Когда-то, говорят, моряки гуляли по улицам Николаева. И это придавало нашему городу особый шик: Николаев — город корабелов и моряков. Да где же ты их сейчас найдешь? Вот разве что на улице Мореходной, 2, в Николаевской «мореходке». Последний, так сказать, оплот. Сохранившееся морское учебное заведение еще со времен Екатерины II, пережившее революции, войны, перестройки, развал Союза, всегда было единственным в нашем городе, которое готовило самых востребованных специалистов морских профессий. Теперь оно оказалось единственным в Украине.
«Это Чаша сЧастьЯ, горьковатого от слез»
Организация жизни в школе — полувоенная. Каждое утро — построение, команды, рапорты, дежурно-вахтенная служба. Жизнь в мореходке — это фотография жизни на судне. Там никто ничего два раза не повторяет, не выполнишь команду — море накажет. Ребята живут в кубриках, несут круглосуточную вахту. С первых дней приобщаются к порядку. Не все выдерживают такой режим и дисциплину, а потому некоторые уходят. Но таких — единицы. Море не терпит хлюпиков и маменькиных сыночков. Такие и в «мореходке» не приживаются. А в основном мальчишки с большим интересом принимают условия взрослой игры, которые предлагает школа, и это потом становится их профессией. «Мореходка» никого не заставляет: хочешь — учись! Хорошая наука никогда не помешает. А дорога в море — не прогулка на теплоходе. Она трудная и требует полной отдачи в учебе. Как своеобразный девиз, курсанты часто повторяют слова из песни николаевского поэта Вячеслава Качурина, когда-то испытавшего свою судьбу в море на китобойной флотилии: «Что такое море? Это чаша... счастья горьковатого от слез». Кстати, Вячеслав Качурин бывает в «мореходке», встречается с курсантами, его морские песни запомнились и стали для ребят любимыми.
Слез будет тем меньше, не устают повторять преподаватели мореходной школы, чем выше будет уровень подготовки. Море не прощает ошибок. Оно любит сильных, здоровых, мужественных. Здесь сразу видно, кто есть кто.
С 2005 года решением Кабинета Министров Украины мореходная школа вошла в состав Киевской академии водного транспорта и называется «Обособленное подразделение Государственной академии водного транспорта Николаевское профессионально-техническое училище «Мореходная школа». В школе обучаются около 300 человек по специальностям: моторист-матрос, стюарт-официант, моторист-машинист рефрижераторных установок, матрос-спасатель, электрик судовой, моторист. Из них — около 20 девушек осваивают специальность стюарт-официант для работы на пассажирских судах. В этом году планируется открыть еще одно отделение, которое будет готовить мотористов-рыбаков прибрежного плавания. В группу стюарт-официантов увеличится набор девушек до 50 человек, так как на этих специалистов всегда есть спрос как на морских, так и на речных судах. Школа готовит специалистов на бюджетной основе и по контракту. На бюджете обучаются 130 человек. Сюда принимаются также дети-сироты, ребята из малообеспеченных семей. Из них, как правило, утверждают преподаватели, получаются хорошие моряки, многие продолжают учиться и даже становятся капитанами. Желающие могут учиться по контракту. Это мера вынужденная, поскольку школа финансируется в основном на 40 процентов от потребности, а этого недостаточно для развития учебного заведения.
«Если бы были еще, то и тех согласен»
В этом году Николаевской мореходной школе исполняется 222 года. Она — ровесница нашего города (хотя раньше отсчет вели от момента создания морских классов в 1873 году). По последним документам, которые получены из российского архива Военно-Морского флота из Санкт-Петербурга, дата появления морского образования в Николаеве изменилась. Летом 1789 года, по распоряжению Екатерины II, для организации штурманской школы были направлены «число потребное мичманов для флота нашего Черноморского... из морского кадетского корпуса гардемаринов» и команда воспитанников навигационного класса и гимназии чужестранных единоверцев (дети греческих, болгарских дворян, купцов, среди них были и русские), которые прибыли из Петербурга в Херсон, а оттуда, по распоряжению Потемкина, переправлены в Николаев. Ордером от 23 июня 1789 г. в Николаевский морской порт для организации обучения морских специалистов командировали преподавателя, штурманского капитана Ивана Ивановича Жданова с помощником, 23 учениками в распоряжение обер-интенданта Афанасьева. Планировалось поселить их в Витовке, «а если там с жильем для них не получится, то направить на Фаберову дачу. Если не окажется годного, построить для начала из камыша». Ордером от 27 июня 1789 г. Фалеев повелевал: «Фаберов дом для учеников достроить». 7 июля ученики приступили к занятиям. В учениях же повторяли «математику, прикладывая к вещам, потребляемым в мореплавании при обучаемости наименований снастей и началом мореплавания». 15 апреля 1790 года Афанасьев рапортовал Потемкину, что, по донесению учителя Жданова, 27 его воспитанников обучены и направлены на действующие морские суда Российского Черноморского флота. На рапорте Афанасьева Потемкин написал: «Если бы были еще, то и тех согласен». Потребность в рабочих кадрах для мореплавания была актуальной во все времена.
Вот потому на входе в «мореходку» висит табличка: «Дата рождения — 1789 год». Сейчас трудно подсчитать, сколько специалистов было подготовлено за 222 года существования в нашем городе системы морского обучения. Только за послевоенный период мореходная школа выпустила около 30 тысяч специалистов. Штурманская школа за эти годы меняла свое месторасположение, названия, а в годы гражданской и Великой Отечественной войн прерывала учебный процесс. Но снова восстанавливалась и сушность подготовки морских специалистов сохранила. В послевоенные годы школа приступила к занятиям 9 мая 1944 года как подразделение системы фабрично-заводского обучения. 450 ее выпускников (190 девочек, 250 ребят) пошли работать в Николаевский морской порт. 1 ноября 1945 года ФЗУ было реорганизовано в школу морского обучения под подчинением морского порта в Одессе. Почти все первые послевоенные выпускники были направлены в г.Измаил.
- Четыре года назад в школу приезжали эти выпускники, — рассказывает заместитель директора по учебно-методической работе Л.Т.Посунько. — Их осталось уже мало, все они седые, пожилые, уважаемые люди, прошедшие немало миль по морям-океанам и закаленные житейскими испытаниями. Они рассказывали, что тогда, в 46-м, в Измаиле они увидели вместо моря разрушенный город, затопленные суда. Но эти трудности их не испугали. Работали, учились, отстраивали флот. Все они теперь — капитаны дальнего плавания, орденоносцы. Из трех Героев Социалистического Труда, которые были за всю историю Измаильского морского пароходства, два выпускника — из Николаевской мореходной школы 1946 года. Теперь они вспомнили свою родную «мореходку» и спустя почти 60 лет приехали ее навестить. Мы им организовали встречи с курсантами. Интересным получился разговор. И гордились тем, каких специалистов воспитала Николаевская мореходная школа.
С 1952 школа перешла в ведомство Черноморского морского пароходства. С 1990 года — в состав Николаевского морского торгового порта. В основном благодаря тогдашнему начальнику порта Станиславу Стребко (Герою Социалистического Труда, уехавшему потом в Измаил). Он настоял на том, чтобы школа продолжила свое существование несмотря ни на что, ведь специалисты морского дела нашему государству все равно будут нужны. И он не ошибся. Его преемник Валерий Хабаров тоже любил и поддерживал мореходную школу, которая учит азам морской науки, и делал все возможное, чтобы она не закрылась даже в самые трудные годы. Сегодня уже этих руководителей морского порта нет на свете, но «мореходка» хранит о них добрую память.
НауЧить выживать в любых условиЯх
Судьба школы, качество обучения в этом учебном заведении зависела не только от принадлежности к какому-либо ведомству, а и от старых традиций, потребности в морских специалистах, преподавательского состава.
- Я думаю, что такая школа будет существовать всегда, — говорит Л.Т. Посунько. — Потому что на смену нам, преподавателям старшего поколения, работающим в «мореходке» по нескольку десятилетий, приходят молодые преподаватели, прошедшие хорошую морскую и жизненную школу, окончившие высшие учебные заведения, достигшие в своем деле значительных успехов. К примеру, совсем недавно к нам пришел новый директор Александр Корниецкий. Он с отличием окончил школу, Одесскую академию морского транспорта, капитан дальнего плавания. Человек из разряда руководителей, которые способны создавать. Именно такие люди очень нужны сегодня. С его приходом в школу жизнь оживилась. Увеличивается набор и количество направлений специальностей, более успешно решаются вопросы трудоустройства курсантов, плавательной практики, появилась уверенность в завтрашнем дне.
Сам Леонтий Тимофеевич Посунько работает в «мореходке» с 1973 года (был воспитателем, мастером, мастером-методистом и уже 25-й год — заместитель директора). Окончил Ивано-Франковский педагогический институт по специальности «история и обществоведение», до института 9 лет работал на Черноморском судостроительном заводе слесарем-сборщиком. Преподавал историю, обществоведение, политэкономию, рыночную экономику. И хоть его специальность не имеет прямого отношения к морскому делу, Леонтий Тимофеевич в прежние, советские времена, регулярно ходил в загранплаванье на судах Черноморского морского пароходства. Побывал в Японии, Китае, Таиланде, Саудовской Аравии, Италии и других странах. И не только он. Все курсанты в обязательном порядке проходили плавательную практику. Каждый преподаватель один раз в два года должен был пройти 2-, 3-месячную стажировку на флоте.
В Николаевской мореходной школе очень серьезный преподавательский состав. Три капитана дальнего плаванья, капитаны первого и второго ранга, вторые, старшие механики, штурманы — все эти люди, прошедшие морскую закалку, работают в школе. Среди них — капитан первого ранга В. Волошин (судовые энергетические установки), кандидат технических наук доцент Л.Д. Кошкин (выживание и безопасность на море), капитан второго ранга В. Кравченко, окончивший в свое время Николаевскую «мореходку», военно-морскую академию и др. Для них море — не просто отвлеченное понятие, а место работы. Они готовят специалистов для моря. А для того, чтобы научить кого-то, надо знать самому, что это такое.
В мореходную школу принимаются выпускники средней школы. Но есть и специальные морские группы после 9-х классов, которые набирают из числа учеников базовых общеобразовательных школ — №31 и №35. Ребята оканчивают общеобразовательную и мореходную школу одновременно, получают аттестат о среднем образовании и диплом по одной из морских специальностей. Им учиться нелегко, так как занятия в «мореходке» — это большая дополнительная нагрузка. Зато они имеют в руках надежную специальность — и романтичную, и перспективную.
«Мореходка» пользуется большой популярностью, потому что дает хорошую подготовку, а ее выпускники всегда находят себе работу. Каждый выпускник мореходной школы, получив диплом учебного заведения, еще должен пройти проверку на соответствие профессии — тестирование, квалификационные комиссии — и получить рабочий диплом. К учащимся мореходной школы очень серьезные требования по изучению английского языка. Это дает возможность выпускникам идти на большой флот. Кроме основных дисциплин, ребята должны пройти обучение по выживанию и безопасности на море — знать способы личного выживания, уметь бороться с пожарами, водотечностью, затоплением, разливом нефти, оказывать первую медицинскую помощь. Знать, как спускать спасательную шлюпку или плот, прыгать за борт, вести себя в воде. Все это — целая наука.
В мореходной школе случайных людей нет. Каждый курсант и каждый преподаватель должен усвоить и устройство судна, и световую флагманскую сигнализацию, и узлы, и все слесарные операции, знать устройство и принцип работы двигателя.
ЕдинственнаЯ, потому Что других нет
Николаевская «мореходка» готовит весь спектр рабочих специальностей морского транспорта. Со следующего года этот список расширится. Качество обучения в Николаевской мореходной школе — самое лучшее в Украине. Да она вообще единственная в своем роде в нашей стране. В то время, как все учебные заведения в свое время изо всех сил пытались попасть в разряд университетов и академий, Николаевская «мореходка» по-прежнему готовит рабочих моря, без которых не обходится ни одно судно. А потому выпускники этой школы пользуются спросом в судоходных компаниях не только Украины, но и России, Германии, Греции и др.
- Материальная база школы — тоже одна из лучших в Украине, — рассказывает директор школы Александр Корниецкий. — Я не боюсь это утверждать. Ведь профессиональных школ морского направления в нашей стране просто нет, все они исчезли. Все это время Николаевская «мореходка» старалась не отстать от времени и обеспечить курсантов всеми необходимыми современными средствами для учебы. У нас есть хорошо оборудованные мастерские — токарная, сварочная, такелажная, плотницкая, современные тренажеры, в том числе — действующая модель навигационного мостика, который представляет собой имитацию судна. Здесь, на этом действующем тренажере, взрослые специалисты морского дела проходят переподготовку, вместе с ними обучаются и курсанты. Есть тренажер машинного отделения, где отрабатываются возможные аварии на судне. Электрики обучаются на стендах, которые разработали сами преподаватели школы. Есть аппаратура действующих механизмов — машинное отделение с двигателем в реальном изображении. Курсанты имеют возможность изучать морские профессии на большом учебно-производственном судне, которое базируется на Каботажном моле. Здесь можно поработать в настоящем машинном отделении, грузовых помещениях, на рефрижераторной установке, потренироваться на спасательных устройствах и даже узнать, что такое настоящий камбуз и флотская столовая. Есть еще одно судно-тренажер, отданное когда-то морским портом для «мореходки», где отрабатываются аварийные ситуации. Мы имеем свою водную станцию, где курсанты проводят такелажные работы, отрабатывают навыки с корпусными деталями, ходят в шлюпочные походы. Есть еще один пароходик, который будет использован как тренажер в подготовке специалистов для рыбо-промыслового флота.
Учебники для курсантов — тоже эксклюзив. Они написаны преподавателями Николаевской мореходной школы (одобренные Министерством образования и науки, Киевской государственной академией водного транспорта, Всеукраинской ассоциацией «Морська освіта»): «Моторист II класса», «Электрик II класса», «Матрос II класса» и др. Ни в одном другом учебном заведении таких учебников нет, они современные, написаны николаевскими авторами, изданы в Николаеве. И все это — специально для курсантов Николаевской мореходной школы. Книги составлены с учетом последних международных требований и документов, объема информации, которую нужно пройти в «мореходке» за 1 год обучения.
Когда-то, еще в советское время, Николаевская «мореходка» была признана лучшей по подготовке рядового плавсостава. Она держит марку и теперь. Потому что единственная в своем роде.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |