В присутствии городского головы Владимира Чайки состоялось торжественное подписание соглашения представителей отраслевых советов предпринимателей о саморегулировании своей деятельности. Поскольку этот акт добровольной ответственности — первая ласточка в Украине, на вручение соответствующих сертификатов приехали представители Херсона, Мариуполя и других городов, в которых пристально изучается николаевский опыт.
Напомним: закон о саморегулируемых организациях еще не принят, хотя работа над законопроектом длится несколько лет. А в России аналогичный закон работает уже 4 года. Но никто не запрещает саморегулироваться сегодня, когда закон еще не принят. Напротив, такая инициатива «снизу» говорит о том, что заявленный процесс — не фикция.
Так что такое саморегулирование, и с чем его едят? Саморегулирование — это добровольно взятые на себя обязательства и ограничения, осуществляемые без вмешательства государства. В Николаеве первопроходцами в этом деле были предприниматели, работающие на рынке недвижимости, которые во времена засилья «черных маклеров» разработали процедуру самоочищения рынка от безответственных участников. Они не только объединились в ассоциацию, они организовали учебу риелторов с обязательной сдачей экзамена, после чего и выдавались соответствующие сертификаты как свидетельство того, что их обладатель гарантирует качество и порядочность.
- Проблема нелегального бизнеса, непорядочного бизнеса беспокоит самих предпринимателей. А саморегулирование — лучший выход из этого положения, — считает зам. начальника представительства Госпредпринимательства в АР Крым, Николаевской, Одесской и Херсонской областях Валерий Ветров. — Невременщики дорожат своим добрым именем, и так было всегда. По сути, мы возрождаем традиции, существовавшие в старину в форме гильдий цехов, союзов, объединявших ремесленников, купцов, торговцев, защищавших честь своих профессий перед клиентом. В настоящее время практически весь малый и средний бизнес в странах Европы, США, Канады регулируется саморегулируемыми организациями. Стоматологи, акушеры, фармацевты, производители пива, фермеры, парикмахеры — все они являются членами тех или иных отраслевых саморегулируемых организаций. И при этом ни в Европе, ни в США нет такого количества институтов сертификации и лицензирования, нет такого огромного штата чиновников, поставленных для контроля за выполнением правил и стандартов бизнеса, как в нашей стране.
Следующими после риелторов в Николаеве заинтересовались механизмом саморегулирования представители отраслевого совета предпринимателей светопрозрачных конструкций. Разработав и утвердив правила саморегулирования некоммерческого партнерства для своей отрасли, они четко определили квалификационные требования к своим членам, стандарты предоставляемых товаров и услуг, солидарную ответственность перед потребителями в случае несоблюдения установленных правил и норм.
Начальник регионального управления по вопросам защиты прав потребителей Валерий Дашевский инициативу предпринимателей, работающих со светопрозрачными конструкциями (металлопластиковые окна и т.д.) только поддерживает, потому что по количеству жалоб светопрозрачные конструкции занимают второе место, чаще жалуются только на низкое качество мобильных телефонов. Он считает, что саморегулирование — это шаг вперед к цивилизованному рынку. Потому что «преференции должны получать те, кто корректно относится к потребителям».
Руководитель отраслевого совета по светопрозрачным конструкциям Максим Невенчанный объяснил, что большое количество жалоб на металлопластиковые окна и т.д. связано с тем, что у нас этим делом занимается много «надомников», неизвестно где и как зарегистрированных. Они работают по объявлениям, офиса часто у них нет, результаты их деятельности и вызывают многочисленные нарекания. Поэтому предприниматели хотят, чтобы этот рынок стал таким же прозрачным, как сами конструкции, с которыми они работают. А сертификат, который они сегодня получили, должен стать для потребителей опознавательным знаком, гарантией качества и ответственности.
- Кроме того, мы будем вести разъяснительную работу. Это вопрос времени и привычки, — считает он.
В общем, все это можно назвать началом самоочищения потребительского рынка от недобросовестных поставщиков товаров и услуг. В выигрыше должны оказаться все — и потребители, и предприниматели.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |