ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Кто мы есть?
26.03.2011 / Газета: Рідне Прибужжя / № 33(3067) / Тираж: 6008

Открывая свою страничку в такой популярной газете и рассчитывая на регулярное общение с вами, дорогой читатель, необходимо, конечно, представиться. Можно было бы, как полагается, просто отчеканить — Николаевский академический художественный русский драматический театр. Но много ли вам это скажет? Безусловно, вы не раз были на наших спектаклях. Возможно, вы хорошо знакомы с нашей труппой. Но, поверьте, для полноценного знакомства эта информация слишком скупа. Сегодня мы хотим рассказать о себе, как рассказывают обычно о наших артистах — биографично, детально, ёмко. Итак, историю своего 77-летнего существования постараемся изложить так, чтобы вы не успели заскучать.

Из постановления Николаевского совета от 3 января 1835 года «Об организации в Николаеве стационарного театра»:

1. Поставить вопрос перед Наркомпросом УССР об утверждении в Николаеве стационарного русского театра.

2. Организовать стационарный театр на базе ныне работающего гастрольного русского театра «Шахтёрка Донбасса».

Передвижной театр «Шахтёрка Донбасса» (первый русский театр Советской Украины) гастролировал в Николаеве довольно часто. Вот и осенью 1934 года из родного Луганска он снова приехал в наш город, как оказалось, чтобы остаться здесь навсегда. Директором первого стационарного театра в г. Николаеве стал А. Вайсенблюм, художественным руководителем — режиссёр Е. Венгре. Открывались «Оптимистической трагедией» В. Вишневского. В репертуаре первых лет в основном классика и советская драматургия: «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Дети Солнца» М. Горького, «Кремлёвские куранты» Н. Погодина, «Женитьба» Н. Гоголя, «Вишнёвый сад» А. Чехова, «Живой труп» Л. Толстого, «Отелло» У. Шекспира. Труппа состояла из артистов весьма опытных, много лет оттачивавших своё мастерство как на сценах разных театров, так и в сложных условиях импровизированных сценических площадок на шахтах, заводах. С искренним восторгом и неизменной любовью принимал рабочий николаевский зритель А. Чудинову, П. Нятко, А. Юрову, М. Любимову, Д. Славина, Н. Огонь-Догановскую, П. Иванова, В. Высокова, С. Лукьянова и других. Довольно скоро сменилось руководство театра, но идейная направленность, эстетические принципы, гражданские позиции остались незыблемы. Зазвучали новые имена. Молодёжь сильная, смелая, целеустремлённая постигала азы актёрского мастерства, вдохновенно беря за пример творчество коллег старшего поколения.

В 1939 году после гибели лётчика Валерия Чкалова театру присвоили его имя. Чкаловцами называли коллектив до 1994-го, пока театру не вернули наименование «художественный», приставленное когда-то ещё «Шахтёрке Донбасса».

Из постановления от 2 августа 1941 года «О дальнейшей работе областного театра им. Чкалова в Николаеве»: «В связи с тем, что дальнейшая нормальная работа в условиях военного времени нарушена, — отпустить работников театра до дальнейшего распоряжения... Для сохранения творческого состава театра эвакуировать его... в район Урала...». Так, с января 1942-го коллектив возобновил свою работу уже в г. Алапаевске премьерным спектаклем «Парень из нашего города» К. Симонова. За 27 месяцев пребывания на уральской земле театр выпустил 27 премьер. Давали концерты в воинских частях, госпиталях, на других военных объектах. В Николаев вернулись только в сентябре 1944 года.

Конец 40-х, 50-е — время необыкновенного творческого подъёма, новаторства, роста молодых актёрских сил. Чудесное время расцвета. Театром руководили М. Перлов, Е. Венгре, Д. Крамской, В. Данилов. На обновлённой после войны сцене шли «Воскресенье» Л. Толстого, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Флаг адмирала» А. Штейна, «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука, «Отверженные» В. Гюго, «На дне» М. Горького, «Всеми забытый» Н. Хикметова. Творили личности талантливые, неординарные, влюблённые в непростой актёрский труд: К. Милич, Б. Сабуров, А. Квасенко, П. Довгаль, А. Михайлов, Д. Гуторов, А. Кучинский, Г. Клишко, И. Сигина и многие другие.

Удержаться долгое время на пике успеха в искусстве всегда сложно. Театр постепенно начал сбавлять набранные обороты, словно огромный корабль, садясь на мель. Самые яркие работы периода 1959-1969 годов: «Иркутская история» А. Арбузова (режиссёр — С. Шейко), «Океан» А. Штейна (режиссёр — С. Шейко), «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса (режиссёр — В. Шабанов), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (режиссёр — В. Шабанов), «Угрюм-река» В. Шишкова (режиссёр — Ю. Юровский). В коллектив влились бесспорно талантливые Р. Гинет, Н. Троянова, Н. Троянов, Е. Пусеп, Л. Морозова, Т. Игнатченко.

Вывести театр из затянувшегося творческого кризиса удалось режиссёру А. Литко. Молодой, целеустремлённый, амбициозный, принципиальный в вопросах репертуарной политики, он умело отстаивал свои творческие позиции, созидая новый Театр, но не разрушая, при этом, лучшие традиции коллектива. «Ночная повесть» К. Хоиньски, «Каса маре» И. Друцэ, «Солдатская вдова» Н. Анкилова, «Идиот» Ф. Достоевского — спектакли в постановке А. Литко, постепенно поднявшие чкаловцев до достойного художественного и профессионального уровня. Смело творили рядом с Мастером и очередные режиссёры: А. Воронин («Под каштанами Праги» К. Симонова, «Пока арба не перевернулась» Б. Голубовского, «Сказки старого Арбата» А. Арбузова) и А. Маляров («Однажды, в Новогоднюю ночь» Э. Брагинского, Э. Рязанова, «Вкус черешни» А. Осецкой, «Тогда, в Севилье» С. Алёшина). Раскрывается глубокий актёрский потенциал А. Сыромятникова, Е. Гашинского, В. Кузьмина, Л. Платоновой, Н. Трояновой.

С уходом А. Литко в 1973 году руководство театром принимает В. Оглоблин. Формируя труппу, приглашает уже опытных Е. Лицканович, П. Морозенко, В. Ивченко, Л. Попова, Л. Костинникова, В. Мекш, молодёжь — выпускников Харьковского театрального института. Проработав два сезона, переоборудовав здание, реорганизовав техническую базу, выпустив ряд ярких спектаклей, пронизанных драматизмом жизненной правды, глубиной философской мысли, верностью гражданским идеалам («Чудаки» М. Горького, «Долги наши» Э. Володарского, «Без вины виноватые» А. Островского), он покидает театр в 1975 году по причинам, как принято считать, организационно-финансового характера.

Новую, пусть и не насыщенную особыми высокохудожественными достижениями, страницу в историю нашего театра вписал режиссёр М. Юфа. Отметить следует самую первую его работу — «Характеры» В. Шукшина, имевшую потрясающий успех у публики. Далее следовали «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Шёл солдат с фронта» В. Катаева, «Звоните и приезжайте» А. Алексина, «Между ливнями» А. Штейна. В поиске новых творческих путей к созданию актуального репертуара находились очередные режиссёры А. Новицкий («Верните бабушку» В. Мхитаряна, «Открытия» Ю. Щербака), В. Псяревский («Святая святых» И. Друцэ, «Святой и грешный» М. Варфоломеева, «Любовь под вязами» Ю. О'Нила), Г. Пименов («История одной любви» К. Симонова, «Итальянская трагедия» по роману Э. Войнич «Овод»). Последний в 1978 году становится главным, внося своими постановками проблемные темы в репертуар театра. «Мы серьёзно стремимся уйти от бездумной развлекательности, от «зрелища ни о чём», пытаемся пригласить зрителя вместе с нами задуматься, взволноваться, занять активную жизненную позицию». Плодотворным выдалось его сотрудничество с коллективом театра, творческую силу которого в то время составляли Е. Пусеп, В. Кузьмин, Е. Гашинский, А. Сыромятников, Н. Троянова, Р. Гинет, В. Ивченко, А. Квасенко, Л. Чарковская. Умело проявляли таланты С. Лагошняк, С. Слабожанинова, А. Вербец, В. Жуков, Р. Мороз. Родились спектакли глубоко философские, проникнутые сатирическим взглядом режиссёра на жизненные драмы: «Последний срок» и «Живи и помни» В. Распутина, «Сердце Луиджи» И. Буковчана, «Замок Броуди» по роману А. Кронина, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Берег» по роману Ю. Бондарева, «Гамлет» У. Шекспира и другие, может, не столь удачные. Также репертуар театра пополнился «Аморальной историей» Э. Брагинского, Э. Рязанова, «Необыкновенным уроком» В. Бойко в постановке А. Новицкого, «Поговорим о странностях любви» Г. Мамлина в постановке В. Савинова, «Восьмым чудом света» А. Вербеца в постановке В. Пасечника, «Всё начинается с любви» Л. Голубенко, В. Сушенко, В. Хаита в постановке М. Куренного под руководством Г. Пименова.

Осень 1982 года. Главный режиссёр теперь — Н. Коваль. Главные творческие ориентиры теперь — на «большую литературу» (по утверждению самого Николая Владимировича). На сцене один за другим появляются спектакли разные по жанру, стилистике, тематике, делая афишу театра удивительно пёстрой, многоликой. Это и «Похороны в Калифорнии» Р. Ибрагимбекова (постановщик — Н. Коваль), «В этой девушке что-то есть» Г. Рябкина (постановщик — А. Новицкий), «Моя профессия — синьор из высшего общества» Д. Скарначчи, Р. Тарапузи (постановщик — А. Новицкий), «Восточная трибуна» А. Галина (постановщик — В. Ганчо, Н. Коваль), «Две стрелы» А. Володина (постановщик — А. Новицкий), «Мать» К. Чапека (постановщик — Н. Коваль) и другие. Неотъемлемой частью творческих поисков и экспериментов театра становится малая сцена. В её пределах главный режиссёр позволяет пробовать себя в режиссуре заведующему музыкальной частью театра А. Шатуре, артистам В. Савинову, Г. Дашковскому. Труппа пополняется новыми артистами (А. и Л. Соколовы, Е. Сокольченко, И. Львова, И. Миногин, В. Остафийчук.) В театре проводятся зрительские конференции, творческие встречи, концерты, гастроли известнейших артистов страны. В неутомимых трудах возникают новые режиссёрские полотна. Невозможно не вспомнить «Бумажный патефон» и «Спроси когда-нибудь у трав» Я. Стельмаха в постановке А. Новицкого, «Мужчина и женщины, или Бурные дни А.С. Гарунского» Л. Зорина в постановке В. Пасечника, «Горе от ума» А. Грибоедова в постановке Н. Коваля. Пятидесятый театральный сезон представил на суд зрителя «С трёх до шести» А. Чхеидзе, «Тревожный месяц вересень» В. Смирнова, «Цилиндр» Э. де Филиппо, «Флаг адмирала» А. Штейна. Жизнь творческого коллектива под руководством Николая Владимировича была какое-то время необыкновенно многогранной. Но время это подходило к концу. Ряд не очень удачных постановок, конфликты в коллективе... Н. Коваль покидает театр.

Возвращение А. Литко в 1987 году знаменовало новый этап в становлении и росте профессиональной культуры театра. Репертуарная политика вновь тяготеет к драматургическому материалу, поднимающему исключительно проблемные социальные, нравственные, морально-этические темы. Так, в творческом багаже театра появляются «Олимпийки» А. Галина (режиссёр — А. Литко), «Железные солдаты» В. Босовича (режиссёр — В. Ганчо), «Свалка» А. Дударева (режиссёр — В. Внуков), «Игра теней» Ю. Эдлиса, «Поминальная молитва» Г. Горина (режиссёр — А. Литко), «За все грехи мои» Л. Разумовской (режиссёр — В. Ганчо), «Страсти по Иисусу» А. Малярова (режиссёр — А. Литко). «Моей целью всегда было проникать при помощи театрального медиума в глубины и сложности внутреннего мира человека, стараясь отыскать в его лабиринтах причины поступков — каков их смысл, что составляет суть бытия. Прийти от жизни вещей к жизни идей — вот идеал мой и нашего театра», — писал тогда Анатолий Яковлевич. Он уверенно шёл к своей афише. К своему Театру. «Шельменко-денщик» Г. Квитки-Основьяненко, «Полуночное рандеву, или Совиновники» И. Гёте, «Куплю вашего мужа» Н. Задорнова (постановщик — Н. Кравченко), «Экспромт» А. Вилькина, Н. Славутина (постановщик — С. Бульба), «Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской (постановщик — А. Литко)... Проблемы театра от проблем всего общества неотделимы. Общество переживало тяжёлый период перестройки и это не могло не отразиться на жизни и творчестве нашего театрального коллектива. На афише всё чаще появлялись пьесы случайные, не вписывающиеся в обычно продуманный репертуар. Свой 60-й юбилей театр встретил, потеряв по ряду причин верно взятый курс.

Вывести театр из социально и творчески тупикового положения — именно такую задачу поставил перед собой новый художественный руководитель Н. Кравченко, пришедший в 1996 году на смену А. Литко. Началась новая веха в истории нашего театра. Энергичный, инициативный, неутомимый в борьбе на пути к достижению своих целей, Николай Антонович за довольно короткое время вернул коллективу авторитет сильной, шагающей в ногу со временем творческой организации, способной высоким художественным мастерством создаваемых произведений уверенно поднимать культурный уровень города и области. И не только! Планы смелые, амбициозные позволили воплотить в жизнь интереснейший проект — в 2006 году в стенах театра был организован и проведён I театральный фестиваль международного Черноморского клуба «Homo Ludens» («Человек играющий»). С тех пор наш коллектив представляет современное театральное искусство Украины культурному мировому сообществу не только во время заграничных гастролей, но и в рамках этого ежегодного театрального форума.

Впрочем, уважаемый читатель, все яркие (и не очень) события последних как минимум десяти лет развивались непосредственно на ваших глазах и этот период нашего творческого труда вы знаете достаточно хорошо. Два года здание театра находилось на реконструкции (кстати, работы по реконструкции до сих пор не окончены) и вы были свидетелями наших мытарств по чужим площадкам. Счастливый 70-летний юбилей вы разделили с нами в обновлённом здании. Видели ряд самых разных премьер самых разных режиссёров («Эмма» Я. Стельмаха в постановке Н. Яремкива, «Очень простая история» М. Ладо, «Вишнёвый сад» А. Чехова, «Кабала святош» М. Булгакова в постановке П. Бойко, «Бесприданник» Л. Разумовской, «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина в постановке А. Новицкого, «Эмилия Галотти» Г. Лессинга, «Моя жена — лгунья» М. Эннекен и М. Мэйо в постановке Г. Пименова, «Лист ожидания» А. Марданя в постановке А. Голубенко, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира в постановке В. Савинова, «По ту сторону луны» В. Жеребцова в постановке С. Чверкалюка, «Дорогая Памела» Дж. Патрика, «Лесная песня» Л. Украинки, «Девичник» А. Менчела в постановке Н. Кравченко, многие другие), фестивальные спектакли на нашей сцене иностранных коллективов, гастроли знаменитостей и, безусловно, торжество в 2009 году по поводу 75-летия.

Сегодня в репертуаре театра 29 наименований. В этом сезоне мы предложили вам три новых спектакля: «Папа в паутине» Р. Куни (режиссёр — С. Чулков), «Смешные деньги» Р. Куни (режиссёр — Н. Кравченко), «Снежная королева» С. Чверкалюка (он же и режиссёр). На подходе ещё две чудные пьесы, но интригу хочется держать подольше. Готовимся к очередной поездке за границу, к проведению юбилейного V театрального фестиваля международного Черноморского клуба «Homo Ludens» («Человек играющий»). Совсем недавно труппа пополнилась двумя молодыми артистами, уже имеющими довольно большой опыт работы на профессиональной сцене.

Смеем надеяться, что столь продолжительной статьёй, обозначившей знакомство, мы вас не утомили. Дальше — перейдём к персоналиям: в следующих выпусках театральной странички уделим пристальное внимание каждому представителю творческого коллектива, гордо носящего название Николаевский академический художественный русский драматический театр.

Автор: Марина ВАСИЛЬЕВА, заведующая литературно-драматическим отделом театра, актриса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту