Заместитель генерального директора Николаевской областной государственной телерадиокомпании Александр Топчий хорошо знаком николаевской и не только николаевской публике. Человек, в котором аналитический ум и большой жизненный опыт сочетается с детской непосредственностью и умением радоваться каждому дню, а творческие таланты — с навыками руководства коллективом телевизионщиков.
23 марта он отмечает сразу две круглые даты — 60-летие со дня рождения и 40-летие творческой деятельности.
Ну, если с рождением все предельно понятно, то почему творческая деятельность Александра Витальевича исчисляется ровно четырьмя десятилетиями? — спросите вы. На самом деле дата эта весьма условна. По сути, каждый человек для себя определяет ее сам. Для Александра Топчего теперь уже далекий 1971 год действительно стал знаковым. Именно тогда в газетах появились его первые зарисовки, информации, а на ТВ были показаны первые фоторепортажи. Для себя молодой студент заочного отделения филфака Киевского государственного университета окончательно принял судьбоносное решение — он станет журналистом.
Еще раньше, в 1969 году, он пришел работать на облТВ декоратором, выступал статистом в телеспектаклях и даже попытался написать первый в жизни сценарий. А еще писал стихи. Что ж, вполне простительное увлечение юности, с кем не бывает...
Тогда на любого сотрудника телевидения смотрели примерно как на космонавта — человека из другого, загадочного мира. Но юноша Топчий сделал для себя удивительное открытие: мир этот вполне прозаичен — с разносами на планерках, крепким словцом за кадром и упорной, тяжелой работой над всем, что на экране зачастую производит впечатление кажущейся легкости.
Позже по совету своего старинного друга и коллеги Юрия Скибы Топчий пришел в только что созданную студию народного хозяйства, под крылом которой заодно объединили и молодежные программы. Брали его на работу с трудом, заставили для начала сделать несколько пробных передач. Возможно, на это место у теленачальства была другая кандидатура. А может, настороженность вызывали непосредственность и острый язык Топчего? По свидетельству коллег, он постоянно мог позволить себе сказать лишнее, не признавал царившего вокруг единомыслия, черно-белого шаблона восприятия окружающего мира. Да, другим жить в двухцветном измерении было проще, спокойнее, комфортнее. Но не ему.
Привычка пытливо всматриваться в окружающий мир, не переставать удивляться ему сохранилась у Топчего на всю жизнь. Немудрено, ведь перед глазами прошла целая эпоха. Он родился еще при Сталине и сохранил одно из первых ярких воспоминаний раннего детства — как плакала мама, когда умер вождь всех народов. А сегодня мы говорим об постиндустриальном обществе и нанотехнологиях. Сколько всего произошло: застой, андроповские чистки, перестройка и развал СССР, легкое, бескровное рождение независимой Украины и ее затяжной, мучительный поиск своего места под солнцем, радикальные повороты в политике. Да и не только в политике...
- Раньше все было определеннее, — признается Александр Витальевич. — Мы четко представляли себе интересы аудитории. Но сегодня зритель изменился, ему надоели бесконечные мыльные оперы и «ментовские» сериалы, его пугают кровожадные новости, которые начинаются с трагедий и катастроф, подчеркивая несовершенство, неустроенность и скоротечность жизни. Все эти ток-шоу, показные поиски талантов, «фабрики звезд» также имеют ограниченный спрос. Даже специалистам нелегко ответить на вопрос, что именно сегодня больше всего интересует зрителя. Но в этом и некий положительный момент. Я уверен, что настоящая жизнь не в «ящике» и не в Интернете. Она вокруг нас. Утрачивая интерес к ТВ, люди больше занимаются домом и дачей, детьми и внуками, читают больше книг. В итоге они больше заняты собой, думают о своей семье и о завтрашнем дне. Разве это плохо? Возможно, так мы и найдем путь к выходу из кризиса.
Рассказывая о Топчем, невозможно пройти мимо двух его авторских телепрограмм, прекрасно известных и памятных николаевским телезрителям. Речь, конечно, об «Открытом сундуке» и «Провинциальных историях». «Открытый сундук» появился в первой половине 90-х. Его идея была простой, но на тот момент новаторской — доверительная, задушевная, раскованная беседа со зрителем, словно ведущий сидит у него дома и вместе с ним пьет чай. Через передачу прошли многие десятки гостей, среди которых Филипп Киркоров, Михаил Жванецкий, Александр Розенбаум, Евгений Петросян, Роман Карцев, юмористический дуэт «кроликов», астролог Павел Глоба, целый ряд политиков — как нынче уже основательно подзабытых, так и по-прежнему находящихся в центре внимания общества. Не каждого из них легко было «разговорить», расположить к себе, да и вообще убедить принять участие в часовой передаче. Но Топчию удавалось. К примеру, Павел Глоба, к тому времени уже несколько лет как принципиально не дававший никому интервью, привычно отказался общаться. Но неожиданно услышал в ответ: «Нам есть о чем поговорить. Я буду рассказывать вам то, чего вы никогда не слышали, и буду спрашивать о том, о чем вас прежде никто не спрашивал». Заинтригованный знаток звездных карт согласился. И под конец признался: «Знаете, с вами было интересно беседовать. У вас живые, человеческие вопросы, а не стандартное «как вам понравился наш город?» да «какие у вас планы на будущее?». Ведь и вправду, вопрос о творческих планах обычно задают тогда, когда в интервью возникает томительная пауза и спросить больше не о чем.
Позже появились провинциальные истории. О чем они? Да обо всем! Ведь и о телеграфном столбе можно рассказать так, что люди будут это слушать с интересом. Участвуя в съемках «Провинциальных историй», Топчему приходилось подниматься на вершину телевышки (если не изменяет память, это почти двести метров высоты), опускаться на два десятка метров в николаевские подземелья, в три яруса проходящие под центром города (вскоре после передачи все ходы, через которые спускалась съемочная группа, наглухо закрыли коммунальщики), погружаться с аквалангом. Да, собственно, чего только на своем веку не видел Топчий. Он был в разрушенном страшным землетрясением армянском Спитаке, вел репортажи из зоны Чернобыльской АЭС через три недели после взрыва реактора, руководил одной из творческих бригад Центрального телевидения во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985 году, а еще раньше, в 1977-м, на борту рыбацкого судна встретил разрушительное румынское землетрясение в зоне Вранча, когда тряхануло пол-Украины. Тогда даже бывалые рыбаки признались, что впервые в жизни видели высокие вертикальные волны — эдакое черноморское мини-цунами.
Александр Топчий всегда стремился посмотреть мир. С журналистским блокнотом он объездил с два десятка стран Европы и Азии, неоднократно бывал в Стамбуле, который считает одним из ярчайших городов мира. Результатом этих путешествий стало появление сборника очерков, повестей, рассказов и миниатюр «Поговорим, брат...». Была написана и вторая книга, толчком к созданию которой стала поездка в Израиль, путешествие по святым местам этой страны. Но ее он решил пока не публиковать — считает, что время еще не подошло.
Немало Топчий поездил и по родной стране. Своей «землей обетованной» здесь, в Украине, по праву считает Кинбурн, куда ежегодно ездит отдыхать еще с семидесятых, обычно со своими сыновьями. В этом уютном уголке первозданной заповедной природы состоялось судьбоносное знакомство с местным самобытным художником Владимиром Зебеком, о котором Александр Витальевич впоследствии снял два документальных фильма — «Одержимый» и «Загадочный мир ЗВЕ». Трепетно относится он и к другой жемчужине николаевской земли — Свято-Михайловскому Пелагеевскому женскому монастырю, куда возил немало почетных гостей, народных депутатов. В нынешнем году он планирует закончить документальную телевизионную трилогию, посвященную этому храму. Несомненно: в том, что Пелагеевский монастырь стал известен, начал возрождаться, — есть и его заслуга.
О том, что Александр Топчий снял множество качественных, нередко берущих за душу документальных телефильмов, свидетельствует и его кабинет, увешанный грамотами творческих союзов, дипломами всевозможных украинских и международных фестивалей. О чем только он не рассказывал своим телезрителям. О красотах родного края, его истории и известных людях. Одной из своих лучших работ Топчий считает фильм «Предупреждение ангелов», посвященный умственно неразвитым детям, живущим в своей реальности, в собственном мире. «Это проверка для общества, — считает он. — Как мы относимся с таким детям, таковы мы и есть». В целом же Александр Витальевич уверен в том, что в перспективе интерес зрителя к настоящему документальному кино, о котором сегодня многие забыли, будет только расти.
Кстати, интерес Александра Топчего к истории родного края не случаен. Когда-то он работал научным сотрудником Николаевского краеведческого музея, отлично ориентируется в его фондах и запасниках. О разносторонности его натуры свидетельствует и такой факт: вместе с композитором Александром Нежигаем он написал «Марш улицы Советской» и добрую дюжину романсов.
Его отец Виталий Антонович Топчий — крупный ученый-технарь, профессор, декан корфака НКИ (его студентом, кстати, был Леонид Шараев — будущий первый секретарь Николаевского обкома КПУ), впоследствии ставший проректором политехнического института Комсомольска-на-Амуре, — был человеком разносторонне образованным: прекрасно знал английский, отменно разбирался в живописи, писал стихи. Мать работала технологом на «Алых парусах». Поначалу в семье технарей никто и не предполагал, что сын станет гуманитарием.
Сегодня уже у него самого три сына, внук и внучка. Старший сын Антон был музыкантом, потом пошел по стопам отца, стал журналистом, экспертом масс-медиа. Написал три книги по теории телевидения, является сценаристом нового документального сериала «Тайны войны» о малоизвестных эпизодах Великой Отечественной, который выйдет на телеканале «1 1» накануне 9 мая. Средний сын Игорь — зубной техник. Не всем же быть гуманитариями да журналистами! А младшему Артему всего 8 лет. Пытливый возраст разумного познания мира. Сын, похоже, растет мануалом, который все любит делать собственными руками: собирать, копать, строить, старается разбираться в технике. Видимо, и здесь сказываются гены: сам Александр Витальевич заядлый дачник, причем отдается своему хобби полностью и все старается делать своими руками. Смастерил деревянную беседку, укрепляет террасы, высадил десятки фруктовых деревьев. Одних только томатов в прошлом году собрал больше 300 кг!
- Мы пришли на эту землю исполнить некий долг, — уверен Александр Витальевич. — У мужчины должно быть свое дело. Человек, у которого его нет, страдает из-за нелюбимого занятия. Такой человек по определению не может быть счастливым. Считаю, что в творческом плане — да и не только в творческом! — моя жизнь удалась. Но останавливаться на достигнутом не намерен. Ведь сама жизнь угасает тогда, когда жить становится скучно, неинтересно.
Чего только не приходилось Топчему делать в кадре в разные годы: он пел, жонглировал, танцевал с цыганами, спускался в колодцы, плавал под водой. Он до сих пор, несмотря на солидный возраст, поредевшие волосы и седины, в душе остается ребенком, способным удивляться и удивлять. Для него день без нового открытия или же просто без улыбки — пропавший. Примечательно, что до сих пор по давно заведенной привычке свой каждый прожитый день он мысленно оценивает по пятибалльной шкале. И как суровый критик редко когда сам себе ставит пятерки, все больше тройки да четверки.
- Это не самоедство, не прихоть, — комментирует он свое чудное занятие. — Важно держать планку, не заниматься отговорками, чтобы не потерять уважение к себе.
Друзья, коллеги и многочисленные почитатели Александра Витальевича уверены в том, что талант Топчего раскроется еще больше и засверкает новыми гранями. Ясно одно: с такой непоседливой натурой почивать на лаврах он явно не собирается.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |