С 4 апреля в Николаеве официально завершился отопительный сезон. По распоряжению городского головы в жилые дома и бюджетные учреждения прекращена подача тепла. Однако у природы, свои капризы: апрель выдался аномально холодным и сырым. Кратковременное потепление, наблюдавшееся в конце марта, вдруг сменилось затяжным похолоданием. И без централизованного отопления в квартирах горожан стало холодно и неуютно. Оправдана ли схема отключения отопления при среднесуточной температуре выше 8 градусов? Чтобы получить ответы на этот и другие вопросы, мы обратились к директору ОКП «Николаевоблтеплоэнерго» Владимиру Березницкому.
- Мы не единственный городов котором принято решение о завершении отопительного сезона, — говорит Владимир Березницкий. — Отключение тепла произошло 4 апреля в большинстве областей Украины. А тремя днями раньше, 1 апреля, ДК «Газ Украины» на селекторном совещании довел до нашего сведения, что
- лимиты на газ больше не выделяются в связи с большой задолженностью за газ.
Кроме того, согласно правилам по оказанию услуг в части теплоснабжения, отопительный сезон начинается, если среднесуточная температура в течение 3 суток опускается ниже 8 градусов, и заканчивается — при повышении выше 8. В Николаеве превышение температурного порога было зафиксировано с 31 марта по 2 апреля, и мэр издал распоряжение о прекращении подачи тепла.
Отмечу также, что начался отопительный сезон 2010-2011 почти на две недели раньше, чем обычно. Напомню, что в период с 4 по 6 октября температура опустилась ниже 8 градусов. В то же время в тарифе расчетная продолжительность отопительного сезона для Николаева составляет 165 суток с 24 октября по 7 апреля. Этот срок принят инспекцией по иенам при расчете тарифа. Нынешний отопительный сезон имел продолжительность 179 дней, что на 14 дней больше, чем заложено в тарифе. Но хочу подчеркнуть, что этот фактор не повлиял на принятие решения о прекращении подачи тепла.
- А почему отключена горячая вода?
- ДК «Газ, Украины» ставит жесткие условия — лимиты на горячую воду будут выделены только при стопроцентной оплате за газ. Это главная причина отсутствия горячего водоснабжения. И здесь все зависит от самих потребителей: рассчитаются ли они по долгам, накопленным годами. Пока что средств хватает лишь на закупку лимитов газа на отопление и подготовку систем теплоснабжения.
Другая причина — техническое состояние сетей горячего водоснабжения, особенно внутридомовых сетей. Из-за отсутствия стопроцентной оплаты на протяжении многих лет средств хватало только на подготовку отопительных систем, а горячее водоснабжение не финансировалось. В то же время перед пуском тепла мы направляли письма в департамент ЖКХ с просьбой подготовить и системы горячей воды, но ведомство ответило, что финансирование на эти цели отсутствует.
Самый высокий уровень платежей — это дома, обслуживаемые котельной НГЗ. Это 83%, тогда как в среднем по городу этот показатель — 77%. Тем не менее, если брать в абсолютных цифрах, то долг домов НГЗ' весомый — почти 4 млн. грн. Всего же обшая задолженность населения Николаева составляет 48 млн. гривен, из них 25 млн. было допущено в этом отопительном сезоне. Естественно, при таком раскладе мы не в состоянии покрыть долг перед поставщиками газа в 46 млн. грн. и получить лимит.
- Получается, что долги -это главная проблема?
- К счастью, нам удалось избежать срывов в подаче тепла, отключений, как это было в Киеве, Львове, Одессе, Херсоне. Из-за низкой оплаты за газ поставщик действовал жестко и безапелляционно — ограничивали подачу газа на целые города.
По нашему предприятию уровень расчетов за газ выше среднего по Украине. Средний уровень расчетов — 44-46%, по нашему предприятию — 58-62%. Это 4-е место среди всех предприятий облтеплоэнерго. Но этого недостаточно, чтобы можно было себя уверенно чувствовать, особенно если говорить о получении лимитов по горячей воде.
- Тариф на протяжении отопительного сезона вырос на 10%. Неужели он не покрывает всех расходов?
- Судите сами: НКРЭ подняла цену на газ для населения и коммунальных предприятий на 50%, а нам НКРЭ повысила тариф всего на 10%. И разница в тарифах у нас сегодня составляет 17,5 миллионов. Это та часть задолженности за газ, которая будет перекрыта при оплате государством разницы в тарифах из-за повышения цены на газ.
Если говорить о структуре тарифа, то 61,9% — это стоимость газа. Иными словами, с каждой полученной от населения гривны мы платим 62 копейки поставщику. Остальное — оплата электроэнергии, налогов, фонд заработной платы. На закупку материала, на восстановительные работы остается всего 3,5-4,5%. Это очень мало. При этом полностью отсутствует рентабельность и инвестиционная составляющая.
Чтобы оптимизировать работу, нам приходится сокращать расходы, активизировать претензионно-исковую деятельность. Обращаемся в суды, исполнительную службу.
Благодаря внедрению диспетчеризации и переводу котлов и насосных станций в автоматический режим, сократили численность персонала на 85 человек. После окончания отопительного сезона мы вынуждены установить четырехдневную рабочую неделю. Это позволит нам сэкономить 3,5 миллиона гривен за ремонтный период, средства будут направлены на подготовку к следующему отопительному сезону.
- Отопительный сезон официально закончился. Как Вы его оцениваете?
- Я не могу давать оценку своему предприятию, пусть потребители дадут нам оценку. Впрочем, работа нашего предприятия была позитивно оценена и облгосадминистрацией, и облсоветом, и мэром города. В наш профессиональный праздник — День работника коммунального хозяйства, — многие сотрудники «Николаевоблтеплоэнерго», а это операторы котельных, слесари, мастера, инженерно-технические работники, получили благодарственные грамоты, премии.
Но наиболее важна оценка наших потребителей. Надеюсь, что она тоже положительная, по крайней мере, это можно судить по тем письмам, которые мы получаем. Люди благодарят нас за тепло в домах, за отношение, с которым они сталкиваются в общении с нашими отделами сбыта, расчетных отделов.
Что касается технического момента, то все познается в сравнении. Если сравнивать с предыдущим сезоном, то в целом количество аварий удалось сократить на 20%. Если в прошлом сезоне, по данным аварийно-диспетчерской службы, было около 920 отключений, то в этом году -711. Хотелось бы выразить благодарность и коллегам из облэнерго. В этом году во многом благодаря энергетикам удалось минимизировать нештатные ситуации, которые происходят из-за отключений электроэнергии. А в суровую зиму таких отключений бывает около 400.
Но все же, проведя анализ с учетом перспективы подготовки к отопительному сезону, мы пришли к выводу, что большая часть жалоб связана с обслуживанием внутридомовых сетей отопления. При этом главная причина — несвоевременная подача тепла в начале отопительного сезона. Есть факты, когда мы запустили котельные 8 октября, а на дом или на отдельную квартиру тепло пришло только к концу октября. Поэтому хочу подчеркнуть, что ответственность жилищных организаций за подготовку внутридомовых сетей необходимо повысить. Ведь внутридомовое обслуживание включено в тариф жилищно-эксплуатационной организации. И я считаю, что департамент ЖКХ, подписывая контракты с руководителями ЖЭКов. должен в первую очередь обращать внимание на этот фактор.
- Спасибо за беседу и успехов в работе!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |