Споры о целесообразности размещения уникального энергетического комплекса в составе АЭС, ГЭС и ГАЭС на Николаевщине велись не год и не два. Со временем их острота сгладилась — за почти тридцатилетний срок существования обособленное подразделение Национальной атомной энергогенерирующей компании «Эне ргоатом» «Южно-Украинская АЭС», объединяющее эти три составляющие, не только доказало надежность и безопасность своих ядерных реакторов и гидроагрегатов, но и заняло достойное место в ряду крупных промышленных предприятий области.
К разговору о результатах деятельности энергокомплекса в прошлом году и его вкладе в развитие региона мы пригласили заместителя генерального директора по экономике и финансам ОП ЮУ АЭС Вадима Ежова.
- Начнем с главной задачи предприятия — выработки электрической энергии. Благодаря энергетическому комплексу на Южном Буге, и в первую очередь, атомной станции, Николаевская область превратилась из некогда энергодефицитной в энергоэкспортирующую. Несколько слов о роли обособленного подразделения «Южно-Украинская АЭС» в энергообеспечении региона и страны в целом.
- Ежегодно мы вырабатываем примерно четверть от атомной и 10% от общеукраинской генерации. Производимой нашим предприятием электрической энергии достаточно для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности Николаевской, Одесской, Херсонской областей, частично Кировоградской области и Автономной Республики Крым — региона с населением более 5 млн. человек.
В прошлом году АЭС, ГЭС и ГАЭС в целом отпущено в энергорынок 17 млрд. 59 млн. киловатт-часов электроэнергии (106,5% планового задания) общей стоимостью 2 млрд. 796 млн. гривень.
- Эта сумма рассчитана исходя из тарифа на «атомный» киловатт. Каким он был в прошлом году и насколько сопоставим со стоимостью киловатт-часа других производителей?
- Тариф на отпускаемую отечественными атомными станциями электроэнергию в 2010 году был установлен на уровне 15,83 копейки за киловатт-час. В Украине более низкую стоимость электроэнергии имеют только гидроэлектростанции: в прошлом году средняя цена киловатта, закупаемого энергорынком у ГЭС, составляла 11,31 коп. В то же время тариф для тепловых электростанций всегда был намного выше «атомного» — в 2010-м он достиг 44,8 коп./кВт·ч. И это не потолок. Для ТЭЦ, например, средний тариф прошлого года был без малого 70 коп./кВт·ч. Ещё более высокую цену имеет электроэнергия, произведенная так называемыми альтернативными источниками: в конце прошлого года «зелёные тарифы» для малых ГЭС составляли 84,18 коп./кВт·ч; для ветровых электростанций — 122,7 коп./кВт·ч; для производителей электроэнергии из биомассы — 134,46 коп./кВт·ч; из энергии солнечного излучения — 505,09 коп./кВт·ч.
Для полноты картины назову доли различных генераций в общем объёме производства электроэнергии в Украине: АЭС — 47,4%, ТЭС — 41,5%, ГЭС и ГАЭС — 6,9%; ТЭЦ — 4,2%; альтернативных источников — 0,003%.
Путем несложных математических сравнений легко определить, какое направление энергетики сегодня является сдерживающим фактором в росте цен на киловатт-час. Кстати, главный, а точнее, единственный регулятор тарифов в нашей стране — Национальная комиссия регулирования электроэнергетики. Она определяет по какой цене энергорынку закупать электроэнергию у производителя и сколько должен платить потребитель за использованное электричество. Потребительский тариф НКРЭ формирует на основании тарифов на производство, на передачу электроэнергии местными (локальными) сетями и на её поставку.
К сказанному хочу добавить, что атомная станция — такой же потребитель электроэнергии, как и любое другое промышленное предприятие. И правила ее закупки для нас ничем не отличаются от установленных для любого промышленного объекта. Отпуская свои киловатты в энергорынок по цене меньше 16 копеек, мы покупали их для производственных и хозяйственных нужд в прошлом году как потребитель 2-го класса напряжения без малого по 67 копеек. Нетрудно посчитать, что покупная стоимость электроэнергии для АЭС в 4 раза выше нашего отпускного тарифа.
Тот, кто отслеживает ситуацию на энергорынке, мне возразит: в этом году Национальная комиссия регулирования электроэнергетики «атомный» тариф повысила — с 1 марта он составляет 18,32 коп./кВт·ч. Да, двойное повышение (февраль и март) дало в общей сложности рост отпускной стоимости нашего киловатта на 2,49 копейки. При этом тариф для АЭС как потребителя по состоянию на 1 марта вырос на 10,44 коп./кВт·ч. Так что и сегодняшняя цена электроэнергии, производимой атомными станциями, остается одной из самых низких в Украине. Скажу больше, она одна из самых низких в мире.
Ну, и завершая тему энерготарифов, хочу добавить: в Украине законодательно закреплено, что тариф на электроэнергию для населения, проживающего в 30-километровой зоне атомных электростанций, устанавливается в размере 70% от действующего тарифа для соответствующей группы.
- Думаем, читателям небезынтересно будет узнать и о финансово-экономических результатах деятельности энергокомплекса. И не просто о показателях выработки товарной продукции, хотя они, конечно, очень важны для коллектива и дальнейшего развития предприятия в целом, но все-таки среднестатистического жителя области мало чем затронут. А вот годовую сумму уплаченных налогов, и сколько из них осталось в регионе — думаем, интересно узнать всем. Не зря же успешные американцы говорят: дорога цивилизации вымощена квитанциями о налогоуплате.
- Но начнем все-таки с товарной продукции. В 2010 году ее общий объем составил 2 млрд. 809 млн. грн., годовой план производства товарной продукции выполнен на 106,3%. При этом за год в бюджеты всех уровней уплачено около 100 млн. грн. различных налогов и сборов (если быть точным, то 99,93 млн. грн.). Из них наибольшую сумму составил налог с доходов работников ОП ЮУ АЭС — 74 млн. грн., налог на воду — 17,5 млн. грн., налог на землю — 7,9 млн грн. В соответствии с порядком, установленным Законом о государственном бюджете Украины на 2010 год, сумма уплаченных ОП ЮУ АЭС налогов была распределена Государственным казначейством следующим образом:
- в государственный бюджет поступило 17,6 млн. грн.,
- в областной бюджет — 20,6 млн. грн.,
- в местный (городской) бюджет — 61,7 млн. грн.
Кроме того, дирекция компании «Энергоатом» за все свои обособленные подразделения платит налог за загрязнение окружающей среды и налог на прибыль (за 2010 год по ЮУ АЭС начислено 113,7 млн. грн. и 129,1 млн. грн. соответственно), а также налог на добавленную стоимость, но, повторюсь, эти платежи уже осуществляются на уровне компании.
- Не следует забывать, что кроме налогов регион получает отчисления по программе достройки Ташлыкской ГАЭС. При том, что именно этот остающийся в стадии строительства объект повышает градус накала многолетних споров об общей эффективности энергокомплекса.
- Ровно 10 лет назад, в начале 2001 года, согласовав достройку Ташлыкской гидроаккумулирующей электростанции, сессия Николаевского областного совета утвердила программу социальных задач по оздоровлению инфраструктуры регионов, которые входят в зону влияния гидроаккумулирующей станции. На тот момент впервые в Украине была применена схема одновременного финансирования строительства промышленного объекта и реализации социально-экологических мероприятий в зоне его расположения. За 10 лет, благодаря сооружению Ташлыкской ГАЭС, на развитие региона направлено около 157 млн. грн. 134 млн. грн. в течение десятилетия получили 6 районов и 3 города Николаевщины, включенные в зону распространения социальной программы достройки ТГАЕС (89 населенных пунктов, где проживает 79 тыс. человек). Распорядителем этих средств является управление капитального строительства Николаевской областной госадминистрации. 23 млн. грн. направлено на развитие Южноукраинска — города-спутника ЮУ АЭС. Распределением и освоением средств для города атомщиков занимается управление капитального строительства ОП ЮУ АЭС.
По данным управления капитального строительства Николаевской областной государственной администрации, по состоянию на 1 января 2011 г. из 121 объекта социальной программы полностью введены в строй и переданы на баланс эксплуатирующим организациям 74 общей стоимостью 74,9 млн. грн. Благодаря сооружению Ташлыкской ГАЭС города и села Николаевщины обеспечиваются питьевой водой, прокладываются новые и реконструируются действующие инженерные коммуникации, строятся автодороги, школы и газопроводы, улучшается медицинское и социально-бытовое обслуживание. Отдельно финансируются работы по сохранению окружающей природной среды.
Если мы подводим итоги прошлого года, то стоит сказать, что в 2010-м на решение проблем региона направлено свыше 22 млн. грн.
- Ну, и год как работает закон о социально-экономической компенсации риска населению, проживающему в зоне наблюдения атомных станций...
- Да. В мае прошлого года Кабинет Министров Украины утвердил порядок взыскания сбора на социально-экономическую компенсацию риска населению, которое проживает на территории зон наблюдения АЭС. Плательщиком сбора является оператор ядерных установок — в нашем случае компания «Энергоатом», которая отчисляет на данные цели 1% от стоимости реализованной электроэнергии. Средства от сбора направляются в специальный фонд государственного бюджета, откуда в виде субвенций поступают в областные, районные и городские бюджеты. В соответствии с законом, социально-экономическая компенсация распределяется в следующем процентном соотношении: областные бюджеты — 30%; бюджеты районов и городов областного подчинения, кроме городов-спутников АЭС (для Южно-Украинской АЭС — Первомайский, Арбузинский, Вознесенский, Доманевский, Братский районы и г. Вознесенск) — 55%; бюджеты городов-спутников атомных станций — 15%.
По данным дирекции компании, в прошлом году в спецфонд госбюджета «Энергоатомом» в общей сложности перечислено почти 76 млн. грн. В 2011-м на эти цели планируется направить около 150 млн. грн.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |