ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
23.03.2011 / Газета: Взгляд / № 10(451) / Тираж: 5000

15 марта традиционно отмечается День защиты прав потребителя. Ровно 50 лет назад в 1961 году именно в этот день Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных права потребителя. «Потребители — это все мы, — сказал Кеннеди. — Потребитель — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, который зачастую не слышно». Тогда же были сформулированы 4 основные права потребителя: право на информацию, на безопасность, на выбор и право быть услышанным. Общества защиты прав потребителя всего мира сделали эти слова своим манифестом. Позже Всемирная организация союзов потребителя дополнила еще 4 права: на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

Впервые День защиты прав потребителя отмечался в 1983 году, когда он был закреплен в международный календарь праздничных дат.

Ирина РОМАНЕНКО: «Только сообща мы сможем добиться результата»

15 марта этого года в Николаевском торгово-экономическом техникуме была организована выставка товаров лучших товаропроизводителей Николаевщины и проведен «круглый стол» на тему: «Висока якість — сприятлива ціна» при непосредственном участии И.А. Катвалюка — заместителя главы облгосадминистрации, И.М. Романенко -директора и В.Е. Лащенко — первого заместителя директора ГП «Николаевстандартметрология», В.В. Дашевского — начальника и И.Н. Цыган — заместителя начальника областного управления по делам защиты прав потребителей. Л.И. Коваль — начальника гссинспек-ции по ценам в Николаевской обл., Н.М. Славко — начальника госинспекции по контролю' качества лекарственных средств в Николаевской обл., В.Г. Харченко — начальника территориального управления антимонопольного комитета Украины в Николаевской обл., А.В. Дмитриченко — директора торгово-экономического техникума и представителей областной СЭС, ОАО «Николаевхлеб», Первомайского молочно-консервного комбината, ОАО ЭК «Николаевоблэнерго», ПТФ «Велам», ресторана «Вершки», ПП «Малицкий», ООО «Визит-Альянс», ФХ «Иванов», КП «Жовтневі ласощі, частного предприятия «Таурус», ресторанно-гостиничного комплекса «Ингул», АОПО «Аура», 000 «Альпи-Украина».

Серьезный и конструктивный разговор велся о качестве сырья, выпускаемой продукции и лекарствах, контроле и принимаемых мерах к нарушителям норм и требований стандартов, ценах и их соответствии качеству и т.д.

Мы попросили директора ГП «Николаевстандартметрология» Ирину Михайловну Романенко рассказать о непосредственной работе их предприятия по защите прав потребителя и взаимодействии с другими контролирующими органами.

- Государственное предприятие «Николаевстандартметрология» осуществляет свою деятельность в четырех главных направлениях: стандартизация, сертификация, метрология и госнадзор за соблюдением стандартов, норм и правил и государственный метрологический надзор. Эти направления объединяет одна конечная цель — защита права потребителя на качественную и безопасную продукцию, а также защита граждан государства, и области в том числе, от результатов недостоверных измерений.

Каждый вид деятельности наделен определенными полномочиями. При стандартизации права потребителей защищаются во время проведения экспертизы технических условий и их регистрации, чтобы показатели, по которым продукция будет изготавливаться по данным нормативным документам, не были ниже мировых и украинских установленных норм.

По направлению сертификация продукции защита прав потребителя осуществляется при контроле процесса производства, а также при оценке сертифицируемой по показателям безопасности продукции третьей стороной -органом по сертификации.

В вопросах метрологии защита прав потребителя состоит в том, чтобы обеспечить достоверность измерений. Это заключается в своевременной проверке весо-измерительного оборудования, других средств измерительной техники, которые тем или иным образом могут влиять на качество жизни потребителя.

Государственный надзор — это прямой защитник прав потребителя, так как он осуществляет заслон выходу на рынок некачественной и опасной продукции.

Как показало время, эффективность работы ГП «Николаевстандартметрология» гораздо выше в том случае, когда наши специалисты взаимодействуют с другими контролирующими органами. Это, прежде всего, наши коллеги из областного управления по защите прав потребителей, так как цели и задачи у нас практически одинаковы, если дело касается качества продукции. Также мы сотрудничаем со специалистами областной СЭС, областного управления ветеринарной медицины. Взаимодействуем и с правоохранительными органами, прокуратурой, СБУ, так как продовольственная безопасность страны — это одно из серьезных направлений, на защите которых стоят эти организации.

Хочу особо отметить, что взаимодействие контролирующих организаций при поддержке облгосадминистрации, городского совета создают такой баланс, когда власть и бизнес находятся не в противовес друг другу, а на одной стороне по защите права потребителя на качественную и безопасную продукцию. Как показал пример работы штаба при облгосадминистрации по проверке качества хлеба, за время его работы достигнуто много положительных моментов. Было издано распоряжение главы облгосадминистрации, в котором поставлены задачи перед руководителями районов области, предприятий, выпускающих хлеб и хлебо-булочные изделия, а также перед руководителями контролирующих организаций, и намечены мероприятия, которые надо выполнить для того, чтобы достичь не только обеспечения области хлебом своего производителя, но и чтобы эта продукция соответствовала всем требованиям качества и безопасности. Выполнение этого распоряжения обеспечит насыщение рынка Николаевщины качественными и безопасными хлебобулочными изделиями. На данный момент мы уже видим эффект от данной работы. На «круглом столе» заместитель главы облгосадминистрации И.А. Котвалюк отметил, что количество жалоб на качество хлеба значительно уменьшилось. Работая совместно для достижения общей цели, сразу виден результат, поэтому только совместными усилиями мы сможем добиться, чтобы на потребительском рынке была качественная и безопасная продукция. — А каковы принципы взаимодействия ГП «Николаевстандартметрология«с другими контролирующими организациями?

- Существует приказ Госпотребстандарта Украины о взаимном оповещении при обнаружении некачественной продукции. Если, например, управление по защите прав потребителей выявляет такую продукцию в торговой сети и она изготовлена на территории Николаевской области, мы получаем от них уведомление об обнаружении такой некачественной или опасной продукции и, получив разрешение нашей вышестоящей организации, проводим внеплановую проверку на данном предприятии с целью недопущения такой продукции в продажу.

Если во время госнадзора мы обнаруживаем какие-то нарушения требований санитарных, ветеринарных норм и правил, выпуск некачественной продукции, которая предусматривает уже юридическую, ответственность, то оповещаем соответствующие организации для принятия мер, передаем материалы в правоохранительные органы для принятия мер законодательного воздействия, сообщаем в облгосадминистрацию о тех предприятиях, которые выпускают на территории области некачественную продукцию, чтобы уже на более высоком уровне влиять на руководителей таких предприятий.

В вопросах качества выпускаемой и реализуемой продукции на потребительском рынке области мы очень серьезно взаимодействуем с Николаевской областной профсоюзной организацией малого и среднего бизнеса. Руководство данной организации привлекает наших специалистов для проведения семинаров для представителей малого и среднего бизнеса. Нам понравился их принцип, что «мы защищаем только тех, кто не нарушает закон». И мы помогаем на семинарах обучать членов их организации как правильно организовать производство и вести технологические процессы, какие документы необходимы в сфере стандартизации, сертификации, метрологии, чтобы их бизнес был успешным и было меньше проблем с контролирующими органами.

- В этом году также будет проводиться конкурс предприятий, выпускающих качественные товары?

- Конечно. Уже началась подготовка ко Всеукраинскому конкурсу«100 кращих товарів України» и нами разосланы приглашения практически всем предприятиям Николаевщины, которые способны бороться в этом конкурсе. Надеемся, они займут достойное место во Всеукраинском рейтинге качественных и безопасных товаров и услуг, а мы пожелаем им в этом успеха!

***

Валерий ДАШЕВСКИЙ: «Наша задача — защищать права потребителей»

Коль уж мы обратились к теме качества продукции и защите прав потребителей, то естественным было обратиться с вопросами к руководителю одной из служб, с которой вплотную взаимодействует ГП «Николаевстан-дартметрология», Валерию Владленовичу Дашевскому — начальнику областного управления по делам защиты прав потребителей. Он сразу же подтвердил, что такого плодотворного сотрудничества между этими службами как в Николаеве, нет ни в одной области,

- А насколько востребована сегодня ваша служба и каковы основные направления ее деятельности?

- Основным показателем нашей востребованности можно назвать количество людей, которые приходят к нам со своими проблемами. Если анализировать число жалоб, поступивших к нам в последние годы, то оно заметно снижается. И не потому, что нам стали меньше доверять, а потому, что работают в комплексе еще два основных направления нашей деятельности — информационно-просветительская и судебная защита людей. И большинство населения, имея уже определенную информированность, могут сами защитить свои права.

Если говорить о конкретных цифрах, то в прошлом году мы получили 682 обращения граждан. 80% — это порядка пятисот заявлений — были решены в пользу потребителей и было возвращено гражданам более 340 тыс. грн. за некачественные товары и услуги. Ежегодно эта цифра колеблется от 200 до 500 тыс. грн., и, думаю, что в этом немалая наша заслуга. Ведь наша задача и состоит в том, чтобы защищать права граждан.

- Какие группы товаров на сегодня являются наиболее рискованными для покупателя?

- Сегодня крен идет в сторону промышленных товаров. Человек покупает необходимую ему в современных условиях бытовую технику, платит за нее довольно большие суммы и поэтому, естественно, хочет получить от этого максимальную отдачу. Если из-за некачественной булки хлеба, например, человек не всегда пойдет в магазин разбираться, то за отказавший в гарантийный срок телевизор или холодильник, обязательно. Кстати, я думаю, что по этой причине количество жалоб по продовольственной группе товаров значительно сократилось — в прошлом году их было всего около 27, в то время как по непродовольственной группе — порядка 500.

- Можете конкретно назвать наиболее проблемные группы товаров?

- В современных условиях это мобильные телефоны, они занимают 33% в общем объеме поступивших заявлений, и металлопластиковые окна — где-то примерно 30%. Такой перелом случился в позапрошлом году. До этого неоспоримым лидером низкого качества была обувь — 30-35% в общем объеме заявлений. Сегодня она перешла на третье место. Думаю, конкуренция сыграла здесь свою положительную роль, т.к. заставила производителей обуви задуматься о качестве производимой продукции и ее востребованности на рынке товаров.

- Насколько сильна законодательная база в области защиты прав потребителей?

- К сожалению, с 2007 года значительно ущемилось законодательство по отношению к потребителю как раз в сегменте его прав при приобретении товаров ненадлежащего качества. Если раньше покупатель мог воспользоваться любым из пяти прав: гарантийный ремонт, соразмерное уменьшение покупной цены, компенсация за проведение гарантийного ремонта, расторжение договора купли-продажи либо замена на аналогичный товар или товар другой модели, то сейчас расторжение договора купли-продажи и замена товара на аналогичный или другой модели надлежащего качества могут произойти только после того, как будет произведен гарантийный ремонт, причем если сервисный центр не уложится в положенные 14 дней. Например, я купил мобильный телефон, он у меня через две недели вышел из строя. Здесь уже нарушена статья седьмая, где производитель обязан производить товар с гарантией. Мне говорят: «Берите ваш телефон и идите в сервисный центр». Я иду и сдаю его в ремонт. Мне его отремонтировали, но через месяц он опять выходит из строя. Мне опять ремонтируют. И так может продолжаться до окончания гарантийного срока эксплуатации товара. Этого не было раньше. В данной ситуации размыто понятие гарантии как таковой. Я надеюсь, что эта статья все же будет пересмотрена, так как она идет в разрез с директивами Евросоюза, которые как раз регламентируют эти отношения на потребительском рынке. Изначально закон, принятый в 1991 году, соответствовал нормам европейских директив, которые были прогрессивными, цивилизованными, максимально защищали права потребителей. Остался единственный момент, который защищает ваше право — это написать заявление и получить аналогичный товар из обменного фонда на время гарантийного ремонта. Так что, я считаю, что законодательная база в этом направлении должна быть пересмотрена в пользу потребителя.

- А какова вообще ситуация на рынке качества товаров?

- Она, прямо скажем, не идеальна. Из 17 основных групп товаров, которые мы проверяем, забраковка составляет от 17 до 30%. Это значительный процент. Одно время мы достигали таких результатов, когда по молочной группе дошли до 7% забраковки — очень хороший показатель. Но сейчас, к сожалению, и он изменился не в лучшую сторону. А по такой группе как колбасные изделия, алкогольная продукция мы ниже 25% не опускались по забраковке никогда. Хотя, ради объективности, хочу сказать, что рынок сам в какой-то мере регулирует себя, а главным регулятором, естественно, является потребитель. Если он не будет покупать некачественную продукцию, то производителю поневоле придется или улучшать это качество, или уходить с рынка. Конечно же, здесь выступает вопрос «цена-качество». При низкой покупательской способности населения человек покупает более дешевую продукцию, которая, естественно, ниже качества. Ведь не секрет, что высококачественный продукт не может быть дешевым. И все же производитель должен стремиться к тому, чтобы продукция соответствовала всем нормам и требованиям.

- Может ли ваш коллектив областного управления по делам защиты прав потребителей успеть все проконтролировать?

- Нас 14 человек на область, и если исключить меня, моего заместителя, бухгалтера и секретаря, то остается 10 человек, а сейчас ожидается сокращение еще на 30%. Конечно же, таким составом нельзя объять необъятное.

Нам еще повезло в том плане, что облгосадминистрация и облсовет нас поддерживают. На протяжении восьми лет мы имеем областную программу по защите прав потребителей, которая позволила в каждом районе создать координационный совет, утвердить районные программы, выделен человек в райадминистрациях, который отвечает за эту работу. Пытаемся мы и общественные организации привлекать, чтобы нам помогли. Особенно активны в этом плане Николаев и Вознесенск. Хотелось бы, чтобы была создана серьезная экспертно-лабораторная база, которая очень помогла бы в работе по исследованию реализуемой продукции и облегчила бы нам работу по принятию решений в суде в пользу потребителя. Радует, что с июля месяца начнут финансировать нам и информационную работу с населением, и все виды необходимых исследований. Комитету выделено 27 млн. грн. для приобретения передвижных лабораторий по проверке качества бензина, и практически в каждой области будет такой автомобиль. Это все внушает некоторый оптимизм.

- Ваши пожелания всем нам, потребителям, ко Дню защиты прав потребителей, то есть наших прав.

- Первое, чтобы вы всегда чувствовали себя защищенными, чтобы в жизни, на всех ее

уровнях, начиная от быта и заканчивая поездкой на транспорте, присутствовало качество. Во-вторых, чтобы качество стало нормой жизни и вам не приходилось обращаться к нам.

Автор: Татьяна Курелёнок


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту