Великая Отечественная война давно закончилась. Бабушки и дедушки сегодняшних школьников могут знать об этой войне лишь понаслышке, из книг и фильмов или рассказов родителей. Но звучит еще бухенвальдский набат в душах и сердцах живых свидетелей тех ужасов фашизма и не дает им покоя уж сколько лет. < /p>
По традиции, 11 апреля, в Международный день освобождения узников фашистских лагерей, собираются те, кому удалось пережить страх, издевательства, холод и голод, видеть дым крематориев и все-таки выжить, чтобы еще раз с пронзительной болью вспомнить и рассказать об этом молодому поколению. И школа № 11 в Николаеве именно то место, где проходят такие встречи. Здесь год назад был открыт музей «Бухенвальдский набат». Наверное, единственный не только в области, но и в Украине. Потому что он полностью посвящен узникам фашистских лагерей смерти, а такая специализация для музеев — большая редкость.
- Музей основан был еще в 1973 году Марьяной Моисеевной Беловой, учительницей английского языка, которая по крупицам собирала сначала сведения об узниках, а потом и документы и материалы свидетелей тех событий, — рассказала заведующая музеем Людмила Леонтьевна Ермолаева. — Тогда музей размещался в двух комнатах на первом этаже жилого дома по ул. Космонавтов, 53/1. Стенды музея были самодельными, но их было довольно много. Со временем помещение обветшало и возникла необходимость переезда. Откликнулся директор школы № 11 Александр Викторович Горобец с желанием выделить помещение для такого музея. Идею поддержали власти. Нашли спонсоров — большую помощь оказали предприятие «Велам», Ленинский райисполком и мэр города Владимир Чайка.
И теперь обновленный музей, прекрасно оформленный по проекту николаевского художника Александра Матийко и при активном участии директора школы Александра Горобца, тогдашнего заместителя директора по воспитательной работе Людмилы Матийко, заведующего отделом областного краеведческого музея Владимира Петрова, научных сотрудников Виты Животовской и Елены Снитко, продолжает традиции своего создателя.
Глядя на экспонаты музея, комок подступает к горлу и перехватывает дыхание. От некоторых фотографий и подписей под ними — мороз по коже. На снимках — сцены наказаний и казней узников, построенные в шеренгу скелетоподобные люди, горы трупов... А вот за стеклом экспозиции — деревянные постолы и полосатый лагерный халат узницы Освенцима Марии Прокопьевны Филиппской, рядом ее воспоминания: ...Волосы обрезали, раздели догола и облили холодной водой из шланга. Жили в бараках, был холод и голод. Знаю каждую траву и корень на вкус... Каждую минуту умирали люди... Людей жгли в крематориях. Часто отсчитывали на апеля 9 человек, а 10-го расстреливали...» Здесь даже названия стендов свидетельствуют: «Истерзанная юность», «Дети в концлагерях», «Жертвы нацистских лагерей» — Бухенвальд, Освенцим, Равенсбрюк, Маутхаузен, а рядом живые свидетели событий — Дмитрий Дмитриевич Кравченко, Михаил Спиридонович Хмельнюк, Евдокия Родионовна Григорьева, Вера Григорьевна Слюсаренко, Анна Демьяновна Бариновская, Валентина Кирилловна Суханова, Неонила Александровна Курляк и др. Многие из них пришли в этот день повидаться и еще раз рассказать о пережитом.
С интересом слушали рассказы узников лагерей смерти школьники, с испугом в глазах разглядывая на их руках лагерные номера. Неужели такое можно пережить?
- Мне было всего лишь 15 лет, когда меня угнали в Германию, — вспоминает Неонила Александровна Курляк. — Сначала привезли в село Примкинау. Там мы жили на вольном поселении и должны были работать на военном заводе, где изготавливали боеприпасы. Но мы же были воспитаны в патриотическом духе. Я и представить себе не могла, как это я буду помогать убивать своих. Поэтому, подговорив еще двух девчонок, мы втроем сбежали. А куда бежать, всюду ведь немцы. Думали, может, какой хозяин возьмет к себе на домашнюю работу. Аусвайсы свои уничтожили и пробирались через лес, как вдруг немцы... В общем, вернули нас обратно. Правда, не били, а только в наказание заставили мыть грязную обувь, собранную, очевидно, с убитых или пленных. А когда за нами приехал комендант лагеря, чтобы вернуть на вольное поселение, я не успокоилась и со злостью сказала: «Все равно убегу!» Через несколько дней меня уже отправили в концлагерь Равенсбрюк, а потом Нойенгамме. Вот там уже хлебнула горя сполна.
Помню и радостные минуты, когда в 1945 году нас освободили англичане, привезли большой чемодан с роскошными нарядами (мы никогда таких и в глаза не видели) и приглашали уехать в Англию. Но никто из наших женщин не согласился. Все хотели вернуться только домой. И после тщательной проверки и бесед с работниками НКВД мы смогли осуществить свою мечту.
Спустя многие годы у узников фашистских лагерей появилась возможность побывать в Германии, теперь их принимали с большим уважением, как почетных гостей. Но как искупить вину перед сотнями тысяч замученных и зверски истребленных?.. Они смотрят с фотографий, представленных на стендах музея, — немым укором. Такое никогда не должно повториться, и об этом нужно знать и помнить. Наверное, и о существовании такого уникального музея должны знать не только школьники школы № 11 города Николаева, а и тысячи учащихся других школ области. Об этом бы позаботиться управлению образования и науки, организовав регулярное посещение музея.
Совсем недавно группа создателей и оформителей музея «Бухенвальдский набат» была награждена областной премией имени Николая Аркаса. Это большая и заслуженная награда. И труд этих людей не должен быть напрасным. Молодому поколению нужно знать горькую правду о войне.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |