ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
ДОРОГА В ИСКУССТВО
12.03.2011 / Газета: Южная правда / № 27(22762) / Тираж: 24600

В мае 2011 года Николаевский филиал Национального университета культуры и искусств будет отмечать 40 лет своей деятельности. Одним из воспитанников первого выпуска вуза (1975 г.) был Н. С. Берсон, нынешний директор и художественный руководитель Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии, обладатель высших званий в сфере национальной культуры: народный артист Украины, заслуженный деятель искусств Украины, заслуженный работник культуры Украины, кавалер ордена «За заслуги» II и III степени. Но прежде, чем задать ему вопросы, совершим небольшой экскурс в историю культуры нашего причерноморского края.

Театральная биография края представлена целым родом известнейших украинских актеров, режиссеров, деятелей культуры, создателей национального профессионального театра — родом Тобилевичей. Один из них Афанасий Карпович Саксаганский (сценическое имя), брат И. К. Карпенко-Карого, Н. К. Садовского и М. К. Садовской-Барилотти, родился в селе Каменно-Костоватое Херсонской губернии, ныне оно относится к Братскому району Николаевской области. А. К. Саксаганский и начинал в местных любительских спектаклях. В 1883 году он принял предложение С. Старицкого и вступил в его театральную труппу, которая гастролировала в Николаеве. Пятнадцать николаевских сезонов и стали для него прекрасными университетами театрального искусства, ибо выступал он на всех сценических площадках местных театров Монте, Миллера, Шеффера и участвовал в так называемых «народных сценах» репертуарных спектаклей. Это были ныне классические «Наталка Полтавка», «Сватання на Гончарівці, «Дай серцю волю — заведе у неволю», «Глитай», «Доки сонце зійде — роса очі виїсть», «Шельменко-денщик» и др. В 1897 году в Москве, выступая на первом Всероссийском съезде театральных деятелей, Саксаганский имел все основания заявить своим коллегам по профессии: «Малорусский театр на юге пустил глубокие корни, он имеет свою публику, масса любит его».

Революции и войны ХХ века — это уже драматические страницы нашей истории. Они принесли много лишений, но, к счастью, не смогли нарушить традицию культуры, театрального искусства. В наполовину разрушенные, плохо приспособленные и отапливаемые помещения, областную филармонию вернулась жизнь, здесь начали изготавливать реквизит, костюмы, декорации, новые труппы артистов вновь стали приглашать николаевцев. В 1927 году в городе был основан театр юного зрителя, именно с этой даты ведет свою историю Николаевский академический украинский театр драмы и музыкальной комедии.

- Николай Семенович, как происходило его дальнейшее развитие?

- На афишах театра 30-х годов вместе с произведениями, адресованными юному зрителю, все чаще появлялись спектакли для взрослых, причем и на украинском языке. А потом — война, эвакуация. Лето 1944 года артисты встретили уже на родной земле, в Николаеве. Тогда широко известное симоновское «Жди меня» звучало со сцены как молитва и манифест. Послевоенный период развития театра связан с именем Бориса Оселедчика, главного режиссера. Он возглавлял театр более двадцати лет. Его спектакли «Земля» О. Кобылянской, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Владимирская горка» Д. Шевцова, «Сон князя Святослава» И. Франко стали ценным наследием творческого коллектива. В 1949 году украинский театр получил всеобщее признание, стал неоднократным победителем республиканских и всесоюзных театральных смотров. В репертуаре тех лет значатся «Как закалялась сталь», «Нащадок гетьмана», «Безталанна», «Тарас Бульба», «Вій». В пятидесятые годы театр пережил волну ликвидаций и реорганизаций, был и передвижным украинским, но всегда оставался музыкально-драматическим.

Новое время, конец 60 — 70-х годов, принесло на сцену новую театральную эстетику и новых героев. В 1967 году главным режиссером стал А. Литко, он привел талантливую актерскую молодежь. В декабре 1980-го театр получил современное название и статус.

- В таком беглом обзоре отсутствует еще нечто такое, что наш талантливый поэт и журналист Дмитрий Креминь называл «великой драмой театра» — десятилетний срок его борьбы за выживание, десятилетний долгострой ремонтных работ. Этот период уже связан с вашей деятельностью.

- Да, в апреле нынешнего года исполняется 25 лет моей работы в качестве директора и художественного руководителя Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии. Искренне горжусь его успехами, его академическим званием, моими коллегами, членами художественного совета — главным режиссером, заслуженным деятелем искусств Украины О. Игнатьевым; главным балетмейстером театра, заслуженным артистом Украины А. Леоненко, главным дирижером, заслуженным артистом Украины В. Уресом. Горжусь внешним и внутренним видом театра, его содержательным репертуаром и, конечно, своим талантливым коллективом. Сегодня мы способны удовлетворить разнообразнейшие эстетические запросы публики: ставим драмы, музыкальные комедии, оперетту, оперу, балет, мюзиклы, предлагаем николаевцам не мене 25 спектаклей в театральный сезон.

Еще сравнительно недавно каждый второй зритель, покупая билет, спрашивал, на каком языке идет спектакль. Сегодня такого не услышишь. 80 процентов спектаклей идет на украинском языке, в репертуаре присутствует и русская классика: Островский, Чехов, «Маленькие трагедии» Пушкина. С большим удовлетворением наблюдаю за николаевской публикой. Это уже другой, более подготовленный зритель, которому доступен и трагический шекспировский пафос. Послушали бы вы напряженное молчание зала, когда Макбет, предавая друзей, заявляет: «Я смею все, что смеет человек». Это впечатления премьерного спектакля «Макбет» по одноименной пьесе В. Шекспира.

- На примере репертуара украинского театра хорошо видно, что в создании спектаклей сегодня участвуют режиссеры, постановщики, хореографы, театральные художники из Одессы, Херсона, Симферополя, Киева, Днепропетровска. Как расценивать эту тенденцию и не затрагивает ли она профессиональное достоинство ваших специалистов?

- Такая театральная практика получила широкое распространение, и о ней говорили директора украинских театров, драматурги, критики на конференции в рамках фестиваля академических театров «Мельпомена 2009», в котором мы участвовали. Деятели культуры видят в творческом сотрудничестве положительную тенденцию, ибо такой опыт позволяет обмениваться лучшими достижениями театрального искусства. Сотрудничество мастеров сцены — неиссякаемый ресурс новаторства, движения театрального творчества. Оно особенно ценно в условиях еще существующих проблем с организацией гастрольной деятельности. Думаю, я ответил и на ваш вопрос, касающийся профессиональных достоинств наших художественных руководителей. Тем более, что они сами активно участвуют в таком творческом обмене.

- Давайте еще раз вернемся к вечной проблеме служителя Мельпомены: театр и зритель. Каким образом коллективу удается оставаться интересным для публики?

- Это, действительно, важный вопрос и он актуален для любого театра. В нашем случае дополнительная сложность заключается и в том, что в относительно небольшом, преимущественно русскоязычном городе функционируют три театра, существует и филармония. Областной, репертуарный, бюджетный театр обязан налогоплательщикам, мы не можем быть иждивенцами, наш спонсор — наш зритель. Следовательно — ответственность и еще раз ответственность без всяких оправданий на уровень эстетических запросов публики.

Существует целый комплекс форм работы со зрителем, которые помогают постоянно поддерживать с ним связь. Мы создали попечительский совет театра, организуем театральные праздники, бенефисы, концертные выступления. Открыли малую сцену, детскую студию «Пани Кулиса». Главное для любого театрального коллектива — точное ощущение времени, быть на «уровне века». Очень важна проблема кадров: в труппе должны быть мастера, но нужна и талантливая молодежь. Кстати, мы охотно принимаем выпускников Киевского национального университета культуры и искусств, его николаевского филиала. Они умеют трудиться. Сегодня в театре работает 20 бывших воспитанников кафедр хорового искусства, хореографии, музыкантов. Среди них заслуженные артисты Украины Ирина Бубенко, Андрей Дерик.

В среднем театры республики за сезон представляют 3 — 4 новых спектакля, в Николаевском украинском премьер в три раза больше. И дело, разумеется, не в количестве, а в их высоком художественном уровне. Ни одного серого, проходного спектакля, ни одного скучного — под таким девизом мы напряженно работаем целый год. Реальностью стала ситуация: за месяц до премьеры в кассе билеты раскуплены. Последнее десятилетие средняя заполняемость зала — 98 процентов. Счастливы, что публика благодарно принимает наш труд, за сезон украинский театр посещает до 90 тысяч николаевцев и гостей города.

- А теперь скажите, пожалуйста, несколько слов о себе. Где вы родились, кто ваши родители? Каким был ваш путь в искусство?

- Я родился в Николаеве в семье с весьма скромным достатком, нас было четверо у родителей. Отец всю жизнь считал дебит с кредитом, готовил годовые отчеты на фабрике, он был экономистом, но при этом преданнейшим любителем театра. Уже в студенческую пору узнал, что в 30-е годы в Херсоне он руководил «Синей блузой», существовала такая форма самодеятельного агитационного театра. Мама активно поддерживала мои творческие фантазии, подкладывала книги для чтения. А в средней школе № 13 встретился с замечательной учительницей литературы — Фаиной Натановной Марьянчик. И она поощряла мой энтузиазм, хвалила домашние сочинения, где жили Тычина и Рыльский, Пушкин и Гоголь, Павка Корчагин и Захар Беркут. Это было время первых КВН, литературных вечеров. А потом, как водится в корабельном Николаеве, подал заявление в НКИ, но неожиданно для себя забрал его и вступительные экзамены пошел сдавать в филиал института культуры. По городу распространилась информация, что создается новый вуз.

Это было настоящее испытание, причем без специальной подготовки. Вступительный экзамен сдавали выпускники музыкальных школ, училищ культуры из Херсона, Киева, Харькова, Крыма, конкурс подскочил до 11 человек на место. Я понимал безнадежность, авантюрность своей затеи. В третьем туре предстоял творческий экзамен по режиссуре. Нужно было выстроить сценарный план, определена тема — «Память». Живо представил своих персонажей, это были освободители Николаева, сошедшие с пьедестала памятника, герои-ольшанцы: украинцы, русские, узбеки. Они вели диалог со временем, со мной. Помню, на весь первый курс «отлично» заслужили два абитуриента, вторая пятерка была моя. Так заработал свой студенческий билет, у него был номер 39.

И в вузе обнаружились талантливые педагоги. Режиссуру, актерское мастерство у нас вел актер Николаевского украинского театра Алексей Николаевич Подгорный, введение в специальность — Дмитрий Андреевич Ганчо. Ничего не забылось из их семинаров. Помните, как раньше говорили молодому специалисту, пришедшему на работу: «Забудь все, чему тебя учили в вузе». Так вот, все, чему учили, — все оказалось нужным и тогда, когда был завклубом в селе Щербани Вознесенского района и заместителем председателя колхоза, и сейчас, когда ежедневно переступаю порог театра.

Это были счастливые годы. Кажется, студентам, будущим организаторам клубной работы, режиссерам в вузе позволяли все. Мы играли в учебном театре, посещали хор, делали пародии на преподавателей, устраивали театральные капустники, тематические вечера. При этом сами строили, ремонтировали учебные аудитории, белили стены. А наш незабываемый «помидорный семестр»! В сентябре формировалась агитбригада института (я неизменный руководитель), мы выезжали в область, давали концерты в клубах, красных уголках, на колхозном току. Три года незабываемых гастролей! Там же в селе однажды познакомился с председателем колхоза им. Кирова, Героем Социалистического Труда Н. Н. Рябошапкой. Он сразу заявил: «Иди ко мне на работу». После моего упорного молчания сменил тон и обратился совершенно иначе:

- Сынок, кто же будет учить крестьян культуре, неужели хлеборобы, их дети недостойны тех ценностей, которые ты провозглашаешь со сцены? Приходи, у тебя все будет, увидишь и Москву, и заграницу.

Примерно такой был разговор. И я сдался. Были четырнадцать лет счастья. Николай Николаевич оказался пророчески правым. Я действительно попал на ВДНХ, в Москву, делился опытом организации культурно-просветительской работы на селе, выезжал с народным самодеятельным коллективом в Болгарию (у нас их было четыре). Мы организовали сельский музей, комбинат быта, спортивную школу, музыкальные гостиные, отмечали 250-летие села Щербани. В ту пору колхоз им. Кирова отправлял целые железнодорожные составы своей продукции: овощей, фруктов, а молодые ребята приходили в Дом культуры в белых сорочках и не грызли семечки в зале. Именно тогда получил свое первое звание заслуженного работника культуры.

- Вы дважды назвали свое время счастивым.

- Да, я счастливый человек.

Автор: Евгений МИРОШНИЧЕНКО


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту