Трудно найти отрасль, от которой бы так зависили наш комфорт, в немалой степени и само качество жизни, как жилищно-коммунальное хозяйство. Завтра у его тружеников профессиональный праздник. Многие из них будут работать и в этот день, чтобы в домах наших было тепло, поступала по трубам вода, возили н ас на этажи лифты, радовали чистотой и порядком дворы. Пожелаем же им безаварийной работы, столь необходимого крепкого здоровья, успехов, благодарности и признания не только в праздники, но и в будни.
* * *
Южноукраинское коммунальное предприятие «Теплоснабжение и водо-канализационное хозяйство» (КП «ТВКХ») — единственное на Николаевщине с таким широким спектром услуг. К тому же предприятие, благодаря которому в домах южноукраинцев тепло, комфортно, уютно, работает стабильно, что в наше время лучше всего его характеризует. С 2005 года коллектив возглавляет В. Д. Потюк, с которым мы встретились накануне профессионального праздника коммунальщиков.
- Василий Дмитриевич, первый вопрос традиционный: охарактеризуйте ваше предприятие, спектр предоставляемых им услуг.
- Предприятие образовано 1 января 2003 года. Оказываемые услуги — теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, плюс еще участок внутридомовых сетей. В Украине таких предприятий, которые обслуживают все, в комплексе, — единицы. О качестве теплоснабжения можете судить сами — в домах, на работе тепло. Водоснабжение круглосуточное, в водоотведении есть некоторые проблемы, которые рассчитываем решить с помощью дотаций госбюджета на ремонт напорного коллектора. В нашем коллективе около 400 человек, сюда входят все участки: тепловых сетей, водопровода и канализации, внутридомовых сетей, абонентский отдел, работающий непосредственно с потребителями, а также участки, необходимые для собственных нужд, — механизации (в его ведении техника) и участок электроснабжения, где ремонтируют насосы, двигатели. Абонентов в Южноукраинске около 16 тысяч. Протяженность тепловых сетей вместе с сетями горячего водоснабжения составляет около 110 км, сетей водоснабжения — 65 км и водоотведения 72 км, готовят горячую воду и теплоноситель 12 теплораспределительных пунктов, работают три канализационно-насосные станции.
- Нынешний отопительный сезон уже подходит к концу, но ведь у коммунальных служб каникул не бывает, впереди — подготовка к следующему. К тому же вы управляете довольно большим и многогранным хозяйством. Что вызывает у вас сегодня наибольшую озабоченность?
- Проблемы наши характерны для всех предприятий отрасли. С финансовой стороны это недостаточное возмещение стоимости услуг тарифом. На сегодняшний день себестоимость тепловой энергии для населения составляет 1,32 грн. за квадратный метр, а тариф установлен 62 копейки. Разницу до полного объема стоимости выполняемых работ мы не получаем. В условиях постоянного роста цен на электроэнергию, горюче-смазочные, расходные материалы, сложно своевременно рассчитываться с Южно-Украинской АЭС, от которой получаем мы теплоноситель и горячую воду, обеспечить необходимый комплекс мероприятий по обслуживанию сетей и оборудования, выплачивать людям заработную плату. По поводу водоснабжения — себестоимость составляет 2,56 грн., а тариф — 1,39 грн., водоотведение — 3,50 грн., а тариф — 2,27 грн. Есть понимание проблемы у городского руководства, ждем решения исполкома, на котором будут рассмотрены и тарифы, хотя понимаем, что до себестоимости они не будут повышены. Рассчитываем на поддержку города, в частности — на помощь в погашении разницы в тарифах. Прежде, когда предприятие было при атомной станции, в такие тонкости вникать не приходилось, что такое дотация не знали, все расходы станция брала на себя. Сейчас учитываем все до копейки, ведь все затраты — за счет хозяйственной деятельности предприятия.
Среди технических проблем, требующих скорейшего решения, — реконструкция напорного коллектора и самотечной хозяйственно-бытовой канализации, вопросы эти хорошо известны в области, знают о проблеме и губернатор, управление ЖКХ ОГА, вплоть до министерства.
- В таких, достаточно сложных условиях, старый принцип — контроль и учет — наверное, актуален, как никогда?
- Это действительно так. Если говорить об учете, то на сегодняшний день 97% квартир оснащены водомерами. Внутридомовые приборы учета не везде, примерно в 30% домов. С тепловыми счетчиками сложнее: тепловыми узлами с электронными приборами учета оборудованы новые дома, построенные в 2009 — 2010 гг. Городской бюджет выделяет нам средства, для оборудования двух домов полностью счетчиками по теплу, горячей и холодной воде, это позволит контролировать потери, разницу между поданным объемом услуг и оплаченным. В программе нынешнего года городским бюджетом предусмотрено выделение средств на установку расходомеров на трубопроводах на входе в город, чтобы видеть ситуацию, контролировать параметры поступающего тепла и расход, что даст экономию тепловой энергии.
- В наше время особое внимание уделяется энергосбережению, пожалуй, трудно найти предприятие, где не стремились бы освоить энергосберегающие технологии.
- Применяем энергосберегающие технологии и мы, в частности, это замена насосов на имеющие меньшую производительность. У нас есть своя специфика — трудно подобрать оборудование из-за перепада рельефов в городе, который составляет около 40 м. Без насосов не обойтись, а это расходы электроэнергии, цена на которую также растет. Тем не менее в минувшем году мы сэкономили порядка 1 млн. кВт электроэнергии, и это за счет энергосберегающих технологий. Работу проводим в рамках двух инвестиционных проектов и, конечно же, за счет собственной хозяйственной деятельности.
- Возможно, появились у вас какие-то новинки?
- Новинка у нас одна и очень помогает нам в работе с должниками. Это прибор, позволяющий перекрывать канализацию, не заходя в квартиру. Мера оказалась довольно эффективной. Практикуем такие отключения уже второй год. И если до применения прибора задолженность населения составляла 1 млн. 800 тыс. грн., то теперь сократилась до 800 тыс. грн., т. е. за год удалось ликвидировать долги в миллион гривень. Практикуем и работу в судах. У нас выиграны судебные иски на общую сумму более 800 тыс. грн., сейчас работает с ними исполнительная служба.
- Предприятие предоставляет целый комплекс услуг. И если говорить о водоснабжении, то первое, о чем идет речь всегда, — это качество воды.
- Хочу отметить, что качество воды у нас одно из лучших в Украине. Каждый вторник СЭС контролирует показатели питьевой и горячей воды.
- Обращения, жалобы людей отслеживаете, анализируете?
- Конечно, у нас есть инженер по работе с обращениями граждан, основные жалобы у нас — по температуре горячей воды. Южноукраинцы контролируют строго: по правилам температура должна составлять 50 градусов, если она 49 градусов, уже непорядок.
- Для областного центра характерная проблема теплоснабжающих предприятий — зависимость от работы
ЖЭКов, значительная часть жалоб людей, по большому счету, может адресоваться жилищникам, не всегда качественно выполняющим свою работу. Вы же взяли на себя и обслуживание внутридомовых сетей. Как повлияло это на качество предоставляемых услуг?
- Да, мы одна структура. С экономической точки зрения это невыгодно, но для повышения качества услуг очень удобно. Скажем, при подаче тепла проблемы, если они возникают, решаются в течение суток. В свое время тоже прошли этот этап, когда техники, специалисты были отдельно, в ЖЭКах. Но и проблем тогда было куда больше. Мы работаем до водоразборного крана, и ответственность перед людьми, конечно, выше, забот у нас больше, но результат того стоит.
- Есть ли задумки технического переоснащения и каковы перспективы их внедрения?
- На сегодняшний день разработано три проекта. Это замена напорного коллектора с установкой АСУ — автоматической системы управления — на главной канализационно-насосной станции, что даст значительный экономический эффект. Документы подготовлены, поданы, ждем финансирования, мы первые на очереди в Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ. Второй проект касается самотечной хозбытовой канализации с системой АСУ, применением новых технологий, реализация его должна начаться в нынешнем году. Разрабатываем проект и привлекаем инвесторов для строительства очистных сооружений. Сейчас они на расстоянии 14 км в Арбузинском районе. Предварительно смотрели, взвешивали все с инвесторами: если построить очистные сооружения ближе, не будет необходимости перекачивать их на такое большое расстояние, естественно, снизится и себестоимость. Это тоже один из основных наших проектов, может быть реализован за 5 — 6 лет. Еще один момент — очистка питьевой воды. Водозабор находится в Арбузинском районе, там же производится и очистка. В перспективе хотим сделать так, чтобы до города шла техническая вода, а очистка проводилась у нас, т. е. не качать очищенную воду на расстояние в 8 — 10 км. Это скажется и на себестоимости, и на качестве воды, ведь проходы по трубам не обходятся без потерь, да и качественные показатели ухудшаются. В рамках программы «Питна вода» хотим смонтировать установки доочистки воды для продажи населению.
- Качество работы напрямую связано с компетентностью, профессиональным уровнем работников. Без команды единомышленников, надежных помощников вряд ли удалось бы достичь столького и планировать такие серьезные работы на будущее?
- Не могу не согласиться, это действительно так. Время диктует более высокие профессиональные требования, все работники у нас прошли аттестацию. Передовики, конечно, есть, хотелось бы отметить заместителя главного теплотехника Николая Владимировича Бацмана, начальника службы воды и водоотведения Игоря Алексеевича Шуляка, мастера участка внутренних сетей Владимира Николаевича Колосовского, ветеранов предприятия Аллу Васильевну Кравцову, Лину Николаевну Шаповалову, Станислава Пантелеевича Путиленко, сварщика Виктора Штирбула, рабочих Василия Гаврина, Павла Дмитриченко, Николая Ринника, Владимира Цаповича, Александра Берканя, список можно продолжать и продолжать.
При переходе из старого предприятия осталась примерно половина коллектива. На смену ушедшим пришла молодежь, которая сейчас не уступает в квалификации опытным работникам. Недостатка в кадрах нет, люди дорожат своими рабочими местами. Каждый решает, что лучше: на заработки податься либо здесь работать рядом с семьей, жить дома.
- Не могу не обратить внимание и на большое количество спортивных кубков в вашем кабинете.
- При переходе в самостоятельное предприятие наш профсоюзный комитет остался в объединенном профсоюзном комитете атомной станции. Мы участвуем в спартакиаде вместе с цехами, подразделениями АЭС, причем и молодежь, и ветераны. Я и сам играю в футбол в команде ветеранов. По итогам спартакиады АЭС в этом году мы заняли четвертое место. Легкая атлетика популярна у нас, женская волейбольная команда заняла первое место в городе. Футболисты — молодежь завоевала первое место, ветераны — второе. Вот на этом фото футбольная команда нашего предприятия «Тепловик» — обладатели кубка области прошлого года.
- Профессиональный праздник — государственное признание профессии, важности ее для общества. Что хотели бы пожелать вы своим товарищам по труду?
- Большинство тех, кто трудится сегодня в жилищно-коммунальном хозяйстве, по-настоящему преданные своему делу люди. Хочу поздравить всех коммунальщиков с наступающим праздником, от души пожелать крепкого здоровья, благополучия, успехов и личного счастья! Всего наилучшего желаю и нашим абонентам — людям, для которых мы стараемся создать комфортный быт.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |