ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Как бороться с «Трукамами» и «Визирями»
23.03.2011 / Газета: Наш город Николаев / № 12(282) / Тираж: 3000

Уже давно не является новостью для автолюбителей, что прибор для измерения скорости «Визирь» официально запрещен к использованию в Украине решением Киевского окружного административного суда.

Решение мотивировано тем, что «Визирь» не был должным образом сертифицирован в Украине, а также отсутствием в украинском законодательстве нормативно-правовых актов, разрешающих Госдепартаменту ГАИ использование данного прибора (а как известно, согласно Конституции Украины государственные органы могут действовать только в пределах установленных законом, то есть по принципу «все, что не разрешено — запрещено»).

Однако неприятным известием для водителей стало то, что на сегодняшний день на смену технически несовершенному «Визирю», ГАИ «вооружается» новым и более совершенным оборудованием американского производства «TruCAM» (в пер. с англ. -«честная камера»). Следует заметить, что эта модель разрабатывалась специалистами NASA и на сегодняшний день широко используется на дорогах европейских стран.

По официальным данным ГАИ, «TruCAM» уже прошел полугодичные испытания в Украине и, по мнению экспертов, лишен тех серьезных технических недостатков, которые ставили под сомнение данные, полученные с помощью «Визиря». «TruCAM» оснащен лазерной наводкой, которая точно определяет транспортное средство в независимости от плотности потока; датчиком, определяющим координаты места; полностью изолирован от возможности вмешательства сотрудника ГАИ. Таким образом, исключена любая возможность фальсификации данных. Действует данный прибор на расстоянии до 1,5 км.

Но самое главное, что «TruCAM» уже прошел метрологическую аттестацию и сертификацию в Украине. А это означает, что признать в суде незаконными доказательства, полученные с помощью этого прибора, будет не так просто.

Однако, независимо от смены одного прибора на другой, до конца прошлого года все еще оставался открытым вопрос: не нарушает ли вынесение постановлений «в автоматическом режиме» целый ряд прав, предусмотренных Кодексом Украины про административные правонарушения {КУпАП). А именно, право водителя на дачу пояснений, право на присутствие при рассмотрении, на юридическую защиту.

И вот наконец-то в конце декабря прошлого года Конституционный Суд Украины преподнес новогодний подарок всем автомобилистам. Решением №23-рп/2010 от 22.12.2010 были признаны недействительными и неконституционными статья 14-1 КУпАП и ч.б ст.2'58 КУпАП, которыми, собственно, и был установлен порядок вынесения постановлений «в автоматическом режиме», т.е. без составления протоколов на месте. И на данный момент этот пробел в законодательстве остается незаполненным.

Таким образом, водителям следует знать, что на сегодняшний день независимо от используемого ГАИ прибора, в Украине не установлено законодательством (а значит, запрещено!) вынесение постановлений на основании данных технических средств, работающих в автоматическом режиме (то есть без составления сотрудником ГАИ протокола на месте). А также в связи с отменой ст. 14-1 КУпАП законодательством четко не урегулировано, кого же все-таки привлекать к ответственности, владельца транспортного средства или водителя.

Что же касается «Визиря», то его по-прежнему продолжают использовать сотрудники ГАИ в ручном режиме. Однако даже в случае составления протокола с использованием «Визиря» в ручном режиме из-за его технического несовершенства всегда есть возможность признать в суде незаконными доказательства, полученные g помощью этого прибора.

Автор: Олег КУРГАНОВ, юрисконсульт


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту