Для тех, кто проезжает по трассе через Новую Одессу, комплекс сооружений на берегу реки (особенно в темное время суток, когда он сияет огнями) — просто украшение окружающего пейзажа, его яркая деталь. Для местных жителей — больше: факт благоустройства и фактор благополучия. Для экономики области, по жалуй, еще важнее...
На этом этапе реализации инвестиционного проекта ООО СП «НИБУЛОН» — строительстве перегрузочного терминала в Новой Одессе — это возможность возобновления судоходства по реке Южный Буг (в том числе и пассажирского водного сообщения). А вот начнется ли это возобновление, вопрос. И этот вопрос не к НИБУЛОНу, это предприятие делает все, как и обещало. Но не все от него зависит, тем более, когда вопросы решаются в столичных кабинетах. А ведь реализация этого проекта — это не только экономический эффект, но и, на лицо, социальный, и экологический. Удешевление логистики, снижение затрат на транспортировку зерна, уменьшение количества автомобилей на дорогах (на участке Вознесенск — Николаев -- 40 тысяч единиц в год), новейшие технологии хранения и отгрузки зерна, солидные финансовые поступления в бюджеты различных уровней, активная социальная деятельность компании... С пуском в эксплуатацию Новоодесского перегрузочного терминала все это стало реальностью для южнобугского региона.
Южнобугский первенец в уже «многодетной семье» предприятий «НИБУЛОНа» (центральный перегрузочный терминал в Николаеве — особая категория) имеет свое отличие: в нем заложены новые технологические решения, установлено новейшее оборудование. Если на предыдущих объектах сооружено два автомобилеразгрузчика, то здесь — уже три, что позволит увеличить мощность в 1,5 раза и одновременно принимать три культуры. Также установлены 2 транспортные линии и 3 скальператора в норийной башне. Больше и силоса для влажного зерна — по 250 тонн каждый. Самые мощные сушилки компании «Cimbria Unigrain A/S» могут обрабатывать 100 тонн в час. Мощнее и судопогрузочное оборудование британской компании «TELESTACK» — около 500 тонн в час. Общий объем хранения зерна — более 75 тысяч тонн, суточная мощность по отгрузке зерна на водный транспорт — 10 тысяч тонн. Завершены дноуглубительные работы, возле причала могут пришвартовываться одновременно два судна.
А в итоге объемы грузоперевозок по Южному Бугу составят около 1 млн. тонн, прибыльность предприятий увеличится на 50 млн. гривень. Ну и сопутствующий позитив: по Южному Бугу могут пойти пассажирские суда, преобразилась подъездная к терминалу, забетонированная и заасфальтированная, освещенная улица Торговая, появится пляж с песочком, как положено...
Стоимость строительства новейшего перегрузочного терминала — 190 млн. гривень, его финансово поддержали Европейский банк реконструкции и развития и Экспортно-Кредитный фонд EKF Дании.
У строителей — нибулоновская позиция
Новизна и в том, что в подобных условиях «НИБУЛОНу» строить еще не приходилось — особенности почвы: песчаное побережье, пришлось забить 2630 свай с поднятием площадки на 2,5 метра. Да и норовливая зима отнюдь не способствовала строителям.
Гендиректор «НИБУЛОНа» Алексей Вадатурский неизменно с уважением отзывается о николаевских строителях. Они всегда — в рамках графика и на вершине качества. А сооружение новоодесского предприятия дает для этого вдвое больше поводов.
Строительная фирма «Жилстрой-НИКО» выступила генподрядчиком, с которым работало более 50 организаций. Председатель правления Сергей Назаренко:
- С «НИБУЛОНом» нас связывает давнее партнерство — с 2003 года. А этот объект — особенный, внесший новизну в нашу практику. Площадка здесь — болото, камыши... Сложно! Но все старались выдерживать график. Здесь и партнерская солидарность, и просто человеческая благодарность. В тяжелое время компания Алексея Афанасьевича загрузила нас работой, дала зарплату, а ведь в зимний период объемы строительных работ резко падают. А теперь вот такая, мягко говоря, неприятность: перекрыт экспорт зерна, приостанавливается реализация инвестиционного проекта... Если за прошлый год мы освоили с «НИБУЛОНом» 41 млн. гривень, то в нынешнем году потеряем 80 процентов, если ситуация не улучшится. Это значит: надо что-то делать с коллективом, в котором профессионалы, да и просто люди.
Директор ООО «Перспектива — Николаев» Василий Слаблюк:
- Мы, собственно, пришли на стройку даже не в октябре, а еще в августе — определяли с проектантами длину свай. Пришлось вносить коррективы — почва очень сложная. Поэтому завод работал по полной нагрузке, сваи были и от 18 метров, а некоторые, пробные — 28. Под каждую банку забивали по 126 свай. Что тут скажешь: объект тяжелый, но — веселый! Побольше бы их «НИБУЛОНу».
Директор АО «Николаевский завод железобетонных изделий» Виктор Кисличенко:
- От имени коллективов четырех заводов ЖБИ, которые работают в области, благодарю Алексея Афанасьевича Вадатурского, компанию «НИБУЛОН» за этот заказ. Мы все выполнили в срок. На этот объект поставили более 2 тысяч свай. И, по моей информации, ни одна не была возвращена на завод. Предприятие мы сохранили. Но вот пришла весна — и заводы не загружены. Проблема острейшая. Безусловно, от успеха реализации инвестпроекта «НИБУЛОНа» зависит не только агросектор, но и другие отрасли, нелады в сфере зернового рынка ударили и по нам...
Директор ООО «Николаевагропроект» Андрей Гордиенко:
- Для компании «НИБУЛОН» наша организация выполнила проектных работ на 1,5 млн. гривен Коллектив у нас 100 человек, его удалось сохранить благодаря этим заказам. А аналогичные институты в Украине сократили численность, перевели или наполовину, или вообще на 3-часовой рабочий день. Сложный новоодесский проект, то же и в Шостаково Николаевского района: заболоченная площадка, затрудненный подход к устью реки... Но мы хорошо сделали работу. Как и по Вознесенску. Что для нас работа с «НИБУЛОНом»? Этого достаточно — 30 — 40 процентов от всех объемов? Очень хочется, чтобы нибулоновский инвестпроект осуществлялся без всяких барьеров.
В этот же день на Новоодесском терминале побывал глава облгосадминистрации Николай Круглов.
Государство ищет выход, а время — в убыток
Собственно, «южнобугская» часть появилась в рамках инвестиционного проекта «НИБУЛОНа» благодаря губернатору. Николай Петрович дал импульс, выступил с инициативой строительства в области аграрной инфраструктуры, возрождения судоходства по реке. Так что появление на экономической карте региона Новоодесского перегрузочного терминала и для него — радостное событие.
Глава облгосадминистрации высоко оценил работу строительных организаций Николаевщины и поддержал инвестиционную программу компании «НИБУЛОН» по усовершенствованию логистической составляющей зернового рынка Николаевщины.
«Экспортный потенциал Украины без системы логистики практически невозможен, — заметил, находясь на «Новоодесском» терминале, глава облгосадминистрации Николай Круглов. — То, что сегодня в Украине частный бизнес начал заниматься логистической составляющей, дело очень нужное. Ведь будущее Украины и ее развитие сегодня зависит именно от аграрного сектора. Это будет совсем другая база для нашего экспортного потенциала, что будет способствовать улучшению и в других сферах украинской экономики, — валютные резервы государства, решение проблемы занятости, другая экономика хозяйств, возможности решения социальных вопросов, дороги, жилье, и тому подобное».
Но то, что на державном Олимпе экспериментируют с зерновым рынком, пытаются заменить монополию (в кавычках) монополией (без кавычек), вынуждает давать ответы на очень болезненные вопросы. Здесь же, на предприятии, руководители строительных организаций вручили главе региона обращение.
В нем подчеркивается, что в последние три года в Украине катастрофически уменьшились объемы строительных работ. Например, в 2009 году сокращение составило 48,2 процента, а в 2010-м объемы не дотянули до показателей предыдущего почти 5 процентов. Николаевские же строители в 2010 году увеличили объемы по сравнению с предыдущим годом на 30,7 процента, это один из лучших показателей в стране. В значительной степени это — результат реализации инвестиционной программы компании «НИБУЛОН». Но сегодня, в условиях действия непрозрачного квотирования зерна компания не получила квот и несет убытки, недополучает средства, которые должны быть вложены в строительные проекты в Николаевской области. Уже отведены земельные участки в селах Шостаково и Бугское, есть все разрешения, завезены стройматериалы. В реализации проектов планируется задействовать более 30 процентов всех стройорганизаций области. «Но один из крупнейших строительных инвесторов области вынужден сворачивать все свои планы строительства, — говорится в обращении. — Такое развитие событий приведет к непоправимым последствиям для строительной отрасли Николаевщины».
Вопрос понятен. Ответ, кажется, тоже...
- Президент Украины четко определил свою позицию по этой проблеме, — сказал Н. П. Круглов. — От системы квотирования необходимо отказаться и перейти к тарифному регулированию. Заплатил пошлину — вывози зерно. Это сложные поиски, сложная борьба. Все хотят участвовать в прибыльном бизнесе, и когда начинают делить — появляется коррупция...
Относительно того, что деятельность «НИБУЛОНа» нужно поддерживать всеми силами, губернатор своего мнения не менял и менять не собирается. Он поблагодарил Алексея Вадатурского за то, что на Николаевщине самые низкие в Украине цены на хлеб социальных сортов. Компания «НИБУЛОН» по просьбе областного руководства продает зерно дешевле, чем на рынке (1350 грн. за тонну, что намного ниже рыночных). Понятно, себе в убыток.
Алексей Вадатурский: «За то, что предстоит сделать, стоит бороться»
Генеральный директор «НИБУЛОНа» А. А. Вадатурский поблагодарил партнеров, строителей за отлично сделанную работу. За прошлый и текущий годы для выполнения строительно-монтажных работ стройорганизации получили 186 млн. гривень, завод «Океан» на реализацию проекта — 350 млн. гривень. Круглогодично были загружены 1550 николаевских строителей, обеспечившие выплату пенсий 1800 пенсионерам. За это, действительно, стоит бороться. К сожалению, в очень жестких и не всегда понятных условиях, когда правила игры меняют на ходу. Мы чувствуем давление со всех сторон, компанию хотят противопоставить обществу, хотя благодаря «НИБУЛОНу» в области держатся стабильные цены на социальный хлеб.
Государство, отметил Алексей Вадатурский, хочет быть единственным игроком на рынке. Оно — давно игрок, но — плохой игрок. Нужно быть первым, лучшим, более платежеспособным, более чувствительным к интересам аграриев. Этой роли государства не видно, это — как слон в посудной лавке. По мнению чиновников,
15 — 20 зернотрейдеров — это монополизация рынка, а один «государственный» — демонополизация. Что абсурд — и простому обывателю понятно. «НИБУЛОН» работает с более чем 5 тысячами субъектов, знает, как заплатить за сданное зерно на второй — третий день. А в Украине 88 тысяч субъектов хозяйствования в агросекторе. Какому госмонополисту это под силу?
- Мне абсолютно непонятен запрет на вывоз кукурузы, — говорит Алексей Вадатурский. — Украина за год продает 5 млн. тонн (США — 50 млн. тонн). Одно дело экспортировать в январе, другое — в мае, когда и качество снижается, элеваторы забиты, а в южном полушарии начинается уборка нового урожая кукурузы. Вот это «государственный» подход... Поэтому к нам так и относятся.
«НИБУЛОН» пользуется доверием у мировых финансовых институтов как аккуратный, добросовестный клиент.
- Но там ведь следят за ситуацией в Украине, — замечает гендиректор «НИБУЛОНа». — Вот в России за год обанкротили несколько компаний, продали за бесценок, объявили дефолт и не вернули иностранным кредиторам 300 млн. долларов. И на Украину сегодня смотрят с опаской, не зря мы опустились по многим рейтингам.
Что касается перспективы перехода к тарифному регулированию зернового рынка, Алексей Афанасьевчи заметил:
- Таможенные пошлины — наименее коррумпированный механизм, это я приемлю. А вот квотирование, выделение основных квот «своим» — чистейшая коррупция. Продавать же квоты на аукционе, как это предлагают, — коррупция в квадрате. Меня удивляет позиция некоторых руководителей общественных организаций агросектора. Кому они служат? Ратуют за роль государства-монополиста? Только когда сельхозпроизводители получат колоссальные убытки, может, и опомнятся. Введение пошлины автоматически будет отнесено за счет агросектора. С одной стороны, декларируются льготы и дотации, с другой же, делается все для снижения доходности.
Алексей Вадатурский отметил, что со стабилизацией ситуации на зерновом рынке «НИБУЛОН» будет готов продолжить реализацию инвестпрограммы. Завезены материалы и оборудование на площадки в Вознесенском и Николаевском районах. Есть наработки по другим пунктам программы. Наши партнеры должны знать и понимать ситуацию, а мы продолжаем бороться, сказал он. И добавил:
- Первые лица государства говорят правильные вещи, выстраивают правильные позиции. Но есть люди, которые зачастую ничего не понимая в особенностях АПК, выстраивают барьеры, меняют правила игры, игнорируют законодательство. И мы, если думаем о будущем, обязаны эти барьеры преодолеть.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |