От исследователей Ольвии (была основана в VI веке до нашей эры выходцами из Милета и просуществовала почти тысячелетие) не раз приходилось слышать о мольпах. На вопрос, кто были эти люди, археологи, а беседовать с ними доводилось прямо на раскопах, по причине цейтнота отвечали кратко: так называли ч ленов аристократического религиозного союза. И столь скупая информация удовлетворяла при подготовке оперативных журналистских материалов. Сегодня же, в археологическое межсезонье, можно подробнее поговорить о мольпах.
Итак, что известно ученым об этом религиозном объединении и его роли в жизни греческого полиса?
Поиск ответа на этот вопрос отсылает нас в глубину веков. Там, у великого Гомера, слово мольпы означало «певцы», или точнее — исполнители ритуальных песен и плясок. Советский историк-античник Эдуард Фролов писал, что институт мольпов происходит от древнейшего религиозно-агонального корня, который затем приобрел и политическое значение. «Агоны» у древних греков означало состязания, игры. В нашем случае — соревнование в ритуальных песнях и плясках.
Когда и как стало известно, что в Ольвии действовал союз мольпов? В 1950-х годах при раскопках центральной части города, где в древности находился священный участок, археологи обнаружили разные эпиграфические документы, среди которых были посвящения богу Аполлону Дельфинию, изданные в середине — третьей четверти V века до нашей эры. Поначалу возможность отнесения этих фрагментарно сохранившихся надписей к объединению мольпов не принималась в расчет, писал известный историк и нумизмат Петр Карышковский. Предположение о наличии в одном из посвящений слова «мольпы» выдвигалось в крайне осторожной форме. Из обрывков строк на двух обломках плиты, служившей постаментом для статуи, ученые восстановили такую фразу: «мольпы посвятили меня Аполлону Дельфинию при Дионисодоре, (сыне) Ленея, айсимнете мольпов». Дальше, очевидно, следовал список членов коллегии.
Издатели же книги «Надписи Ольвии. 1917 — 1965» восстановили надпись в таком варианте: «мольпы меня посвятили Аполлону Дельфинию при Дионисодоре, сыне Ленея, сына Мольпагора, архонте стефанефоре...». Тут же была помещена оговорка такого содержания: если данное восстановление первого слова признать возможным, то это явится «первым указанием на существование в Ольвии союза жрецов-мольпов, связанных с культом бога Аполлона Дельфиния».
Дальнейшие исследования показали, что ученые находились на правильном пути. Так исчезли сомнения в том, что в Ольвии действовала коллегия мольпов. Ее посвятительные надписи выполнялись на постаментах статуй или отдельных мраморных плитах и выставлялись на священном участке, где был храм Аполлона.
Однако собственно ольвийских данных о мольпах было явно недостаточно, чтобы говорить об их месте в жизни Ольвиополиса. И здесь пригодились материалы, полученные зарубежными археологами на рубеже XIX — XX столетий при раскопах Милета. Этот город в античное время являлся крупнейшим греческим центром на западном побережье Малой Азии. Именно выходцы из Милетополиса, как уже сказано выше, основали Ольвию на высоком плато у Гипаниса (Южного Буга). В облюбованное ими место в Скифии колонисты принесли традиции и культуру своей прародины, в том числе пантеон богов, среди которых особенно почитался Аполлон Дельфиний. Между Милетом и Ольвией существовали связи в экономике и других сферах жизни. Геродот, побывавший в наших краях в V веке до нашей эры, писал в своей «Истории» о том, что ольвийские граждане именовали себя милетянами. Между двумя городами-государствами существовал договор об исополитии, то есть равноправии граждан.
Возвращаясь к археологическим находкам в Милете, нужно сказать, что в их числе были такие ценные документы, как списки жрецов-эпонимов, начинавшийся 523 годом до нашей эры, и копия культовых узаконений мольпов.
Они много поведали исследователям. Оказывается, глава милетских мольпов (он назывался «айсимнет») одновременно являлся городским эпонимом. Эпоним — буквально «по имени». Здесь будет уместно сослаться на ученого-античника Марину Скржинскую. В греческих полисах, пишет она, каждый год носил имя определенного лица, удостаивавшегося этой чести. Причем время исполнения обязанностей должностными лицами и выборными жрецами, как правило, равнялось одному году. Это постоянство длительности их ежегодной службы дало толчок для использования указанного срока в качестве хронологической единицы, то есть счета времени. Отсюда и начало упоминавшейся выше надписи: «мольпы меня посвятили Аполлону Дельфинию при Дионисодоре».
Кстати, в Ольвии был свой список жрецов-эпонимов храма Аполлона, который тоже найден. Он сохранился примерно наполовину и, по мнению ученого Николая Николаева, включал более трехсот имен. Это был своего рода эпонимный календарь.
Эпиграфические памятники Милета поведали также о структуре союза мольпов. Он состоял по меньшей мере из двух категорий членов — стефанефоров и онитадов. К первым, кроме айсимнета, принадлежали также его помощники — просетайры, имевшие право подносить дары Аполлону. К онитадам причислялись «молодые» или «юные» участники объединения.
Культовыми узаконениями мольпов Милета определялись порядок проведения торжественного шествия в святилище Дидиму, приношений и форма участия представителя государства (басилея, то есть царя) в обрядах, посвященных Аполлону. Законы также устанавливали правила избрания должностных лиц: айсимнета — в ходе состязания в ритуальном пении, просетайров выдвигали филы, то есть территориальные округа. Союз имел свою кассу и свой дом, в котором проходили симпозиумы. Доставка вина и съестных припасов для трапез, а также обслуживание старших мольпов возлагалось на онитадов.
По мнению некоторых ученых, еще до середины V века до нашей эры в Милете в руках айсимнета мольпов сосредоточивалась вся реальная власть. Одно время этот религиозный союз охватывал такую важную сторону конституции Милетополиса, как составление гражданских списков и контроль над их дальнейшим пополнением. Так, в договоре с Селевкией, относящемуся к 212 году до нашей эры, излагалась процедура приобретения милетского гражданства. Если кто-то нарушал ее правила, он подлежал «проверке у мольпов и суду (о присвоении) гражданства».
Надо полагать, что представители знатных семей Ольвии, приезжая на родину дедов и отцов, могли наблюдать празднества в честь Аполлона, на которых особую роль играли мольпы, а также посещать торжественные трапезы этого культового объединения. По образцу метрополии колонисты организовали у себя в Ольвии союз мольпов, считает Марина Скржинская. Членами этого объединения становились представители аристократических родов, ведущих происхождение от предков, издавна живших в Милете. Археолог Иван Снытко тоже придерживается мысли, что союз ольвийских мольпов был олигархическим, клановым. Возможно, его ряды пополнились за счет некоторых милетских мольпов. В частности, они могли приехать в Ольвию в связи с падением Милетополиса под натиском персов в 494 году до нашей эры.
В раннюю эпоху Ольвии, по предположению Петра Карышковского, союз мольпов играл в жизни города определенную политическую роль. Их коллегию, как и в Милете, возглавлял айсимнет, срок его полномочий был традиционным — один год. В составе коллегии, возможно, была особая категория лиц, именовавшаяся стефанефорами и включавшаяся в число подносителей даров Аполлону.
Вероятно, ольвийские мольпы тоже устраивали свои симпозиумы. На них, как и на праздниках Аполлона Дельфиния, важную роль играло пение. Мольпы исполняли гимны в честь своего бога, которого греки считали непревзойденным певцом и музыкантом.
Сохранение за мольпами определенной политической роли в Ольвиополисе ко времени, которым датируются упоминавшиеся выше посвящения, сомнительно. В эти десятилетия, полагают ученые, олигархию в Ольвии могла сменить тирания под протекторатом скифских царей. Возможно, тиранами поочередно были айсимнеты мольпов. То есть, возможно, они опирались на аристократические роды Ольвии и не считали нужным ликвидировать старинное культовое объединение знати. Но в какое-то время тираническое притеснение мольпов стало для них неприемлемым, и они могли быть в числе инициаторов свержения тирании. На рубеже V — IV веков до нашей эры в Ольвии установилась демократия. Что же было с мольпами?
Приведем мнение Николая Николаева, автора изданной в 2008 году монографии «Политическая и культовая элита Ольвии
IV — I вв. до н. э.». Он, в частности, пишет, что институт мольпов в Ольвии и Милете развивался, вероятно, параллельно до рубежа V — IV веков до нашей эры. А вот дальше в этом аспекте были различия. Особенность исторического процесса в Ольвии состоит, вероятно, в ликвидации коллегии мольпов вследствие обострения клановой борьбы, завершившейся демократическим переворотом и отстранением тирана-айсимнета(?). Это привело к замене мольпов жрецами храма Аполлона. В Милете же айсимнеты мольпов исполняли эпонимные должности до начала нашей эры.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |