ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Генеральный директор Николаевской ТЭЦ Максим Головко: «Нам удалось достойно завершить отопительный сезон»
14.04.2011 / Газета: Южная правда / № 41(22776) / Тираж: 24600

- 4 апреля в Николаеве финишировал отопительный сезон 2010 — 2011 гг., каким он был для самого крупного производителя тепла в Николаеве?

- Если в двух словах, то отопительный сезон зимы 2010 — 2011 гг. для Николаевской ТЭЦ в целом был успешным. Как вы помните, из-за ранн их заморозков распоряжение о начале сезона городской голова подписал в первых числах октября и уже 8 октября наши потребители получили тепло. Это говорит о том, что летняя ремонтная кампания, несмотря на 4-дневную рабочую неделю в межотопительный период, была проведена на высоком уровне.

В уходящем отопительном периоде мы смогли добиться того, что ни одной крупной аварии на сетях НТЭЦ не было допущено. С момента начала сезона и до его окончания произошло всего восемь небольших поломок на сетях, которые были ликвидированы оперативным образом. (Несколько домов зимой не получали тепло 1 — 2 часа). Самый значимый отказ сетей произошел во время пуска станции в первых числах октября в районе переулка Корабелов на магистральной сети O 720 мм. Авария также была ликвидирована в оперативном порядке. Если учесть тот факт, что большинству наших теплотрасс около полувека и они изношены не только физически, но и морально, думаю, такой показатель работы оценили наши потребители.

- С другой стороны, все шесть месяцев отопительного периода у нас не возникало проблем с поставками природного газа для производства тепла. Мы старались проводить предоплату ДК «Газ Украины», чтобы наши потребители не ощущали проблем с теплом и горячей водой. Если учесть, что в августе 2010 г. газ для теплопроизводителей подорожал на 50%, а тарифы на производство тепла хоть и выросли на 26%, но были применены только с 1 февраля. Я считаю, что работу николаевских теплоэнергетиков при таком значимом несоответствии цены на газ и тарифов на тепло можно назвать «социальным подвигом», так как целых четыре месяца мы работали с убытком. В итоге по состоянию на 1 апреля 2011 г. убыток НТЭЦ из-за несоответствия реальной стоимости природного газа и цены, заложенной в тариф, составил 24 млн. грн.

- Озвучьте, пожалуйста, в цифрах показатели работы станции в ходе ОЗП 2010 — 2011 гг.

- Николаевская ТЭЦ в осенне-зимний период 2010 — 2011 гг. выработала 93 млн. 756 тыс. кВтч электроэнергии, 329 тыс. Гкал тепловой энергии. Оба показателя превышают цифры производства в 2009 г. на 14 млн. кВтч и 52 тыс. Гкал соответственно. При этом мы смогли снизить удельные затраты топлива на производство электроэнергии с 292,4 г/кВтч в 2009 г., до 283,2 г/кВтч, а также удельные затраты топлива на производство тепла с 147,1 кг/Гкал до 142,9 кг/ Гкал. Благодаря внедрению энергосберегающих технологий, разработанных специалистами ТЭЦ, в сравнении с прошлым годом наши расходы условного топлива снизились на 9,2 г/кВтч на производство электроэнергии и на отпущенную тепловую энергию на 4,2 кг/Гкал. Поверьте, это очень высокий показатель для одной из самых старых теплоэлектроцентралей Украины. В 2012 году Николаевская ТЭЦ будет отмечать свой 110-й юбилей!

- Выше вы уже упомянули о, мягко говоря, плохом состоянии теплотрасс Николаева, расскажите подробнее об этой проблеме.

- Начать следует с того, что первая магистральная теплотрасса в Николаеве начала эксплуатироваться в 1963 г. Она была проложена от ТЭЦ до областного Дворца культуры, затем были пущены трассы по Московской, Никольской, Адмиральской, шло постепенное строительство, окончившееся в 1982 году. Самая «молодая» трасса пролегла по Херсонскому шоссе в 1988 г. С тех пор на протяжении 22 лет г. Николаев магистральных теплотрасс не строил. Общая протяженность наших труб — 47 км. Несмотря на то что срок эксплуатации большинства из них давно истек, все они продолжают нести теплоноситель в дома николаевцев. (Уровень износа около 70%). Внутриквартальные сети принадлежат городу и находятся у нас в аренде. В прошлом межотопительном сезоне мы своими силами отремонтировали участки магистральных трасс по улицам Московская, Садовая, Чигрина. А в 2011 г. после гидравлических испытаний, которые пройдут в апреле — мае, и обнаружения дефектов мы будем ремонтировать возникшие за прошедший сезон проблемные участки. К сожалению, на капитальный ремонт трасс в Николаеве уже очень много лет не выделяются средства ни из государственного, ни из областного, ни из городского бюджетов. Заложить эту составляющую в тариф мы не можем, поскольку и без того постоянно повышающаяся стоимость отопления бьет по карману простых граждан.

Для обеспечения стабильной работы тепловых сетей необходимо ежегодно выполнять капитальный ремонт двух километров трубопроводов, по факту выполняется ремонт около 300 — 400 м. Сметная стоимость ремонта двух километров трубопроводов, при использовании предизолированных труб диаметром 500 мм составляет около 16 млн. грн. Профинансировать из собственных средств ремонт тепловых сетей в таком объеме на предприятии нет возможности.

В наихудшем состоянии находятся теплотрассы, проложенные по ул. Московской от ТК (тепловая камера) 18а до ТК 22.

На сегодня существует разработанный проект замены тепловых сетей по ул. Московской от ТК 18а до ТК 22 (сметная стоимость работ 9 млн. грн.). Финансовой возможности на проведение работ у предприятия нет.

Судите сами, предприятия теплоэнергетики работают с нулевой рентабельностью, т. е. в тарифе замена или капремонт трубопроводов вообще не учтены, вот и стараемся, как можем, поддерживать в работоспособном состоянии то, что имеем. Не намного лучше ситуация и с оборудованием самой станции. К примеру, котлы Николаевской ТЭЦ находятся в эксплуатации еще дольше, чем теплотрассы, самый «заслуженный» трудится с 1939 года. При этом в планах на ремонтную кампанию 2011 г. мы смогли запланировать капитальный ремонт только одного турбогенератора, все остальное оборудование подлежит, увы, только текущему ремонту.

Тем не менее следует отметить, что благодаря высокопрофессиональному коллективу Николаевская ТЭЦ по итогам 2009 г. вошла в десятку лучших станций Украины по нескольким статьям. В том числе на наших сетях показатель потерь тепла один из самых низких в стране.

- С 1 февраля 2011 г. в Николаеве существенно повысилась стоимость отпления. Насколько соответствует нынешний, уже повышенный тариф реальной стоимости услуг?

- Это повышение не перекрывает даже возросшую в августе прошлого года цену газа. С 1 августа 2010 г. стоимость газа для населения и теплоэнергетиков возросла на 50%. Мы просчитали экономически обоснованный тариф — получилось увеличение к существующему на 30%. Эти цифры проверила Госинспекция по ценам. Но Национальная комиссия регулирования электроэнергетики повысила только газовую составляющую, таким образом, наполняемость тарифа, введенного с конца января 2011 г. — порядка 80%. Тем не менее, если говорить начистоту, то в повышении тарифов для теплоэнергетиков мы ничего хорошего в перспективе не видим. Потому что платежеспособность населения отстает от тарифов. И мы вынуждены на чем-то экономить, а на чем? На себе! Сокращаем штаты, переходим на неполную рабочую неделю, урезаем до минимума расходы на ремонтную кампанию. От всего этого страдают в первую очередь наши люди.

- Тем не менее, насколько нам известно, Николаевская ТЭЦ в должниках перед ДК «Газ Украины» не числится, как вам удалось в таких жестких условиях платить за газ и достойно провести отопительный сезон 2010 — 2011 гг.?

- Дело в том, что мы, как никто, понимаем социальную значимость централизованного отопления города. Несмотря на все пертурбации, оставить Николаев без тепла зимой мы не имеем морального права, именно поэтому все средства направляем на своевременную закупку газа. Правда, долги у нас перед поставщиками газа все равно есть, сегодня мы должны 34,5 млн. гривень. Эта цифра велика для нас, в ней соединились и рост цен на газ, и несоответствие тарифов, и долгий путь, который мы вынуждены проходить от расчета тарифов до их утверждения, и элементарное непонимание со стороны государства проблем отрасли. Так, в действующих на момент окончания отопительного сезона тарифах, не учтен рост цен на природный газ с 01.08.2010 г., 01.01.2011 г., 01.04.2011 г. А также тарифы на производство тепла утверждаются НКРЭ с нулевым уровнем рентабельности, при этом в тарифах не учитываются все необходимые затраты, в том числе уровень зарплаты и потребность в ремонтных работах, о которых мы говорили выше. Хотя радует тот факт, что, в отличие от многих регионов Украины, уровень наших расчетов за газ 74%. Это и позволило нам достойно закончить сезон. А как вы знаете, некоторым регионам Украины сначала были урезаны до минимума лимиты на газ, а под занавес сезона их вообще оставили без газа.

- В прошлом году на момент окончания сезона долг населения перед ТЭЦ был более чем существенным. Есть ли долги в этом году? И как вы с этим боретесь?

- Действительно, наши потребители, несмотря на активную претензионную работу, задолжали за тепло и горячую воду больше 27 млн. гривень. (По состоянию на 1.04.2011 г.). Причин долгов много, это и долги прошлых лет, и, как я уже упоминал, несоответствие доходов и расходов на оплату ЖКХ, и существование неблагополучных семей, которые вообще никогда не платят. С должниками работаем через суды, только в этом отопительном сезоне наши юристы передали в суды 1531 исковое заявление на общую сумму около 5 млн. грн. За этот же период судами было принято 993 решения на сумму около 2 млн. грн. Исковые требования ТЭЦ носят бесспорный характер ввиду надлежащего документального подтверждения. В случае невыполнения судебного решения в добровольном порядке ТЭЦ обращается в исполнительную службу, которая взыскивает задолженность в принудительном порядке, это и принудительные отчисления с зарплат и пенсий должников, вплоть до описи и продажи имущества. На сегодняшний день все расходы на суды, процент инфляции, оплата работы исполнительной службы, а также 3% годовых начислений на долг — все ложится на плечи неплательщика. Дополнить это можно и недавним решением правительства о возвращении пени за несвоевременную оплату услуг, так что сегодня быть должником крайне неприятное состояние.

Не забывайте и то, что вот уже 5 год подряд НТЭЦ является инициатором и проводит уникальную призовую акцию «С теплом и любовью!» для своих добросовестных абонентов. Совсем скоро, а именно 14 апреля, мы совместно с «Николаевоблтеплоэнерго» по результатам платежей за ОЗП 2010 — 2011 гг. проведем розыгрыш ценных призов: мобильных телефонов, пылесосов, кухонных комбайнов и суперпризов — компьютеров. Как и все предыдущие годы, начиная с 2007 г., когда Николаевская ТЭЦ первой в Украине провела подобную акцию, компьютер методом случайных чисел из всех абонентов ТЭЦ и НОТЭ выберет победителей, которых мы пригласим на розыгрыш к нам 14 апреля.

- В прессе в последнее время оживленно муссируется вопрос о том, что украинская теплоэнергетика будет приватизирована. Как вы относитесь к тому, что НТЭЦ может стать частной?

- Ничего страшного в приватизации нет, если она проведена правильно и если покупатель понимает, что прежде, чем получить прибыль, он должен будет инвестировать в развитие отрасли. К сожалению, пока украинская приватизация в большинстве случаев показывает иные тенденции. С другой стороны, возвращаясь к социальной значимости объектов теплоэнергетики, хочется верить, что к приватизации ТЭЦ государство подойдет взвешенно.

- Часто ли в этом сезоне вы получали жалобы на некачественное тепло и как эти жалобы отрабатываются вашими службами?

- Нельзя сказать, что жалоб много, но они имеют место. Чаще всего жалуются потребители, живущие в угловых квартирах николаевских многоэтажек, а также жильцы домов, где установлены тепловые счетчики и где ответственные за снятие показаний лица по тем или иным причинам экономят на жильцах и прикручивают подачу теплоносителя. По каждому конкретному случаю наши службы разбираются отдельно, ведется строгий учет по работе с жалобами населения. Наши специалисты выходят на места и вместе с работниками ЖЭКов и ответственными за снятие показаний счетчика лицами разбираются в сложившихся ситуациях.

За прошедший отопительный сезон на основании жалоб потребителей произведено 7 замеров температуры с составлением актов, из них:

- в 3-х случаях температура произведенных замеров была выше минимально допустимой;

- еще в 3-х случаях произведена качественная регулировка путем увеличения подачи теплоносителя;

- в одном случае по адресу: пр. Ленина, 179, кв. № 72 обеспечить потребителя качественной услугой по отоплению не удалось по причине отклонений от проектных норм при монтировании внутридомовой системы отопления. Во время ремонтной кампании будет подготовлено предложения в ЖЭК по переврезке системы отопления.

Подводя итоги, хочется еще раз обратиться к нашим потребителям: так сложилось, что вода, свет, газ и отопление в наше время стали основными составляющими городской цивилизации. Без них не будет городов, поэтому каждый из нас, жителей города, должен осознавать меру личной ответственности за «блага цивилизации». Мы, со своей стороны, сохранить и приумножить, а потребители — вовремя расплатиться по счетам.

Автор: Е. РОМАНОВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту