Эта характеристика как нельзя лучше подходит герою нашего повествования. Петр Зайцев человек в Николаеве заметный — известный доктор, руководивший пульмонологической службой области, а ныне являющийся заместителем главврача областной больницы, театрал, ценитель поэзии, оперы и балета, классической и джазовой музыки, многолетний ведущий телепередачи «Беседы с врачом». Одним словом, всесторонне одаренная личность. 7 апреля он отмечает свое 70-летие.
Петр Петрович родом из Симферополя, родился в семье коренных крымчан. Здесь с мамой, старшим братом и сестрой пережил оккупацию. В это время отец находился на фронте, служил шофером, возил на передовую боеприпасы и подкрепление, не раз попадал под вражеские бомбежки и обстрелы, но наперекор всему остался жив. Одно из первых ярких воспоминаний Зайцева — возвращение отца домой.
- Домочадцы ожидали, что я кинусь к нему на шею, — вспоминает он. — Но я-то отца совершенно не помнил. И вот стоит какой-то большой незнакомый дядька с усами, который пытается меня обнять. Я тогда уворачивался, как мог. Но скоро к отцу привык. Никогда не забуду, как он получил новый, пахнущий краской и бензином ЗИС-5, и приехал за мной в детсад, а мы с мальчишками набились в кабину. Потом был голод 1947 года. Что еще врезалось в память, так это пленные немцы, которые восстанавливали симферопольский вокзал. Несчастные, жалкого вида, в окружении вооруженной охраны, они совершенно не были похожи на завоевателей и производили настолько гнетущее впечатление, что хотелось плакать. У вокзала мы с братом сели на трамвай (он в Симферополе функционировал до шестидесятых) и поехали в кинотеатр, где посмотрели что-то, давно стершееся из памяти. Уже много лет спустя, увидев по ТВ старый водевиль, вдруг вспомнил: именно его мы и видели тогда в кино!
В 1958 г., окончив школу, Петр поступил в медучилище Ялты и стал фармацевтом. По распределению был направлен во Львов, который стал для него олицетворением европейской культуры и западного образа жизни. Во Львовской области работал фармацевтом, был призван в армию и попал в ракетные войска, где стал старшим фельдшером, заведующим аптекой. Часть находилась под Уманью, а штаб дивизии — в Первомайске. В годы службы был командирован на казахстанский полигон Капустин Яр. Там производился отстрел баллистических ракет, вывезенных с Кубы после Карибского кризиса. Согласно тогдашним регламентам, их уже нельзя было ставить на боевое дежурство. Несколько раз присутствовал на пусках, когда ракеты стартовали прямо с автотягачей. Это фантастическое зрелище запомнилось на всю жизнь. Хотя тогда он узнал и обратную сторону медали — насколько ядовито ракетное топливо. Иногда приходилось оказывать помощь тем, кто пострадал при утечках. Плохо надел армейский ОЗК — вот тебе и химический ожог.
Еще до призыва Зайцев поступил на фармотделение Львовского мединститута, но в ходе службы окончательно убедился в том, что хочет быть не фармацевтом, а врачом. После демобилизации пошел в Симферопольский мединститут. Взяли парня охотно: отслужил в армии, имеет фармацевтическое образование, участвовал в художественной самодеятельности, да еще и спортсмен-легкоатлет!
- В институте я руководил студенческим театром миниатюр, — вспоминает Петр Петрович. — Тогда еще никто не знал Жванецкого, Карцева и Ильченко. А мы знали! Сокурсники иной раз завидовали: «ты ж у нас театрал, тебе и поблажки на экзаменах», но у профессоров реакция была обратной: «да, на сцене вы хороши, но, посмотрим, что вы знаете по предмету».
По окончании мединститута, кстати, входившего в десятку лучших в стране, встала проблема распределения. Все места в Крыму разошлись между «нужными» выпускниками, остались Херсон и Николаев. Выбор на Николаев пал по единственной курьезной причине — близко к морю. Здесь он окончил интернатуру и остался в областной больнице. Сначала общим терапевтом, а с 1976 г. появилась и специализация пульмонолога.
В то время при областных больницах массово создавались пульмонологические отделения, и Петр Петрович стоял у истоков пульмонологической службы в Николаеве, активно изучал и внедрял новые методы диагностики и лечения, руководил отделением. Когда больница переехала с Володарского в Лески на территорию бывшего тубдиспансера, всем коллективом обустраивались на новом месте. Рядом строился новый корпус госпиталя инвалидов ВОВ. В начале уже нынешнего столетия перешел в популярную тогда у горожан больницу моряков. Там подобрался прекрасный коллектив высококвалифицированных специалистов разных направлений, но когда больницу начали «оптимизировать» и врачи стали уходить, вернулся в ставшую за многие годы родной областную больницу, где главврач Виктор Видяпин предложил ему место своего заместителя.
Петр Зайцев всегда стремился к новизне. В свое время он в совершенстве освоил технику бронхоскопии. Но это была тяжелая процедура, когда пациенту под общим наркозом вводились жесткие металлические трубки бронхоскопа. Однажды в больницу приехал министр здравоохранения, и в ходе знакомства с отделением поинтересовался существующими проблемами. Хотя всех заранее настрого предупредили, чтобы министра ни о чем не просили, Зайцев не удержался: «Будет очень хорошо, если нам Минздрав выделит новый японский гибкий фибробронхоскоп». Сам врач об этом эпизоде довольно скоро забыл, но был несказанно удивлен, когда через три месяца его вызвали для получения этого самого фибробронхоскопа.
Сегодня, будучи человеком уже немолодым, зато с огромным практическим опытом, Петр Петрович болезненно воспринимает противоречивые и, как правило, ни к чему в итоге не приводящие попытки реформирования отрасли.
- Прогресс не может быть связан с уничтожением, — уверен он. — А мы стремимся разрушить все существующее, получив взамен в основном только лозунги да абстрактные декларации. Я не говорю, что раньше все было гладко. Но теперь... Вот, к примеру, мы много говорим о страховой медицине. А где она? Где те крупные предприятия, которые смогут ее финансировать? Их практически не осталось. Денег в бюджете остро не хватает, а государство бросило всё на самотек, ограничившись декларацией конституционного права на бесплатную медицину. Как пациенту это право реализовать, если у врача нищенская зарплата, нет ни реактивов, ни необходимых материалов? Если не залазить в карман к пациенту, где всё это брать? Лозунг «Здоровье каждого — богатство всех» канул в Лету, деньги в бесплатную медицину никто вкладывать не собирается. Сегодня мы вынуждены просить больного купить себе одно, другое, третье. А если у него нет такой финансовой возможности, как поступать тогда?
Проблемы сегодняшней медицины и без того известны читателю, и вряд ли кто-то предложит чудодейственный способ их сиюминутного решения. Но не будем зацикливаться на проблемах.
Как мы уже отметили, у юбиляра, помимо работы, есть еще одно дело жизни — театр. Откуда у человека возникает непреодолимая тяга к сцене? Роль актера, конферансье Зайцев примерял на себя с самого детства, участвовал в самодеятельности. В армии, когда попал в клуб и увидел примитивный «кирзовый» юмор, пришел в ужас. Он предложил свои услуги, и результат не замедлил сказаться: ломались стереотипы, появилось больше свободы, больше эстрадных элементов, выступления солдат в клубе стали смелее, эффектнее, интереснее, когда нужно — смешнее. А главное, начальство взирало на все это вполне благосклонно, не по-солдафонски.
Определенное влияние на формирование вкусовых предпочтений Зайцева оказала первая волна КВН в шестидесятых. Плюс он с ранней молодости просто любил ходить в театр. Сколько летом в Крыму выступало гастрольных трупп из лучших театров СССР! Здесь, он, можно сказать, и консерваторию «окончил», хотя нотной грамоте не обучен: прослушал все эстрадно-симфонические оркестры союзных республик с великолепными солистами, ведущими. Слышал оркестр Олега Лундстрема, Леонида Утесова, Эдди Рознера, Поля Робсона. А на празднике песни в Ялте, на месте, где теперь находится отель «Ялта», даже пел в хоре с самим Иваном Козловским. В любом городе страны и за границей, где бы он ни был, пытался посетить театр, оперу, филармонию.
Определенное влияние на творческое развитие Петра Зайцева оказал николаевский поэт Эмиль Январев. Вскоре после своего переезда в Николаев Зайцев познакомился с ним и как с пациентом, и как с поэтом. Часто пересекались на мероприятиях в клубе медработников на ул. Карла Либкнехта, общались, спорили, находили точки соприкосновения. Чего только не перевидали в те годы стены старой николаевской синагоги, волею советской власти превращенной в клуб. Здесь даже демонстрировали «дом медицинской моды Зайцева» (чего уж там, решил Петр Петрович воспользоваться имиджем своего именитого однофамильца — модельера Вячеслава Зайцева). Дефиле моделей в образах медсестры, интерна, врача, санитарки сопровождалось оригинальными стихами и злободневными комментариями. А когда в областной больнице открылся конференц-зал, здесь тоже развернулась бурная творческая активность: спектакли, юмористические постановки, пародии. Говорят, даже «Божественную комедию» Исидора Штока ставили, для которой сами смастерили кукол.
Как мы уже упоминали, Петр Петрович является многолетним ведущим телепередачи «Беседы с врачом», которая по воскресеньям в 10.00 выходит на телеканале «Николаев». Его теледебют состоялся еще в программе «Поле зрения» Эмиля Январева. Позже у него появилась своя авторская программа «Огни рампы», посвященная театру. Но просуществовала всего два года. Хотя дело это для Зайцева было новым, захватывающим, но на съемки, посещение премьер, написание сценарных планов, студийные записи и монтаж просто физически не хватало времени. Тем не менее и за эти два года сделано было немало.
Чего только они не выдумывали. К примеру, раз сняли программу, посвященную греческой и римской поэзии на земле древней Ольвии. Причем снимали, предварительно переодевшись в греческие хитоны и удобно расположившись на берегу лимана. В кружок собрались истые почитатели Сафо, Катулла, Овидия и других древних поэтов. Запомнились оригинальные программы, посвященные Франсуа Вийону и другим средневековым авторам.
- Особо ценю тот период работы на областном ТВ, когда пришлось сотрудничать с телеоператором Сергеем Каланжовым, — вспоминает Зайцев. — Вот уж где и высокий художественный вкус, и мастерство постановки и виртуозное владение техникой съемки. Он даже за речью моей следил, чтобы я не допустил какой-нибудь ляп.
Позднее появились «Беседы с врачом». Несколько просветительских передач, посвященных пульмонологии и аллергологии, постепенно переросли в полноценную авторскую программу. Представилась возможность чаще общаться со своими коллегами в других областях — нейрохирургами, кардиологами, дерматологами, повышая не только уровень зрителя, но и собственный тоже. Конечно, лучше бы готовить сюжеты с мест, но обычно из-за нехватки времени и ресурсов программы записываются в студии. Взять то же всесоюзно известное «Здоровье» Юлии Белянчиковой. Если бы столько же людей, сколько работало на ее программу, было и у Зайцева! Но это мечты. А на практике ему очень многое приходится делать самому, совмещая это с работой, да к тому же за более чем скромный гонорар. Тем не менее в работу Петр Петрович втянулся настолько, что уже не мыслит себя без своей авторской передачи.
И еще. Никак нельзя обойти вниманием супругу Зайцева Татьяну Александровну, врача-невропатолога, заслуженного врача Украины, которая долгое время возглавляла неврологическую службу области. Она, как и Петр Петрович, воспитала своих учеников и последователей.
- Что объединяет наш брак? — вслух размышляет Зайцев. — Наверное, не только любовь мужчины и женщины, но также влюбленность в профессию, увлечение искусством, музыкой, театром, привычка к путешествиям. В этом плане мы гармоничная пара, у нас царит полное единодушие.
Жизнь в гармонии со своей семьей и с окружающим миром. Возможно, это и есть та самая формула счастья, о которой спорили во все времена. А потому Петра Петровича и Татьяну Александровну не без оснований уже многие годы считают счастливой, гармоничной парой, которая сумела найти себя и не потеряться в бурном потоке жизни.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |