11 марта состоялась итоговая пресс-конференция «Год работы правительства: поворот к новому качеству жизни». Пресс-конференцию Премьер-министр Украины Николай Азаров начал эмоционально и несколько необычно. С ответов на незаданные вопросы. Вернее, заданные, но не на пресс-конференции, а в средствах массовой информации. А если быть ещё точнее, с ответов на обвинения, на которые украинские СМИ в адрес этого правительства никогда не скупились. И хотя всякий здравый человек понимает, что любое вновь пришедшее правительство даже за год кардинально изменить ситуацию вряд ли сможет, различные обвинения в адрес правительства Азарова появились на телеканалах и в печати почти сразу же после того, как оно было сформировано. Ответы на эти обвинения и критика со стороны правительства если и были, то весьма скудные. И почти никогда не уделялось достойного внимания в СМИ «чудесам» правительства Тимошенко. На этой пресс-конференции Николай Янович от этих традиций отступил.
...Основные действия власти свелись, прежде всего, к восстановлению власти, к наведению порядка в государственных финансах, немедленному принятию государственного бюджета. ...Что это дало? Это дало восстановление нашей экономики... пятилетка 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 — годы такого глубокого падения, которое мы имели в 2008-2009 годах, не было ни в одной стране мира. ...Но все эти меры, которые были предприняты, подчеркиваю, системные, планомерные, настойчивые, привели к тому, что уже за 2010 год темпы роста промышленного производства выросли до 11,2%, а ВВП — до 4,2%», — сказал он в самом начале своего выступления. А затем начал отвечать на обвинения оппонентов: «Наши критики говорят, что мы не туда движемся, якобы какие-то опросы проводят и население высказывается в том плане, что Украина движется в неправильном направлении. Я хотел бы у этих критиков спросить: может быть, лучше туда, назад вернуться — в зону падения, развала, хаоса? Не получится, мы будем настойчиво продолжать свою работу, связанную с восстановлением экономики Украины».
Приведённый в дальнейшем ряд примеров проиллюстрировал отличие результатов правительства предыдущего и нынешнего:
«Очень ярко финансовые результаты проявились за 2010 год. Вы посмотрите, если 2009 год наши предприятия закончили с сальдированным убытком минус 34 млрд., то 2010 год мы закончили с плюсом, с прибылью 63,3 млрд. Может, это кому-то не нравится, что наши предприятия получили колоссальный ресурс для обновления и модернизации? Может быть, это неправильный путь? Может, лучше работать с убытками? Давайте мы сами себя спросим и ответим этим критикам и критиканам».
...Правительство В.Ф. Януковича, уходя, оставило нашим сменщикам задолженность по заработной плате 668 млн. А что мы приняли? Мы приняли ее в три раза большую — 1 млрд. 700, причем, это всё задолженность ...в основном, частных компаний. Тем не менее, настойчивая работа позволила более чем на 500 млн. сократить задолженность».
«Еще одна очень показательная цифра — это наше доверие к банковской системе, к финансовой системе, наши капиталовложения населения, депозиты населения. Если в 2009 году они уменьшились на 4 млрд. грн., то за 2010 год они увеличились более чем на 60 млрд., а только за два месяца 2011 года их увеличение составило 9,3 млрд., т. е. каждый месяц наши люди откладывают более 4,5 млрд. грн. Это, может быть, тоже негативный показатель, может быть, тоже назад вернуться, тогда, когда наши люди теряли сбережения, а не накапливали их?.. Я специально заостряю ситуацию, потому что любой объективный критик должен оперировать фактами. Вот вам факты. Опровергните их. Скажите, что это неправда, что это не так, что у нас депозиты уменьшились».
...возьмем три последних года: 2008-й, 2009-й и 2010-й годы. Чем характерны 2008-2010 годы? Характерны, прежде всего, тем, что мы имели очень серьезный всплеск цен на мировых рынках. Это объективный факт. В 2008 году индекс цен на продукты питания вырос на 24% — это очень высокий рост цен на мировых рынках. Как же предыдущее правительство справилось с ситуацией на внутреннем рынке? Оно допустило рост цен на 22%. Так это средняя температура по больнице, т. е. громадное количество цен увеличилось очень значительно. 2010 год характеризовался рекордным ростом цен на продовольствие, подчеркиваю, рекордным. Может быть, я сказал неправду, кто-то встанет и скажет, что этого не было?.. Нет таких людей, потому что специалисты прекрасно знают, что это абсолютная правда. Да, 2010 год охарактеризовался резким ростом цен на продовольствие, 25%. А как правительство наше справилось с этим? Да, по отдельным позициям по продуктам питания был допущен значительный рост цен и это правда, но в целом индекс цен удалось удержать на приемлемом уровне 9,1%. Это — колоссальная робота».
...Может быть, у нас гривна колебалась в течение этого года, как она колебалась в 2008-2009 годах от 4,5 до 12 грн. Может быть, лучше туда вернуться, в тот хаос, когда люди не знали, сколько будет стоить доллар каждый день в течение месяца? Может быть, этого всего не было? Может, не было стоимости доллара по 12 грн.? Может быть, я что-то придумываю, говорю неправду? В течение этого года доллар стоял стабильно на нашем рынке, а ведь это обеспечивало стабильность, в том числе и ценовую по большинству товарных позиций, и это уменьшало влияние мировых цен... Мы уходили в 2007 году и оставили нашим сменщикам валютные резервы страны в объеме примерно 36,5 млрд. долларов и абсолютно стабильную финансовую ситуацию. А что мы приняли? С учетом кредитов МВФ — 24 млрд. Отбросьте оттуда 11 млрд. кредитов МВФ и вы получите чистый валютный резерв Нацбанка. А что сейчас? Мы вернулись на докризисный уровень и только за один год увеличили свои валютные резервы почти до 37 млрд. Это, может быть, тоже неправда? ...Может быть, этого нет, может, не такая политика правительства и Нацбанка привели к тому, что, наконец, в стране установилась стабильность денежной единицы и можно строить надежные планы на годы вперед, не боясь, что завтра наша гривна обвалится?».
...Оценка Украины международными рейтинговыми агентствами. Мы оставляли достаточно высокий рейтинг Украины, он обвалился до дефолтного. Может быть, этого тоже не было, может быть, лучше туда вернуться — к банкротству, к дефолту? И это, наверное, была правильная политика с точки зрения наших критиков. Сейчас мы уже поднялись на три позиции вверх и поднимемся, безусловно, дальше, потому что финансовая ситуация в Украине абсолютно стабильная. Кто-то там Украине дефолт предрекает — не дождетесь, господа, никогда этого не будет!».
...Доходы и расходы государственного бюджета. Даже комментировать не надо. На чем основана моя уверенность в твердом финансовом состоянии Украины? ...Сейчас у нас 24 млрд. грн. — абсолютно устойчивая финансовая ситуация. Может, опять хотим вернуться туда, когда жили только долгами, только кредитами? Каждая вторая гривна, израсходованная в бюджете, была заимствована. А сейчас нам приходится возвращать, сейчас, как раз мы и возвращаем. На 2011 год приходится пик наших выплат по внешним долгам, которые не мы сделали».
...В два раза уменьшилось количество пенсионеров, которые получали пенсию до 800 грн. Соответственно, в 2,7 раза увеличилось количество пенсионеров, получающих пенсии до 1 тыс. грн. и т. д. Это, может быть, тоже неправильное направление?»
...Столько нарекали за этот Налоговый кодекс! Впервые за 20 лет правительство решилось реформировать налоговую систему! Что только мы в свой адрес не слышали?! Подождите, остановитесь, такие реформы срабатывают не через день после подписания закона. Они срабатывают через годы! Они настраивают всю экономику на совершенно другие рельсы, перестраивают, нацеливают на ускоренное развитие, на модернизацию. Да, какие-то потери есть, да, какие-то негативы тоже есть, это же громадное дело, причем проводимое в условиях кризиса, в условиях мировой экономической нестабильности... Мы взяли на себя смелость, взяли на себя риски, мы сами несем за это ответственность. Нас никто не заставлял уменьшить количество налогов с 29 до 19 общегосударственных, местных — с 14 до 4. Нас никто не заставлял, нас умоляли не уменьшать налог на прибыль, а мы его уменьшили. Уже в этом квартале наши предприятия заплатят налог на прибыль, дождемся только давайте 1 апреля, потому что первый квартал должен пройти, уже заплатят не 25%, а 23. А кстати, какое правительство снизило налог на прибыль с 30 до 25%. Может быть, эти умники, которые нас критикуют? Да нет, оказывается, правительство Януковича в 2004 году снизило налог на прибыль с 30% до 25%, и именно мы сейчас снижаем до 23%. А через несколько лет у нас будет 16%, самые низкие налоги. Для инвесторов чрезвычайно важно получить эту уверенность, и вот тот свод законов, который объединен в Налоговом кодексе, дает фундамент этой уверенности для инвесторов».
«И наконец, последнее, чем я хотел бы закончить, — это то, что жить в эпоху перемен сложно, а проводить эти перемены, нести ответственность за эти перемены, поверьте, еще сложнее», — сказал Николай Янович в конце своего выступления.
***
Далее последовали вопросы. Ответы прозвучали не только на вопросы, заданные в микрофон. Было много записок. На них тоже были даны ответы. Темы были разными. За неимением времени и места остановимся только на некоторых.
- Что Ваше правительство за этот год сделало, чтобы изменить цену на газ, все равно ведь вы подняли цены на газ для населения?
- Сложный вопрос, отвечая на него, нельзя не коснуться истории. Мы народ забывчивый, привыкли забывать. Наше ли правительство подняло цену на газ для населения или нет? Давайте зададимся таким вопросом, я себе задаю этот вопрос. В 2004-м мы уходили, оставляли соглашение до 2011-го цена на газ 49,90, то есть 50 долларов за 1 тыс. кубометров. Весь 2005 год господа, которые сменили нас, убеждали народ Украины, что лучше покупать дорогой газ, но быть независимыми. В результате они получили в 2006 году цену на газ 95 долларов. Казалось бы, надо заниматься энергосбережением, сокращать объемы потребления газа, уж если пошли на дорогие цены на газ. В 2007 году цена на газ, который мы получали из России, поднялась до 130 долларов, в 2008-м мы имели уже 179,5 доллара цену на газ. Но и этого показалось бывшим правителям Украины маловато... И вот в январе 2009 года госпожа Тимошенко в Москве, не получив согласия правительства, не проведя заседание правительства, на котором были бы утверждены документы, позволяющие ей осуществлять те или иные действия, проводить переговоры с российским руководством, я подчеркиваю, что Премьер-министр не имеет права самостоятельно, без принятия решения Кабинетом Министров, принимать такие судьбоносные для страны решения. И, тем не менее, ночью втайне от Кабинета Министров и, кстати, и от тогдашнего Президента Украины подписывается соглашение, в котором цена на газ определяется как 450 долларов, умноженные на дробь близкую к единице.
Я несколько раз спрашивал у Путина: «Владимир Владимирович, честное слово, расскажите, пожалуйста, как, каким гипнозом Вы подействовали на Тимошенко, что это надо потерять полностью голову, ответственность, чтобы подписать такой кабальный договор, по которому Украина не имеет никаких прав, имеет только обязательства — бери или плати?». То есть, сколько бы ты ни взял газа, а ты обязан заплатить в соответствии с контрактом. Записали тебе 40 млрд., забрал ты 20, а заплатить ты должен по этой цене за 40. И никаких возможностей оспорить, отказаться нет. Я говорю, почему? Ведь это же совершенно очевидно, экономика Украины обрекалась на кризис, «Нефтегаз» загонялся в долги, можно было для населения отложить на полгода, на год повышение тарифов, но рано или поздно все равно это бы ударило по населению. Оно бы ударило в любом случае, косвенно, через цены на продукты питания, через тарифы на что угодно, потому что цена на газ, на нефть — это базовые цены, которые определяют всю ценовую ситуацию в стране.
Возникает следующий вопрос: хорошо, Премьер-министр непонятно из каких соображений, совершив по существу преступление перед своим собственным народом, подписала эти соглашения, вернулась в страну. Почему правительство не отменило это соглашение, не денонсировало его, почему Президент его не отменил? Ведь мы получили в 2009 году спад промышленного производства — 25%, а спад ВВП — более 15%, уменьшение реальных доходов населения — 10%. Это мы получили, в том числе, и благодаря этой уникальной формуле, уникальному соглашению.
...Почему все-таки госпожа Тимошенко Ю.В. подписала эти соглашения? Может, потому, что ей простили долги 450 млн. долларов и Россия забыла как-то странно вдруг о такой серьезной задолженности. Может, забыли о векселях, которые были выданы «Нефтегазом» некой компании «Бофор» и потом были учтены Министерством обороны России. Как-то странно вдруг Россия забыла об этом. И что самое интересное: все это делалось в преддверие президентских выборов. Ровно год оставался до президентских выборов.
Какие мы с вами легкопамятные. Как-то очень быстро забываем. Кто повысил цену на газ для населения? Мы? Или не мы? И на ком лежит ответственность за это? Если бы не 100-долларовая скидка в цене на газ, я еще раз подчеркиваю, Украина была бы банкротом, и мы бы сегодня не рассказывали об этих результатах, не было бы таких результатов однозначно.
Теперь позиция наших кредиторов, чрезвычайно проста. Они говорят: «Мы вам даем деньги, но мы должны быть уверены, что вы эти деньги вернете. А пока вы не наведете порядок, пока товар не будет иметь ту цену, по которой вы его покупаете, — мы вам не верим. Поэтому, будьте добры, приводите все в соответствие с ценами, по которым вы покупаете товары». Поэтому вся политика правительства направлена на смягчение вот этой ценовой ситуации. Мы никуда не уйдем от реальности, но мы должны сделать все, чтобы наши люди в минимальной степени ощутили на себе этот пересмотр. Именно поэтому приняли беспрецедентное решение, подчеркиваю, беспрецедентное. Ни в одной стране Европы такого нет, и в России такого нет. 10% может составлять стоимость жилищно-коммунальных услуг в общих доходах пенсионеров и 15% в доходах работающего населения. Все! Остальное мы доплатим. Именно поэтому увеличили субсидии на 4 млрд. в государственном бюджете. А те, у кого выходит порог доходов за эти цифры, безусловно, должны платить. Это жёсткая правда, но пока мы не научимся говорить правду, пока мы не будем людям говорить ее и делать в соответствии с экономической целесообразностью, то не будем развиваться».
С. Кошкина «Левый берег»: — Одно уточнение и вопрос: Путин прямым текстом сказал, что Тимошенко согласилась на 50 лет аренды Черноморского флота?
- Вы внимательно читайте интервью Путина. Путин не только мне это сказал один на один, он это сказал публично, находясь в сентябре прошлого года с визитом в Украине. Он абсолютно прямо сказал.
- Введут ли пошлину на импортные нефтепродукты?
- Больной вопрос. Что произошло у нас? Цена на нефть на рынках поднялась, наверное, знаете об этом, и очень существенно поднялась, соответственно поднялась, и достаточно резко, цена на импортные нефтепродукты. Нам надо управлять ситуацией, при которой почти 60% нефтепродуктов в Украине импортные, и мы стали очень зависимыми от стоимости на мировых рынках нефтепродуктов, плюс, конечно, еще добавить надо недобросовестных дельцов, которые накручивают необъективную маржу. Поэтому сейчас правительство, первое — ведет антимонопольное расследование, потому что очень странно, что три компании как-то одновременно поднимают цены и выходят за рамки того коридора, который устанавливается. Заметьте, что нефтепродукты, которые производятся у нас, на наших предприятиях, в Украине, всегда, почти на 50 коп. дешевле, чем те, которые реализуются этими тремя компаниями. Второй момент — как только мы будем уверены, что сможем избежать дефицита бензина, дефицита нефтепродуктов, то есть, для этого надо сделать соответствующий запас, мы совсем другую политику будем проводить по отношению к тем, кто сейчас играется с правительством, самое главное — с людьми играется. Мы их пока устно предупреждаем, разговариваем с ними, но нам нужен рычаг — а рычаг один, это, если потребуется, обеспечить рынок достаточным количеством нефтепродуктов. В США действует закон, по которому антимонопольный орган в случае превышения цены, установленной, кстати сказать, в рыночной экономике, имеет право закрыть заправку, опечатать ее. Мы думаем: не стоит ли нам прибегнуть к такому американскому рыночному механизму? У нас более чем достаточно заправок, по всем нормативам более чем достаточно. И если кто начнет играться — вот такую жесткую меру применить. По-другому подходить нельзя, особенно если учесть, что маржа иногда, то есть та дельта, которую зарабатывают на наших людях, уже зашкаливает. Еще раз подчеркиваю, что все проблемы, которые в государстве есть, за день, за год не решить. Должна быть целенаправленная работа. Украина имеет возможность не то что на 40%, на 100% обеспечить себя полностью своими нефтепродуктами. Надо, чтобы заводы заработали, отечественные заводы, чтобы они прошли модернизацию, чтобы они выпускали высококачественный бензин. Можно это за год сделать? Не сделаем за год, если будем только языком болтать. Значит нужно заниматься целенаправленно и, еще раз подчеркиваю, рано или поздно мы с этой проблемой перестанем сталкиваться».
***
Вопросов и записок было много. Они касались и продовольственной безопасности, и нефтепродуктов, и цен на газ, и пенсионного обеспечения, и оценки деятельности губернаторов и ведомств. Ответив на вопросы, Николай Янович поблагодарил журналистов «за все вопросы, приятные и неприятные, за острые и не очень острые. Отвечая на них, я говорил абсолютную правду. Я надеюсь, что эта правда поможет вам разобраться в реальной ситуации в стране и сделать самое главное — правильные выводы».
Для себя я выводы сделал. Азаров прав — мы забывчивы. Чересчур забывчивы. Чересчур доверчивы и падки на обещания и посулы. Мы верим, что деньги могут давать просто так «на демократию». Хотя, конечно же, этого не бывает. Мы отказываемся принимать то, что за взятые кредиты придётся расплачиваться нам, а не тем, кто их брал и разворовывал. Хотя это очевидно. Прекрасно понимаю, что все эти приведенные Азаровым макроэкономические показатели нашему обывателю мало интересны и даже при улучшении жизни то, что было сделано в течение этого года, никто не оценит. Потому что о том, что было, уже через неделю, обыватель не вспомнит. Обыватель никогда не бывает доволен властью. Он не был доволен правительством СССР. Он проголосовал за Кравчука и не был доволен этой властью. Он проголосовал за Кучму и этой властью тоже не был доволен. Он бегал с оранжевыми тряпками по «майдану», боготворя Ющенко и Тимошенко, и этой властью тоже оказался недоволен. Обыватель просто хочет перемен. Каких-нибудь перемен. Перманентных революционных перемен. Я не хочу. Я от них устал. Я хочу, чтобы правительство просто нормально работало. И всё. Я знаю, что благоденствие завтра не наступит. Мне трудно судить, возможно, это не лучшее в мире правительство. Но оно лучшее из того, что мы имеем сегодня.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |