ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Туристы в зоне отчуждения
07.04.2011 / Газета: Южная правда / № 38(22773) / Тираж: 24600

Туристическая тема в последнее время все чаще звучит при упоминании о Чернобыле. Этот экстремальный интерес подхлестнули события на японской Фукусиме. На днях в роли туристов в чернобыльскую зону отчуждения отправилась группа журналистов.

Четверть века прошло с тех пор как мир облетела страшная весть о Чернобыльской техногенной катастрофе. Ежегодно средства массовой информации этой трагедии посвящают множество материалов. И нам, сотрудникам пресс-службы УМЧС, также доводится писать о Чернобыле. Но непросто рассказывать о том, чего не видел собственными глазами, о чем знаешь только из газет, телевидения, интернета. Но вот такая возможность увидеть появилась. В последнее время в Чернобыль рвутся иностранные туристы. Невиданный ажиотаж побудил дирекцию атомной станции разработать в зоне отчуждения официальный туристический маршрут. Сотрудники пресс-службы МЧС Украины организовали для представителей СМИ специальный пресс-тур. Четыре автобуса с сотрудниками оперативно-спасательной службы МЧС и журналистами отправились в зону по одному из туристических маршрутов.

Первая остановка — на контрольно-пропускном пункте Дитятки. Все очень строго. Охрана тщательно проверяет у каждого документы и сверяет со своим списком. Чужие здесь не пройдут. Сразу включаю дозиметр, который заранее взяла на работе. Показатели в пределах нормы. Отправляемся в Чернобыль.

По дороге видим рабочих, которые «латают» дорогу, наверное, готовятся к 25-й годовщине катастрофы, ведь в день трагедии съедутся президенты многих стран, а к Евро-2012 — туристы. Далее по пути сквозь ветки деревьев видим покинутые дома. Их вид пугает: разбитые окна, сорванные крыши, сквозь остатки которых растут деревья. Заехав в сам город Чернобыль, ожидали увидеть также пустые здания. Однако были удивлены тем, что рядом с заброшенными многоэтажками стоят и дома, в которых обитают люди. «Здесь живут работники станции. Они работают вахтенным методом, по 3 — 4 дня», — объясняет наш гид Юрий Татарчук, представитель агентства «Чернобыльинтеринформ». В общей сложности в зоне отчуждения работает около 8 тысяч человек: 3,5 тысячи — на станции, еще 3,5 — в зоне отчуждения и еще одна тысяча — подрядчики.

В Чернобыле с нами провели инструктаж: нельзя ничего самостоятельно есть, пить, ставить на землю свои вещи, становиться на мох и открытую землю (только на асфальт), брать с собой отсюда какие-либо предметы. Двигаться можно только в пределах маршрута. После того как мы ставим под этими предупреждениями свои подписи, отправляемся в мертвый город — Припять. Чтобы туда попасть, проходим еще один КПП — Лелев — и перед нами 10-километровая зона. Чем ближе мы подъезжали к городу, тем выше становились показатели на дозиметре.

Первая точка осмотра — центральная площадь им. Ленина. В окрестностях площади — Дом культуры «Энергетик», универсам, ресторан и высотки. За четверть века здания поросли травой, мхами и деревьями. Поверить, что в высотках никто не живет, очень сложно. Кажется, что люди вышли куда-то и вот-вот вернутся. Заходить в дома нам не разрешили, поскольку конструкции уже старые и в любой момент могут обрушиться. А еще в многоэтажках селятся... пришедшие из лесов рыси, которые выкармливают свое потомство в покинутых квартирах. Идем дальше. Впереди площадка аттракционов и колесо обозрения. Представитель МЧС заранее предупредил, чтобы к колесу близко не подходили, — очень «фонит». И действительно, чем ближе к колесу, тем показатели дозиметра выше.

Интересно, что уровень радиации на центральной площади, в разных местах очень отличается. Его показатели постоянно колеблются. В среднем основной фон здесь превышал норму в девять раз. А если дозиметр положить на мох, который за многие годы заполонил площадь ярко-зелеными пятнами, то там показатели вообще превышают норму в 50 раз. Наступать и ставить какие-либо вещи на него нельзя. Однако, как объясняет нам Юрий, ничего страшного не произойдет, если минуту — другую постоять возле этих «пятен». Дескать, Минздрав дал добро на проведение экскурсий. Но жить здесь нельзя. Однако это правило не распространяется на 211 самоселов.

А еще мы увидели в Припяти автобус с иностранными туристами. Тур в зону отчуждения стоит от 100 долларов за 5 часов в зоне...

- Я бы не хотел называть это туризмом. Это посещение объектов Чернобыльской зоны с поучительной целью, — отметил заместитель председателя Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения Дмитрий Бобро на пресс-конференции в ходе пресс-тура. Еще несколько месяцев назад количество туристов достигало десяти за неделю, но уже сейчас эта цифра приближается к сотне. По словам Д. Бобро, это связано с тем, что в последнее время установился более четкий порядок посещения зоны отчуждения.

Следующая точка — обзорная площадка в 300 метрах от реактора. Нас предупреждают, чтобы ни в коем случае не выходили на газон. Показатели на моем дозиметре на территории, на которой позволили находиться журналистам, зафиксировали превышение нормы в 12 раз. «Наслаждаться» видом смертоносной махины можно всего 15 минут.

В конце путешествия каждый из нас на КПП Дитятки прошел через специальную рамку, наподобие рамки металлоискателя. Автобусы и наши вещи также проверили дозиметрами. Все чисто, ведь мы не нарушали те инструкции, под которыми поставили свою подпись. Уставшие, с новыми впечатлениями, а главное — «чистые» — мы отправились домой.

Автор: С. ВОДОЛАГА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту