Одну и ту же очаковскую мотофелюгу с краснокнижной рыбой столичные рыбинспекторы задержали дважды -15 февраля и 15 марта. Предположительный ущерб, нанесенный государству, оценивается в 200 тысяч гривен. Новость о ЧП, подхваченная СМИ, мгновенно вышла за рамки очаковского масштаба и всколыхнула общественность. Различные версии и предположения породили множество вопросов, на которые редакция «НБ» попыталась получить ответы.
Рыбных дел мастера
В редакцию «НБ» обратились очаковские рыбаки с коллективным письмом (19 подписей), в котором они изложили кричащие факты злоупотреблений со стороны начальника областного управления «Николаевгосрыбохраны» Игоря Копейки. Задержание браконьеров в феврале и марте рыбаки напрямую связывают с именем главного областного начальника. Об этом! по их словам, они уже сообщили в комитет Верховной Рады по борьбе с организованной преступностью, в Генеральную прокуратуру и Президенту Украины. Письмо в редакцию по поручению рыбаков привез Александр Громовой -директор Очаковского рыболовецкого частного предприятия, рыбак с большим стажем работы.
- Изначально, когда в Николаевскую рыбинспекцию пришел руководителем Игорь Копейка, — пишут в своем письме очаконцы, — он собрал всех рыбаков в ресторане и перед телевизионными камерами открыто объявил борьбу с браконьерами, а нам пообещал, что отныне он для нас станет самым близким другом и товарищем. Какое-то время так и было. Затем начались поборы: если раньше рыбинс-пекции платили деньги лишь приближенные браконьеры, то за один год практически всех рыбаков «поставили на счетчик». Методика проста: устанавливается месячная такса (от 1000 грн. до 500 долларов США) за право работать, в конце месяца приходит от Копейки рыбинспектор и забирает деньги. Причем, установленная такса изымалась, несмотря на то, работали рыбаки или нет. Сумма зависела от места лова, количества рыбаков и сетей, размеров плавсредства, видов объектов промысла.
Согласитесь, рассказывают рыбаки, после такого расклада выходит» что крышуемые рыбоохраной браконьеры платят Копейке столько же, сколько и промысловики. А поскольку браконьеры не платят налогов, не проводят технических осмотров и т.д., то многие рыбаки подумывают свернуть свое дело и перейти в браконьеры, ведь так выгоднее. За время работы Копейки в должности начальника Николаевской рыбинспекции и начальника Южного бассейнового управления количество пользователей уменьшилось почти в два раза. Уже нет таких пользователей, как Смыкалов, Садченко, Герасимец, «Бавар», «Ларич» и другие. Это все те люди, которые осмелились сказать Копейке «нет».
- Сегодня в фаворитах у
Игоря Копейки ходит его заместитель Юхненко Валерий Захарович — начальник отдела охраны водных живых ресурсов. Это назначение для всех было странным, ведь все рыбаки знают, что у Юхненко нет образования по специальности, да и в прошлом был заядлым браконьером, равных которому на Южном Буге не было. Работу в инспекции Валерий Захарович начал с того, что на свою жену открыл предпринимательство, получив в Госкомрыбхозе квоту на водные живые ресурсы. Промышляли сначала в Днепро-Бугском лимане, а затем перешли в Черное море. Да и не просто Черное море, а еще и камбалу калкан удалось выхлопотать. С каких заслуг жена Юхненко получила такие блага, тогда как другим пользователям приходится годами работать в Черном море и долго ждать права на выделение квоты на калкан? Уж не коррупция ли это? — спрашивают обратившиеся в редакцию рыбаки.
Рассказали они и о том, как их вынуждали платить деньги, якобы, для Киева за выделения квоты.
- Брали сначала не со всех, а выборочно: с тех, кто провинился, кто хочет больше нормы, в общем, искали слабое место. Рыбаки давали деньги, а квоты выделялись как обычно или меньше. В конце 2010 года всех пользователей по списку стали вызывать прямо в кабинет Копейки или Юхненко и в открытую требовали деньги на выделение квоты, опять якобы для Госкомрыбхоза. Сначала требовали 10 процентов от оптовой стоимости рыбы по выделенной квоте. Лишь после того, как рыбаки возмутились, подход изменился: каждому рыбаку индивидуально была озвучена
сумма от одной до двух тысяч долларов США. Разговор был коротким: либо платишь и работаешь, либо уходи и не мешайся под ногами. Что характерно, руководство рыбинспекции вело себя уж очень уверенно: если раньше подобные разговоры велись тет-а-тет в беседке возле воды, то сейчас это все озвучивалось в рабочем кабинете начальников. Рыбаки трусили и давали деньги, никто не осмеливался состязаться с гигантской машиной по вымоганию денег, именуемой Николаевская ры-бинспекция. Дали деньги даже те, кто позиционировал себя как оппозиция Копейке. Дали потому, что все потеряли веру в то, что в этой отрасли можно навести порядок.
В народе говорят, что аппетиты приходят во время еды. Так, вероятно, было и у руководства рыбинспекции. Как рассказали в своем письме рыбаки, собрали их как-то и в открытую сказали, мол, все, ребята, шара закончилась, мы тут прикинули, с вас 30 процентов от всего улова рыбы, вам 70 процентов с головой хватит, а кто не согласен — до свиданья. Чуть позже 30-процентную мзду увеличили до 40 процентов, кроме того, предполагалось все забирать рыбой прямо на воде. Говорят, даже рыбинспекторы таким раскладом были крайне удивлены. И не потому, что они такие гуманные, ведь Копейка сам деньги у рыбаков не берет, это делают его инспекторы. Видать,, он прикинул, при таком подходе у рыбаков могут не выдержать нервы, и они пойдут на что угодно, вплоть до заявления в прокуратуру и СБУ. Хотя Копейка, как известно, всегда выходил сухим из воды. Помнят историю с районным инспектором Валерием Заброцким, который за такие дела сел в тюрьму, а Копейка от него открестился. И если сегодня ничего не изменится, опять кто-то сядет.
На собрании, организованном рыбинспекцией, их строго предупредили: если кто нарушит установленный порядок, будет наказан». А порядок следующий. Чтобы, рыбаки не пытались скрыть .улов, им приказано выходить на промысел группой. Также предписано докладывать в инспекцию о планируемом выходе и согласовывать время и квадраты, где они будут работать под контролем оперативной группы, руководимой Валерием Юхненко. Группа будет перевешивать или пересчитывать улов и забирать причитающую руководству долю. Вот так!
Ночные рандеву со столичными инспекторами
15 февраля 2011 года, около полуночи, инспектором Государственного комитета рыбного хозяйства Носенко во время проведения рейдов по выявлению фактов незаконного вылова водных живых ресурсов в городе Очакове на причале №334 задержана мотофелюга ЯМК 0041. В ней обнаружено и изъято 83 рыбины осетровых пород, занесенных в Красную книгу. Выловленная браконьерами рыба была в основном осетровым молодняком, весом от 2 до 5 килограммов (стандартная севрюга может достигать нескольких десятков килограммов). Поэтому можно сделать вывод, что браконьеры, уничтожая молодняк, на корню подрывали будущее существование этого вида рыбы в бассейне Черного моря.
Обратите внимание, что севрюга была обнаружена не спрятанной на берегу и не в автомобиле, а именно в фелюге. Заметьте, пришла она на территорию Очаковской рыбинспекции. Зафиксирован и номер фелюги — ЯМК 0041. В отношении капитана судна В.Н. Кучеренко составлен административный протокол.
То, что рыба была выловлена сетями, признал один из браконьеров. В фелюге обнаружены и орудия лова — сети, которые инспектор характеризует как запрещенные.
По сообщению правоохранителей, у браконьеров обнаружены документы, выданные на ФОП Юхненко. В изъятых удостоверениях рыбака указано место работы: «ФОП Юхненко».
Выходит, жена главного хранителя областных водных живых ресурсов занимается браконьерством?
По данному факту Очаковским городским отделом мили-
ции было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 249 Уголовного кодекса Украины.
Спустя месяц, 15 марта, сотрудниками Госпогранслужбы Украины в акватории Черного моря снова была задержана все та же мотофелюга, на борту которой обнаружили 12 мокрых сеток и спрятанный в мешках браконьерский улов — 24 севрюги и 2 осетра общим весом более 85 килограммов. Как сообщили в пресс-службе Госпогранслужбы, мотофелюгу отконвоировали в Одесский порт, а в отношении нескольких рыбаков оформили протоколы о нарушении пограничного режима. Представители Главрыбвода составили документы админпроизводства за грубое нарушение правил рыболовства. По их подсчетам, браконьеры нанесли ущерб на 76 тысяч гривен. Снасти у рыбаков изъяли. Материалы правонарушения переданы в природоохранную прокуратуру для принятия правового решения.
Хотя еще в феврале, при первом задержании мотофелюги дело получило широкую огласку в СМИ, и председатель Госкомрыбхоза Дроник B.C. лично держал его на контроле, пообещав общественности справедливо разобраться и наказать виновных.
- По факту незаконного вылова рыбы осетровых пород 23 февраля возбуждено уголовное дело. Сейчас идет расследование, — прокомментировал журналисту «НБ» начальник
следственного отдела Очаковского райотдела милиции Сергей Антоненко. — О том, когда дело будет передано в суд, сегодня трудно сказать, ведь задержание производили киевляне -сотрудники Государственного комитета рыбного хозяйства Украины, и все первоначальные документы находятся у них. Допрашиваем очевидцев. Решается вопрос ареста данной мотофелюги. Насколько мне известно, при первом задержании капитан судна написал расписку об ее сохранности. Хозяйкой фелюги является жительница города Очакова Иванова Мария Николаевна.
«Самым опасным браконьером в нашей стране является государство»
Так считает главный рыболов Украины Александр Чистяков, возглавляющий ассоциацию рыболовов Украины. В своих комментариях журналисту «НБ» по двойному задержанию мотофелюги, косвенно имеющей отношение к руководству рыбинспекции в Николаевской области, он заявил:
- Чиновники выдают разрешение на уничтожение природы. Эти мужи обязаны пополнять запасы рыбы и сохранять их исчезающие виды, но выходит так, что люди, которые там работают, видят только собственный карман. Сегодня 23 вида рыбы на грани исчезновения, 13 мы уже потеряли безвозвратно. Вспомните историю, во времена Петра I, когда проходил нерест, даже в колокола не звонили, боясь переполошить рыбу, тогда как в прошлом году во время нереста для непонятных научных целей было выловлено 4,5 тыс. тонн нерестовой рыбы. Простыми словами — идет массовое истребление рыбы как вида. Ученые давно бьют тревогу. Повсеместно процветает коррупция: пока рыбодо-бывающие предприятия доходят непосредственно до ловли, они вынуждены платить колоссальные взятки. Неудивительно, что потом им приходится отбивать затраченные денежки, потому и начинается неконтролируемое истребление всего живого — лов тралами, волоком, сетями с микроячейками, после которых остаются одни ракушки на дне. Посмотрите, сегодня все наши водоемы затянуты сетями. Простому рыбаку-любителю негде спиннинг забросить. Ну, а по николаевскому случаю браконьерства на днях я разговаривал с председателем Гос-комрыбхоза Виктором Сергеевичем Дронником, и, надеюсь, скоро будут сделаны соответствующие выводы. Пока идет следствие.
Борьба за рынок рыбы
Так получилось, что вместе с представителями очаковских рыбаков в редакцию пришел и предприниматель Евгений Полтавчук, занимающийся торговлей свежей рыбой в городе Николаеве. Как пояснил Евгений Анатольевич, он представляет интересы многих людей, волею судьбы вынужденных торговать свежей рыбой на территории, прилегающей к Центральному рынку — на трамвайном кольце по ул. 8 Марта.
безвозвратно. Вспомните историю, во времена Петра I, когда проходил нерест, даже в колокола не звонили, боясь переполошить рыбу, тогда как в прошлом году во время нереста для непонятных научных целей было выловлено 4,5 тыс. тонн нерестовой рыбы. Простыми словами — идет массовое истребление рыбы как вида. Ученые давно бьют тревогу. Повсеместно процветает коррупция: пока рыбодобывающие предприятия доходят непосредственно до ловли, они вынуждены платить колоссальные взятки. Неудивительно, что потом им приходится отбивать затраченные денежки, потому и начинается неконтролируемое истребление всего живого — лов тралами, волоком, сетями с микроячейками, после которых остаются одни ракушки на дне. Посмотрите, сегодня все наши водоемы затянуты сетями. Простому рыбаку-любителю негде спиннинг забросить. Ну, а по николаевскому случаю браконьерства на днях я разговаривал с председателем Госкомрыбхоза Виктором Сергеевичем Дронником, и, надеюсь, скоро будут сделаны соответствующие выводы. Пока идет следствие.
Борьба за рынок рыбы
Так получилось, что вместе с представителями очаковских рыбаков в редакцию пришел и предприниматель Евгений Полтавчук, занимающийся торговлей свежей рыбой в городе Николаеве. Как пояснил Евгений Анатольевич, он представляет интересы многих людей, волею судьбы вынужденных торговать свежей рыбой на территории, прилегающей к Центральному рынку — на трамвайном кольце по ул. 8 Марта.
- Уже семь лет на этом месте мы торгуем свежей рыбой. Торгуем стихийно, — заметил Евгений Полтавчук, — потому как все семь лет пытаемся законно оформить это место как торговую площадку, но городская власть по надуманным причинам отказывает нам в этом. В сентябре 2009 года сессия горсовета передала территорию стихийного рынка некой Гонзе Т.Е. для организации предпринимательской деятельности. Чуть позже городская прокуратура отменит это решение, однако дальнейшее разрешение наболевшего вопроса, к сожалению, затормозилось. Кроме того, как нам стало известно, в прошлом году с легкой руки господина Копейки депутаты дали добро на размещение в городе на главных городских перекрестках 21 киоска по продаже рыбы.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Когда верстался номер, на пороге редакции появилась другая группа очаковских рыбаков. Они принесли в редакцию коллективное письмо противоположного содержания. Очевидно, среди подписавшихся под первой жалобой в редакцию были несогласные, поэтому ее содержание стало достоянием всех очаковских рыбаков и вызвало неоднозначную реакцию. Чтобы быть объективными, мы не могли не учесть их мнение в данной ситуации.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.123Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |