, занимается живописью, одно время преподавала живопись и рисунок в Николаевском филиале Киевского университета культуры и искусств. В Николаеве состоялось несколько персональных выставок художницы. Кстати, в августе этого года готовится очередная персональная выставка Ольги Лебедь — заслуженного художника Украины. Вполне заслуженного.

Автор: Екатерина Наточа.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту